Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики

УДК 37.013.42 (075.8) ББК 74.6

ISBN 5-8297-0160-Х © «Гардарики», 2005

©Мардахаев


Предисловие

Учебник «Социальная педагогика» составлен в соответствии с тре- бованиями Государственного образовательного стандарта по образо- ванию в области социальной работы. Он является существенной частью общепрофессиональной подготовки специалиста социальной работы, которая включает несколько элементов, один из них социаль- но-педагогический.

В целях подготовки квалифицированных специалистов учебник разделен на четыре раздела:

• Научно-теоретические основы социальной педагогики;

• Социальное формирование личности;

• Социальные отклонения в развитии и воспитании детей;

• Среда и формирование личности.

Каждый раздел включает наиболее важные темы, знание которых необходимо социальному работнику для осмысления педагогических аспектов социальных проблем клиента и реализации социалыю-педа- гогической составляющей своей профессиональной деятельности.

В современных условиях существует несколько подходов к пони- манию сущности и содержания социальной педагогики. В учебнике она представлена на основе глубокого изучения социального направ- ления в педагогике и выявления ее специфики в системе социальной работы. Предложенная концепция позволила определить наиболее важные направления социальной педагогики и в соответствии с ними разделы учебного курса.

В первом разделе рассматриваются предмет, задачи и содержа- ние социальной педагогики, ее главные принципы и социально-пе- дагогический процесс. Выделены и обоснованы ее специфические особенности, сформулированы наиболее важные требования, выте- кающие из них. Социально-педагогический процесс представлен на основе учения П.Ф. Каптерева, которое изначально строилось на со- циально-педагогической концепции и не утратило своей значимости в современных условиях. Он считал социально-педагогический про- цесс целостным явлением, выделяя в нем внутреннюю и внешнюю составляющие. Изучение этого процесса поможет студентам глубже понять сущность и содержание технологии деятельности социально- го работника, ее компонентов и особенностей реализации.


Предисловие

Второй раздел учебника знакомит с социально-педагогическим ас- пектом формирования человека. Он позволит лучше осознать особен- ности социального становления личности и причины возникновения социальных отклонений, возможности их предупреждения и преодо- ления. В нем раскрываются психосоциальные основы социального развития личности, что необходимо специалисту для уяснения самого механизма социального развития человека, а также сущность абили- тации, коррекции и реабилитации человека, находящегося в трудной жизненной ситуации.

Изучение причин социальных отклонений, возможности их пред- упреждения и преодоления — тема третьего раздела. Эти вопросы рас- сматриваются через призму понимания детской субкультуры, мира ребенка, что способствует более глубокому осознанию своеобразия со- циокультурного мира детей, подростков как клиентов социального ра- ботника, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающих- ся в социальной помощи, защите их прав как личностей.

Четвертый раздел учебника посвящен педагогике среды социаль- ного формирования человека. Приведено только несколько факторов, наиболее существенно влияющих на становление личности: это семья, улица, средства массовой информации и деятельность человека. Семья оценивается как социокультурная среда воспитания и развития личности. Именно здесь рождается человек, закладываются основы его личности. Как социокультурная среда, она оказывает значитель- ное воздействие на его будущий социокультурный мир. Наряду с этим в семье происходят социально-педагогические явления, обусловли- вающие особенности социального формирования человека. Учет этих явлений позволит социальному работнику, посвятившему себя работе с семьей, лучше понимать процессы, происходящие в ней, ошибки воспитания и социальные проблемы, возникающие между родителя- ми и детьми.

В социально-педагогическом плане исключительно важным фак- тором в качестве среды воспитания выступает улица. С этой точки зрения раскрываются истоки формирования категории «дети улицы». Улица рассматривается как социально-педагогический компонент, су- щественно влияющий на формирующуюся личность, отмечаются также особенности развития безнадзорных и беспризорных детей, тех- нологические особенности работы специалиста с ними. При этом ис- пользуются материалы, подготовленные СТ. Шацким при работе с детьми и подростками по месту жительства, а также данные зарубеж- ных исследователей о проблемах социальной практики в отношении

«детей улицы», получившей развитие в Москве во второй половине

1990-х гг.


Предисловие

На социальное формирование личности, различные категории людей оказывают огромное социально-педагогическое воздействие средства массовой информации. Они нередко являются совоспитате- лями детей и подростков, через них осуществляется значительное влияние на массы. Изучение социально-педагогических возможнос- тей СМИ занимает важное место в формировании человека как лич- ности вообще, как будущего (или уже состоявшегося) семьянина, ко- торому предстоит заниматься воспитанием (т.е. осуществлять воспитание) своих детей, для чего ему следует научиться педагогичес- ки грамотно использовать позитивное влияние СМИ и, наоборот, принимать профилактические меры против негативного.

