1. Уровень логистического сервиса — величина, характеризующая логистический сервис и равная отношению практических и теоретических (оптимальных) значений показателей количества и качества логистических услуг. Эта величина позволяет оценить систему сервиса предприятия с позиции поставщика и потребителя услуг.
Расчет уровня логистического сервиса выполняется следующим образом:
m
N = - 100 %
M
где:
• — уровень логистического сервиса;
• т — количественная оценка практического объема оказываемых услуг;
• М — количественная оценка теоретически возможного объема оказываемых услуг.
Уровень логистического сервиса можно также оценить отношением фактического времени оказания услуг и теоретического времени, необходимого на оказание всего комплекса существующих на данном предприятии услуг:
где:
• — уровень логистического сервиса;
• t1; — время, затрачиваемое на выполнение i-й услуги;
• n — фактическое количество оказанных услуг;
• N — количество существующих услуг.
|
|
2. Для определения оптимального значения уровня логистического сервиса необходимо проанализировать (сопоставить) затраты на сервис и потери от снижения уровня сервиса.
Вопрос 39. Запасы в логистике
1. Материальный запас — "это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления 1.
Содержание запасов требует следующих затрат:
→ замороженных средств;
→ расходов на оборудование помещений;
→ оплаты работы специального персонала;
→ возмещения потерь вследствие порчи и хищений запасов.
Преимущества больших запасов:
→ большие запасы сглаживают сбои в поставках, обеспечивают стабильность работы, непрерывность производственного процесса, полное удовлетворение спроса;
→ умеренные затраты на оформление и доставку заказов;
Недостатки больших запасов:
→ большие затраты на содержание запасов в надлежащих условиях;
→ большие площади под складские помещения;
→ замораживание финансовых средств в запасах;
→ риск окончания срока годности, порчи, хищений.
2. К основным причинам создания запасов относят:
→ возможность нарушения установленного графика поставок (негативное последствие — остановка производственного процесса);
→ возможность колебания спроса (негативное последствие — неудовлетворенный спрос, потеря прибыли, имиджа);
→сезонные колебания производства некоторых видов товаров при относительно равномерном их потреблении, например уборка и потребление картофеля (последствие — необходимость накопления товара для последующего равномерного распределение в течение года);
|
|
→ возможность равномерного выполнения операций производства и распределения (наличие запасов готовой продукции сглаживает колебание интенсивности производства, результат — равномерность распределения продукции; наличие производственных запасов сглаживает колебания в поставках сырья и полуфабрикатов, результат — равномерность процесса про изводства);
→скидки за покупку крупной партии товаров;
→ возможность получения прибыли за счет спекуляции при пред видении резкого повышения цен на товары;
→издержки оформления заказа: поиск поставщика, проведение переговоров, командировки, междугородние переговоры и т. п. (последствие — необходимость увеличить заказываемую партию, а значит, и запас);
→необходимость немедленного обслуживания покупателей (выдать товар из запаса быстрее, чем произвести или закупить, что повышает конкурентоспособность предприятия);
→минимизация простоев производства из-за отсутствия запасных частей (особенно для предприятий с непрерывным процессом производства);
→упрощение процесса управления производством (наличие производственных запасов позволяет снизить требования к степени согласованности производственных процессов, что снижает издержки на организацию управления этими процессами).