Как социально-педагогический фактор, существенно влияющий на развитие и становление личности, в учебнике рассматривается дея- тельность как таковая. Осмысление ее возможностей важно для ана- лиза влияния профессиональной деятельности социального работни- ка на деформацию его личности. Описываются также методы профессиональной практики специалиста, существенно деформирую- щие его личность, виды деформации, особенности предупреждения и преодоления ее последствий. В контексте данной темы еще в процессе подготовки специалиста можно вести речь о его профессиональном долголетии.

Завершается изучение учебного курса темой «Педагогическая культура социального работника». Она является частью проблемы формирования профессиональной культуры специалиста, подчерки- вает ее социально-педагогический аспект.


Разде л I

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Глав а 1

Социальная педагогика, ее предмет и задачи

Развитие социального направления в педагогике способствовало выделению особой отрасли теории и практики — социальной педаго- гики. Определение ее сущности, целей, содержания, основных задач и функций позволит более четко представить ее место и роль в социаль- ной работе.

В главе предусматривается рассмотрение следующих тем:

1) сущность и содержание социальной педагогики как специфи- ческого знания, теории и практики;

2) основные категории, функции и задачи социальной педагогики.

Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики

Термин «педагогика» произошел от двух греческих слов: pais, pai- dos — дитя, ребенок, ago — веду, что означает «ведущий дитя», или

«детоводитель». По преданию, в Древней Греции рабовладельцы спе-

циально назначали раба, который водил их детей в школу. Его и на- зывали paidagog. Впоследствии педагогами стали называть людей, ко- торые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки — педагогика.

Слово «социальный» (от лат. socialis) означает — общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. В этом смыс- ле речь идет не просто о социальном развитии и воспитании человека, а о его ориентации на социальные ценности, нормы и правила обще- ства (среды жизнедеятельности), в котором (которой) ему предстоит жить и реализовывать себя как личность. Родители, лица, их заме- щающие, воспитатели изначально ведут ребенка по жизни, помогая ему усваивать социальный опыт среды жизнедеятельности, культуру, формироваться как личность, овладевать способностью и готовностью реализовывать себя в жизни.


Глава 1. Социальная педагогика, ее предмет и задачи 9

Социальная педагогика изучает проблемы, связанные с направлен- ной деятельностью субъекта воспитания (родителя, лица, его замеща- ющего, воспитателя и пр.), которая способствует проведению челове- ка начиная с момента рождения по этапам социального развития и дальнейшему становлению его как гражданина конкретного общества. Это осуществляется в соответствии со сложившимися традициями, обычаями, культурой и социальным опытом жизнедеятельности той среды, в которой живет человек и где ему предстоит реализовывать себя как личность по мере социального развития.

В развитии социальной педагогики прослеживаются два направле- ния: социальное и личностное.

А. Социальное направление. В широком смысле оно определяется влиянием государства, общества в целом на воспитание подрастающе- го поколения — это социопедагогика; в узком смысле — влиянием среды жизнедеятельности на процесс формирования личности чело- века — педагогика среды.

Социопедагогика. Деятельность государства и общества по воспи- танию своих граждан, отражающаяся в сложившейся законодательной базе, создании институтов воспитания, обучения и профессиональной подготовки, в обеспечении их функционирования имеет официаль- ный социально-педагогический характер.

В государстве складываются так называемые «неписаные законы» в виде обычаев, совокупности норм и правил, принятых в обществе в вопросах воспитания подрастающего поколения. По своей сущности они также имеют социально-педагогический, но неофициальный ха- рактер.

Социопедагогика изучает официальную и неофициальную дея- тельность государства, общества по формированию стратегии воспи- тания подрастающего поколения, ее тенденции и закономерности, а также особенности и возможности института ее реализации.

Педагогика среды. На формирование человека существенное влия- ние оказывает среда его жизнедеятельности. При этом каждый фактор среды имеет свои воспитательные возможности. К ним относятся: семья, в которой родился и воспитывается ребенок (приемная семья, государственное учреждение); средства массовой информации; иг- рушки и игры ребенка; книги, которые он читает; круг друзей; авто- ритетные личности; социально-педагогические особенности коллек- тивов, в которые попадает человек на разных этапах его жизнедея- тельности; улица и многое другое.

Педагогика среды изучает социально-педагогические возможности среды, непосредственно и опосредованно влияющей на социальное развитие и воспитание человека на разных возрастных этапах его


10 Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики

жизни (П. Наторп, П. Бергеманн, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер, Р. Зейдель, СТ. Шац- кий, А.С. Макаренко, Б.Т. Лихачев, В.Д. Семенов и др.).

Б. Личностное направление определяет социальную педагогику личности. Оно берет начало от «индивидуальной» педагогики Дж. Локка (1632-1704), Ж.Ж. Руссо (1712-1778) и др. В ней суще- ствует несколько направлений (условно-гуманистическое и консерва- тивное). Во второй половине XIX в. в «индивидуальной» педагогике возникла крайне правая, националистическая по своей сущности кон- цепция немецкого философа Ф. Ницше (1844—1900) — концепция формирования сверхчеловека. Это направление поставило перед пе- дагогами проблему воспитания человека ради него самого, либо под- готовки его к жизни в определенной среде (государстве, обществе). Это в большой степени способствовало появлению как альтернативы индивидуальной педагогике социального направления. Оно обосно- вывало приоритет социального предназначения человека, необходи- мость его подготовки к жизни в конкретном обществе и включало: педагогику социального становления личности, педагогику социаль- ных отклонений в формировании личности, социальное воспитание.

Педагогика социального становления личности. Человек как соци- альное существо развивается по законам природы и воспитывается с учетом потребностей определенной социальной среды, общества, ин- дивида (К. Магер, X. Мискес, М.А. Галагузова, А.В Мудрик, Б.Т. Ли- хачев и др.). Это значит, что человек, с одной стороны, социально формируется в соответствии с его индивидуальностью, теми особен- ностями и возможностями, которые характерны именно для него

{внутренняя личностная обусловленность); с другой — формируется в соответствии с теми социальными условиями, в которых живет и ре- ализует себя как личность (средовая обусловленность); с третьей — ориентирован в социальном становлении в соответствии с требова- ниями конкретного общества, его социокультуры, образа жизни (внешняя социальная обусловленность).

Социальное саморазвитие человека. Этот сложный закономерный процесс свидетельствует о том, что при определенных условиях имеет место и соответствующее социальное развитие человека. Меняются условия, направленность и интенсивность социального развития. Именно от процесса социального самосовершенствования во многом зависит, какая именно сформируется личность из этого человека. Зна- ние того, как происходит социальное саморазвитие индивида, позво- ляет воспитателю (родителю, лицу, его заменяющему, учителю и пр.) прогнозировать его динамику, изыскивать возможности направленно- го влияния на условия его протекания и через них на сам процесс.


Глава 1. Социальная педагогика, её предмет и задачи 11

В этом заключается прикладная часть социальной педагогики. Она исследует возможности социального развития и воспитания, исправ- ления и перевоспитания, коррекции воспитательной деятельности, педагогической реабилитации конкретного человека, с учетом его ин- дивидуальности, среды воспитания и возможной социальной перспек- тивы.

Педагогика социальных отклонений в формировании личности. Подраздел, изучающий причины социального отклонения в развитии и воспитании человека и определенных групп, возможности его пред- упреждения и преодоления (И.Г. Песталоцци, Е. Молленхауер, Ф.А. Дистервег, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Россинский и др.). На социальные отклонения формируемой личности значительное влия- ние оказывают факторы индивидуальной предрасположенности, предшествующего этапа социального формирования, среды жизнеде- ятельности растущего человека и воспитание.

Социальное становление не является стихийным следствием вза- имодействия человека и среды. Значительное место в нем принадле- жит социальному воспитанию. По своей сути это — направленная де- ятельность воспитателя (родителя, лица, его заменяющего, учителя, руководителя, наставника и др.) по созданию специальных условий для взаимодействия с воспитанником, воздействия на его сознание и чувства в интересах достижения определенных социально-педагоги- ческих целей (Песталоцци, Дистервег, Галагузова, Лихачев, Мудрик и др.).

С древнейших времен философы и педагогики считали ранний детский возраст наиболее благоприятным для направленного воспи- тания человека, стимулирования его социального самосовершенство- вания. Это период наибольшей динамичности и гибкости в развитии ребенка, чем он и важен в воспитательном отношении. Всякие упуще- ния, недоработки, перегибы, ошибки в социальном воспитании чело- века на ранних этапах его возраста незамедлительно отражаются на его становлении как личности.

Издревле важнейшим считалось нравственное воспитание. Оно подчиняется тем нормам и правилам, которые сложились в этом об- ществе и признаны им. Усвоение их человеком с раннего возраста оп- ределяет его поведение и самопроявление в среде жизнедеятельности. Именно нравственное начало в человеке выступает наиболее важной социальной основой, которая необходима ему для жизни и самореа- лизации в конкретном обществе. На это обратил внимание П.А. Со- колов (российский педагог конца XIX — начала XX вв.), анализируя истоки социально-педагогического направления в педагогике. Он под- черкивал, что известный немецкий философ И. Кант (1724—1804)


12 Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики

идеалом социального формирования личности считал развитие ис- тинно человеческой природы, подготовки ее к нравственно волевой деятельности в условиях общества.

В нравственных принципах, нормах и правилах государство, об- щество определяют социально-педагогические ценности, идеалы, тре- бования к воспитанию человека. Нравственное воспитание включает социально-педагогический аспект, оно воздействует на содержание важнейшего направления социального воспитания — подготовку субъектов к жизни в обществе.

Сам по себе человек не может стать нравственной личностью. Он нуждается в помощи тех, кто в раннем возрасте способствовал его со- циальному становлению (родители, лица, их заменяющие, воспитате- ли, учителя и пр.). Нравственная позиция этих людей (воспитателей) во многом определяет содержание социального становления растуще- го человека. Собственное невежество в сфере воспитания они часто принимают за «мудрость». Далеко не всегда они готовы и способны прогнозировать социально-педагогические последствия своей воспи- тательной деятельности.

У человека самолюбие (себялюбие) проявляется с самого раннего возраста, когда все внимание направлено на него, на удовлетворение его потребностей и обеспечение его благополучия. Это, естественно, так как ребенок мал, слаб и беспомощен. Со временем, по мере роста, направленность и уровень себялюбия у него меняется под воздейст- вием воспитания в позитивном или в негативном плане.

Следует выделить в социальной педагогике и роль самого человека в его социальном становлении. Она различна в зависимости от его воз- раста. На начальном этапе она обусловлена преимущественно инди- видуальной предрасположенностью к активности, любознательности. С возрастом, как следствие образа жизни, формирования мировоззре- ния и воспитания нравственно-волевых качеств, все более и более воз- растает осознанный выбор, появляется нравственная ориентация, жизненная позиция человека. Они в значительной степени определя- ют дальнейшее социальное самосовершенствование и изменения в че- ловеке на разных возрастных этапах его жизни.

Структура социальной педагогики представлена на схеме 1. Социальную педагогику следует рассматривать с позиций: а) госу-

дарства и среды жизнедеятельности человека; б) социального воспи-

тания; в) человека как социальной единицы; г) личностной позиции и активности человека в социальном самосовершенствовании.

а) Социальная педагогика — это научная и практическая деятель- ность государства, государственных и общественных институтов по формированию идеологии и обеспечению воспитания подрастающего


Глава 1. Социальная педагогика, ее предмет и задачи 13

Социопедагогика

Социальное воспитание


Педагогика социального становления личности


Педагогика

социальных отклонений


Индивидуальная активность

во взаимодействии со средой жизнедеятельности и в работе по самосовершенствованию

личность

Педагогика среды

Схема 1. Структура социальной педагогики

поколения. Она направлена на социально-педагогическую оценку за- конодательного творчества государства, деятельности государствен- ных институтов, общественных организаций, движений и партий, средств массовой информации по воздействию на массы, воспитанию подрастающего поколения. Данный раздел исследует также социаль- но-педагогические возможности и проблемы целесообразного ис- пользования различных институтов (семьи; образовательных, спе- циальных образовательных, исправительных, коррекционных, реа- билитационных, социальных, досуговых учреждений; общественных объединений, движений и организаций; средств массовой информа- ций и пр.) в воспитании.

б) Социальная педагогика — это теория и практика социального становления и дальнейшего совершенствования личности, обществен- ных групп в процессе социализации.

Социальная педагогика как теория — это система понятий, утверж- дений, законов и закономерностей, раскрывающих процесс социаль- ного становление личности, социального управления группой (мас- сой) с учетом влияния на них факторов среды, сформулированных в совокупности учений и концепций и подтвержденных общественной и педагогической практикой. Она позволяет понимать природу соци-


14 Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики

ального формирования личности, управления группой, проблемы со- циальных отклонений в них, возможности их предупреждения и пре- одоления.

Социальная педагогика как практика — это направленная деятель- ность (опыт деятельности) субъекта (социального педагога; лица, осу- ществляющего социально-педагогическую деятельность) по диагнос- тике и прогнозированию социального развития, коррекции и воспитанию, перевоспитанию человека, группы. Она также является направленной деятельностью по управлению массами, различными группами, мобилизации их на определенные действия, сдерживанию активности в интересах достижения определенных политических и иных целей.

Социальная педагогика как учебная дисциплина — это компонент специальной (профессиональной) подготовки социального педагога, социального работника, специалиста по специальной психологии, коррекционной и реабилитационной педагогике. Она состоит из ос- новных разделов, подразделов, включающих содержание педагогики среды и социальной педагогики личности. Каждый из подразделов имеет свое содержание и рассматривается во взаимосвязи с другими (см. схему 2).

Схема 2. Структура социальной педагогики как учебной дисциплины


Глава 1. Социальная педагогика, ее предмет и задачи 15


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: