double arrow

Пути повышения воспитательных возможностей семьи


Повышение воспитательных возможностей семьи включает реше- ние ряда проблем. Необходимо выявить типичные проблемы и ошиб- ки родителей в воспитании детей и определить те направления дея- тельности, которые могли бы способствовать повышению их воспита- тельных возможностей.

Типичные проблемы, обусловливающие негативное воспитательное воздействие родителей на ребенка в семье.

 
1. «Близорукость» воспитательных представлений (недостаточ- ность знаний, представлений о воспитании, воспитательных ситуаци- ях на различных этапах возрастного развития ребенка). Как следст- вие — неумение создавать и использовать возможности воспитатель- ной ситуации; появление необоснованных для ребенка требований, вызванных завышенными ожиданиями родителей, нереализованность значимых целей воспитания. Этот феномен условно назван «эффек- том самоусиления сопротивления». Он возникает чаще всего в новой социальной среде, при изменении воспитательных требований,

цели воспитания отличаются или противоречат прежним. Ребенок не понимает, что от него хотят родители, и упорно сопротивляется их воспитательному воздействию.

2. «Фальстарт в воспитании» или нехватка терпения, выдержки перед началом активного этапа воспитательного процесса. Активность многих родителей, возникшая после рождения ребенка (ведение днев- ника, замеры физиологических данных, тенденции развития речи и т.п.), часто резко падает к 1,5—2 годам. К 2,5—3-летнему возрасту ре- бенка у них наблюдается своего рода последствия «фальстарта» — преждевременно истраченные силы, известный уровень усталости, переходящий в беспечность и устранение от воспитания. Прозрение, наступающее к 4—5 годам, подтверждает, что время упущено.

3. Воспитание детей «по образу и подобию» своего детства — это наиболее распространенная форма воспитательной деятельности ро- дителей. Такой опыт бывает далеко не лучшим, но он трансформиру- ется родителями с большим упорством, которые не замечают негатив- ных последствий.

4. Противопоставление родительских отношений к детям. Оно возникает: при длительном отсутствии одного из родителей в семье в


156 Раздел IV. Среда и формирование личности

силу каких-либо причин; самоустранении одного из родителей от вос- питания детей; амбициозности родителей (одного из родителей) и др. Часто мать занимается воспитанием одна, что способствует форми- рованию у нее особой привязанности к ним. Со временем ее потреб- ность во взаимной исключительной привязанности ослабевает. Вклю- чение в процесс воспитания супруга нередко сопровождается повы- шением претензий к детям. Возникает «ревность» в отношении к ним. Все это способствует формированию отношений противопостав- ления между детьми и родителями, что негативно сказывается на их воспитании.

5. Потворствующая гиперпротекция как отражение хронического

«синдрома маленького ребенка» или предпочтение видения в под- ростке детских качеств. Родители как бы игнорируют взросление детей, чрезмерно опекают их в различных жизненных ситуациях. Рас- сматривая подростка как «еще маленького и беззащитного», они про- являют к нему чрезмерную жалость и опеку, чем снижают уровень требований, сдерживая его развитие, стимулируя инфантилизм (со- хранение в психике и поведении взрослеющего человека особеннос- тей, присущих детскому возрасту). Чем дольше по времени насильно удерживается внимание ребенка на этом образе, тем далее отодвига- ется процесс обращения его внимания на себя, идентификацию своих половых, возрастных и гражданских качеств в процессе социализации.

6. Атрибутивная (от лат. attributum — придавать, снабжать — оп- ределенный, относящийся к определению, употребляющийся в каче- стве определения) проекция — проектирование чего-либо на другого человека. Она является следствием развитого у родителя эффекта

«проекции на подростка собственных нежелаемых качеств». В резуль- тате проявляется эмоциональное отвержение или жестокое обраще- ние. Причиной такого воспитания нередко бывает то, что в подростке родитель видит черты характера, которые чувствует, но не признает в себе. Это могут быть агрессивность, упрямство, несобранность, про- тестные реакции, несдержанность и др. Ведя борьбу с такими истин- ными или мнимыми качествами у подростка, родитель (чаще всего отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Он при этом нередко навязывает подростку статус «неисправимого», «психа»,

«недотепы» и т.п. Борьба с нежелаемыми истинными или воображае- мыми качествами подростка помогает отцу верить, что у него самого данного качества нет.

7. Снисходительная гиперпротекция. Она проявляется как пони- женный уровень требований к ребенку. В таком случае происходит перераспределение власти в семье между родителями и подростком в пользу последнего. Родитель «идет на поводу» у него, уступает даже


Глава 12. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности 157

в вопросах, в которых, по его же мнению, этого делать никак нельзя. Причинами могут быть: воспитательная неуверенность родителей; умение подростка найти к своему родителю (своим родителям) под- ход, при котором создается ситуация — «минимум требований — мак- симум прав». Типичная ситуация в такой семье — бойкий, уверенный в себе подросток, смело предъявляющий требования, и неуверенный, нерешительный, винящий себя во всех неудачах с ребенком родитель.

8. Доминирующая гиперпротекция. Она проявляется как чрезмер- ная опека и мелочный контроль. Чаще всего это вызывается фобией утраты ребенка вследствие перенесения им тяжелого заболевания, особенно если оно было длительным. Страх заставляет одних родите- лей тревожно прислушиваться к любому пожеланию ребенка и спе- шить удовлетворить его (потворствуя гиперпротекции), в других — мелочно опекать его (доминирующая гиперпротекция).

9. Эмоциональное отвержение родителем сына или дочери. Оно проявляется в виде неприятия одним из родителей одного из детей по различным причинам. Чаще всего это происходит в связи с установ- кой по отношению к полу ребенка. Происходит это на основе предпо- чтения родителем мужских или женских качеств. При этом имеет место потворствующая гиперпротекция. Отношение к подростку со стороны родителя обусловливается не его особенностями, а теми чер- тами, которые приписываются его полу, т.е. «вообще мужчинам» или

«вообще женщинам». Так, например, при наличии предпочтения жен- ских качеств наблюдается неосознаваемое неприятие подростка муж- ского пола. В таком случае наиболее характерны стереотипные отри- цательные высказывания о мужчинах вообще.

10. Гиперпротекция и жесткое обращение. Причинами такого под- хода могут быть: недостаток опеки, контроля, истинного интереса и внимания родителей к ребенку; неразвитость родительских чувств, превратившаяся в эмоциональное отвержение, жесткое обращение; отторжение самого родителя в детстве его родителями (дефицит ро- дительского тепла и любви); гипертрофированная потребность роди- теля в профессиональном самоутверждении (с возрастом она может ослабеть); для женщин часто это связано со стремлением (с желани- ем) любым путем «устроить свою жизнь» и др. Проявлением такого обращения может быть, подавление и ограничение возможностей развития ребенка, перекладывание на него значительной части ро- дительских обязанностей, а иногда и раздражительно-враждебного от- ношения.

11. Избирательная гиперпротекция. Она имеет место при воспита- нии двух и более детей и проявляется в виде покровительства, благо- склонного отношения, как правило, к младшему ребенку. Она возни-


158 Раздел IV. Среда и формирование личности

кает как следствие неадекватности родительских чувств к детям и, в частности, обостренности симпатий к одному из них. Очевидно, что со временем родители начинают проще относиться к организации вос- питания каждого последующего ребенка в отличие от первого. При- чиной этого может быть то, что при воспитании первого ребенка ро- дители используют преимущественно чужой опыт, младшего же — собственный. В нем все воспринимается с симпатией, даже отклоне- ния в поведении, не простительные для других. Старший сын (дочь) стремятся самостоятельно «ставить на место любимчика».

Дети постоянно находятся в конфликтных отношениях. При их разрешении родители симпатизируют младшему, у старшего активи- зируется эмоциональное отвержение малыша и одновременно снижа- ется восприимчивость воспитательных воздействий. Узел затягивает- ся, и проблема становится как бы тупиковой.

12. Трансформация психогенных расстройств родителей на детей. Психогении — расстройства психики, возникающие под влиянием психических травм (интенсивного, но кратковременного или относи- тельно слабого, но длительного воздействия). Отклонениями такого типа могут быть:

• приобретенные в браке вследствие нарушения супружеских от- ношений между родителями (развод, смерть одного из родителей, длительная разлука, тяжелая болезнь, грубость мужа и т.д.), ведущие к воспитательной неуверенности, предпочтению в подростке детских качеств, нарушениям структурно-ролевого аспекта жизнедеятельнос- ти ребенка в семье, фобиям утраты ребенка и пр.; некритического от- ношения к своей воспитательной деятельности и усвоения негативно- го опыта воспитания детей, что приводит к чрезмерной самоуверен- ности; исключительной привязанности, эротического отношения к родителю: ревность, детская влюбленность и т.д., у родителя возника- ет страх перед самостоятельностью растущего ребенка, появляется стремление удержать его с помощью потворствующей или домини- рующей гиперпротекции. Сразу это не осознается родителем, а прояв- ляется в поведении ребенка позднее (чаще в неадекватном ожидании родителя);

• приобретенные родителями во время их детства вследствие: не- правильной постановки воспитания при наличии «фактора противо- показания», не способствующего благоприятному развитию личности ребенка (семья, состоящая из представителей одного пола; неполная семья; невростеническая семья; отсутствие родителей; отвержение ро- дителями самого ребенка и пр.); негативной среды семьи (пьянство, драки, грубость, жестокость; негативные привычки, интересы, стрем- ления и пр.); отрицательного опыта родителей в воспитании детей —


Глава 12. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности 159

будущих воспитателей; акцентуации характера ребенка. В этом воз- расте они нередко обостряются и выступают в тесной взаимосвязи с нарушениями в семье. При этом наблюдается не просто «сложение» неблагоприятных факторов, но и значительное усиление связанных с этим воспитательных воздействий неблагоприятного характера (по- нятие, введенное К. Леонгардом).

Негативные последствия воспитания нередко обусловливают ти- пичные ошибки семейного воспитания — действия (бездействия), кото- рые осуществляют родители в интересах воспитания ребенка. При этом сами родители негативной роли «воспитательной деятельности» не осознают или делают вид, что не осознают. К таким ошибкам от- носятся:

• недооценка роли личного примера родителей;

• отсутствие единства требований в воспитательной деятельности родителей;

• отстранение детей от посильного домашнего труда;

• неумение пользоваться методами воспитания, особенно поощре- нием и наказанием;

• применение физического наказания;

• отсутствие такта в отношении с ребенком;

• ссоры родителей в присутствии детей;

• неправильное поведение отдельных родителей в быту (пьянство, скандалы);

• переоценка родителями своих воспитательных возможностей;

• неоправданная идеализация своих детей («мой ребенок самый умный, талантливый, необыкновенный») и т.п.

Повышению воспитательных возможностей семьи способствует:

а) подготовка молодых людей к семейной жизни. Такая подготов- ка включает комплекс мер:

— формирование педагогических знаний у будущих родителей: понимание важности авторитета родителя; общие представления о воспитании ребенка (подростка); психология половых различий для развития половой идентичности детей, различия мужчин и женщин для нормализации супружеских отношений; причины ранних откло- нений (если они есть у ребенка); особенности личности ребенка и их проявления; границы дозволенного поведения детей разного возраста и др.;

— овладение родителями средствами и методиками воспитатель- ной работы с ребенком на разных этапах его возраста (воспитание трудом в семье, педагогика детских поручений, воспитание игрой);

— формирование у родителей опыта создания педагогически це- лесообразных отношений с ребенком;


160 Раздел IV. Среда и формирование личности

б) поддержание нравственного климата в семье;

в) психологическая и нравственная подготовка к рождению ре- бенка;

г) обеспечение взаимодействия семьи, детского сада, школы;

д) обеспечение единства и согласованности воспитательных уси- лий родителей;

е) формирование критического подхода родителей к своей педаго- гической деятельности, разумного поиска путей совершенствования воспитания детей и др.

Родителям необходимо понять важность воспитания и определить цели и задачи воспитательной деятельности, свое место в ней. Воспи- тание детей — важнейшая из всех других задач. Его нельзя перенести на другое время. В диапазоне детского возраста активный период вос- питания составляет примерно 6—8 лет.

Наиболее ответственные для родителя этапы жизнедеятельности ребенка, которые необходимо учитывать, организуя свою воспита- тельную деятельность:

• до 1,5—2 лет — этап общего развития;

• 3—7 — дошкольный;

• 8—10 (12 для мальчиков) лет — как младший школьный возраст или переход в подростковый возраст;

• 10(12)—1 6 лет — подростковый.

Характерной ошибкой многих родителей является неумение диф- ференцированно подходить к оценке результатов воспитания. Основ- ными показателями оценки действенности этого процесса в семье могут быть:

• в дошкольном возрасте (3—7 лет): характер проявления первых признаков нравственных качеств; общее физическое развитие и воз- можные дефекты; способность к игре; уровень внушаемости; тенден- ции развития половой идентичности; характер проявления доминиру- ющих способностей; способность к подражанию; реакции на принятые нормы поведения; характер проявления детской ответственности и т.п.;

• в младшем школьном возрасте (8—10 (12) лет): понимание про- блем морали; тенденции физического развития; возможные отклоне- ния в половой идентичности; предрасположенность к виду деятель- ности; отношение к домашнему и собственному хозяйству; коммуникативные качества; преобладающие реакции на свои права и обязанности гражданина и т.п.;

• в подростковом возрасте (10 (12)—16 лет): открытость для роди- телей по любым вопросам; уровень развития основных черт характера и возможные отклонения; тип реакции и поведения по проблемам


Глава 12. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности 161

пола и секса; тенденции развития нравственных чувств и характера возможных противоречий; степень осознанности своего поведения, прав и свобод; мотивация физического развития; отношение к инди- видуальной и совместной деятельности; привычки и характер их про- явления и т.д.

Важнейшийкритерийоценкивоспитанностиребенка — единство сознания и поведения. Это, по мнению Макаренко, наиболее полно вы- ражается в таком явлении, как «поступок наедине». Ребенок проявля- ет себя наиболее полно и естественно, когда он один и ему не надо приспосабливаться к обстановке, лицемерить.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Дайте характеристику семьи как социокультурной среды развития и воспитания личности.

2. Каковы основные социальные функции семьи но отношению к детям?

3. Назовите основные факторы семьи, существенно влияющие на социальное раз- витие и воспитание ребенка.

4. В чем сущность семейного воспитания?

5. Каковы характерные проблемы, с которыми сталкиваются родители в процессе воспитания детей на разных этапах их возраста?

6. Каково влияние взаимоотношений в семье па формирующуюся личность?

7. Каковы основные знания, которые необходимы родителю как воспитателю?

8. Каковы типичные ошибки семейного воспитания и их последствия?

9. Какова взаимосвязь семьи и школы в воспитании ребенка?

10. Каковы основные пути повышения воспитательных возможностей семьи?

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Влияние семейных конфликтов па воспитание детей, на самих родителей.

2. Типичные ошибки семейного воспитания и их влияние па растущую личность.

3. Морально-психологический климат семьи и его значение в воспитании детей.

4. Основные направления семейного воспитания.

5. Методы воспитания детей в семье.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азаров ЮЛ. Семейная педагогика. М., 1993.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации // Полный сборник кодексов Рос- сийской Федерации. М., 2002. Ст. 31—33, 36, 39-40 .

3. Куликова ТА. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999.

4. Меньшутин В.П. Помощь молодой семье (Заметки психолога). М., 1987.

5. Мудрость воспитания: Книга для родителей. М., 1987.

6. Семейный кодекс Российской Федерации // Полный сборник кодексов Россий- ской Федерации. М., 2002. Ст. 121, 123, 151-155.

7. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. М., 2000.

.11- 5887


Глав а 13

Улица как среда воспитания. «Дети улицы»

Улица как социально-педагогическая среда рассматривается в со- вокупности тех факторов, воздействие которых человек испытывает, выходя за пределы дома, школы, других учреждений. Такое воздейст- вие оказывает существенное влияние на растущего человека, опреде- ляя его своеобразие как формируемой личности. Одновременно чело- век, попадая на улицу, должен уметь реализовывать себя в ней, не деформируя позитивных личностных характеристик.

Данная тема предусматривает рассмотрение следующих проблем:

1) факторы улицы и их влияние на формируемую личность;

2) социально-педагогическая работа с «детьми улицы».

§ 1. Факторы улицы и их влияние на формируемую личность

 
Воспитательная роль улицы известна с древнейших времен. Мно- гие педагоги и родители, давая характеристику ребенку, нередко от- мечали влияние улицы на его воспитание. В то же время улица часто является своего рода «домом» для многих детей и их основным вос- питателем. Причинами активного влияния улицы на формируемую личность ребенка являются индивидуально-психологические особен- ности детского возраста. Как отмечал СТ . Шацкий это

обусловлено природными свойствами ребенка, которые можно свести к следующим положениям:

1) у детей сильно развит инстинкт общительности;

2) они настойчивые исследователи по природе;

3) им свойственно созидание — делание;

4) они стремятся проявить себя, получить собственные впечатле- ния;

5) огромную роль играет инстинкт подражательности.

Улица в большой степени позволяет ребенку реализовать свои ин- стинкты. Дети каждый день сталкиваются с поведением сверстников и взрослых на улице во всем его многообразии. Основными фактора- ми улицы, существенно влияющими на социальное воспитание ребен- ка, являются:


Глава 13. Улица как среда воспитания. «Дети улицы» 163

— свобода самопроявления личности. Ребенок (подросток) очень нуждается в такой свободе. Именно улица предоставляет ему свободу самопроявления и по содержанию, и по форме, какой он, как правило, не имеет в домашних условиях;

— субкультура среды общения ребенка с себе подобными, отве- чающая его интересам и потребностям. Эта среда создает наиболее благоприятные условия для самопроявления. В ней ребенок чувству- ет себя «как все», на равных (ощущение комфортности), даже если имеет место его притеснение, давление, ограничение. Отделение его от среды, наоборот, создает комплексы, личностные проблемы внут- ренней ограниченности и пр. Такая субкультура далеко не всегда носит позитивный характер. Она создается такими же детьми улицы и способствует поддержанию среды;

 
— многообразие, новизна и необычность явлений, обеспечиваю- щие удовлетворение любознательности ребенка, его постоянно расту- щий интерес и естественные потребности. Именно на улице ребенок встречает значительное количество примеров, не имеющих ценност- ных ограничений и поэтому становящихся образцами, достаточно до- ступными для подражания. Учитывая значительное негативное влия- ние этих примеров, Шацкий назвал улицу основным врагом воспитательного процесса (форма главной отрицательной силы, нега- тивный образ окружающей ребенка среды). Она способствует беспо- рядочности впечатлений, неустойчивости настроений, возбуждает нервы и создает «дикие характеры», подавляет разумную волю, но

«она привлекает быстрым удовлетворением детских инстинктов, лю- бопытства, общительности и сильно действует на детскую подража- тельность»;

— совместная деятельность, усиливающая индивидуальные воз- можности каждого ребенка, делающая его более значимым как в своих глазах, так и в глазах окружающих. От безделья дети включаются в различные виды совместной деятельности в зависимости от поступ- ков отдельных лиц, берущих на себя функции инициаторов и органи- заторов формирования (удовлетворения) новых, необычных (сложив- шихся) интересов и потребностей группы. Такие виды деятельности могут быть самыми разнообразными, в том числе: курение, употреб- ление спиртных напитков, наркотиков, совместные песни, издеватель- ства над окружающими и пр.;

— «активный досуг», совместное времяпрепровождение для детей, которым нечем заняться и которые благодаря улице получают такую возможность и др.

— общие интересы, объединяющие детей, делают их взаимоинте- ресными. Шацкий отмечал, что с педагогической точки зрения «дети

11*


164 Раздел IV. Среда и формирование личности

связаны со средой, они тесно соприкасаются с нею, и понимать детей, разбираться в детской жизни, в детских характерах, вкусах, интересах вне среды, независимо от среды невозможно».

В современных условиях значительная часть детей является про- дуктами улицы, ее воспитанниками. Их называют «детьми улицы», беспризорными и безнадзорными.

«Дети (ребенок) улицы» — это дети (ребенок), не достигшие 18 лет, результат воспитания которых определен улицей; дети (ребенок), живущие (живущий) на улице и для которых (которого) она является родным домом. Основными причинами формирования таких личнос- тей являются:

• потеря родителей в результате несчастного случая, когда ребен- ку своевременно не была оказана помощь службами опеки и попечи- тельства;

• если ребенок брошен родителями;

• родители, лишенные или находящиеся в процессе лишения ро- дительских прав;

• жестокое обращение с ребенком в семье;

• агрессивная обстановка в семье, создающая для ребенка диском- форт и побуждающая его искать более благоприятные условия для самовыражения;

• одиночество ребенка, отсутствие внимания к нему, когда роди- тели отстраняются по различным причинам от его воспитания;

• материальное благополучие семьи, когда социальные интересы ребенка остаются вне внимания родителей;

• творческая активность ребенка, постоянно ищущая новое, неор- динарное и не находящая возможности к самореализации;

• недостатки воспитания и быта, конфликтные отношения и дру- гие факторы, вынуждающие воспитанников покидать детские дома и интернатные учреждения;

• психологические отклонения, побуждающие ребенка к бродяж- ничеству;

• субкультура детской среды, в которой ребенок получает соци- альное удовлетворение и которая определяет его отношение к ней как к доминирующей, и другие причины.

«Детей улицы», при живых родителях по стечению обстоятельств оказавшихся без их попечения, нередко называют социальными сиро- тами. К ним относят оставшихся без единственного или обоих роди- телей в связи с:

• лишением их родительских прав;

• ограничением в родительских правах;

• признанием их безвестно отсутствующими;


Глава 13. Улица как среда воспитания. «Дети улицы» 165

• признанием их недееспособными (ограниченно дееспособ- ными);

• нахождением их в лечебных учреждениях;

• объявлением их умершими;

• отбыванием ими наказания в виде лишения свободы в исправи- тельных учреждениях, нахождением под стражей в качестве подозре- ваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

• уклонением от воспитания детей или от защиты их прав и инте- ресов;

• отказом взять своих детей из воспитательных, лечебных учреж- дений, учреждений социальной защиты населения и др.;

• иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения ро- дителей в установленном законом порядке.

Существуют классификации «детей улицы»:

а) в зависимости от времени нахождения ребенка на улице:

• дети, воспитанием которых не занимаются родители или лица, их замещающие, а лишь те, кто окружает их на улице. Такие дети домой чаще всего возвращаются только ночевать;

• дети, периодически уходящие из семьи на короткое время и воз- вращающиеся домой;

• дети, ушедшие из семьи, но пребывающие на улице сравнитель- но недолгое время (от нескольких недель до полугода);

• дети, живущие на улице долгий срок (год и больше);

• дети — воспитанники сиротских учреждений, лишенные попече- ния родителей и воспитывающиеся средой жизнедеятельности;

• молодые люди, вышедшие из сиротских учреждений. Формаль- но они имеют жилье, но из-за специфики организации жизнедеятель- ности данных учреждений они не готовы к самостоятельной жизни и тоже оказываются на улице;

б) в зависимости от социального положенияребенка:

• бездомные — дети, которые не имеют постоянного места житель- ства или проживают в условиях, абсолютно не соответствующих со- циальным нормам, другими словами, те, которым по каким-либо при- чинам негде жить;

• безнадзорные — несовершеннолетние дети, контроль за поведе- нием которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежа- щего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей, либо должностных лиц. Суть этого общественного явления заключа- ется в отсутствии должного наблюдения за детьми (ребенком) со сто- роны родителей или лиц, их заменяющих. Такие дети могут прихо- дить постоянно или периодически ночевать домой. К ним относят и


166 Раздел IV. Среда и формирование личности

тех, родители (или лица, их замещающие) которых (которые) исполь- зуют их в интересах самообогащения: побуждают к нищенству, про- ституции, воровству и пр. Надзор в этом случае используется в инте- ресах самообогащения. Крайнее проявление безнадзорности — беспризорность;

• беспризорные — безнадзорные, не имеющие места жительства и (или) места пребывания. В отличие от бездомных беспризорные могут иметь жилье, но не жить в нем по каким-либо причинам. Их нередко называют бомжами — это несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей и не имеющие.определенного места житель- ства (регистрации). Такая категория детей может быть как при живых родителях или лицах, их замещающих, так и без них.

В социальной педагогике изучение педагогических возможностей улицы имеет особое значение. Существует специальный раздел — пе- дагогика среды, в котором они занимают важное место. Необходи- мость ее изучения и социально-педагогического использования за- ключается в том, что ее нельзя игнорировать, так как ей принадлежит значительная роль в социальном формировании личности. Изоляция от среды ведет к искусственности воспитания, что создает серьезные сложности для растущего человека. В дальнейшем он будет испыты- вать большие трудности в общении с другими людьми, чувствовать дискомфорт на улице в различных ситуациях, не понимать происхо- дящее вокруг, не уметь реагировать на те или иные явления и пр. Ему легко стать жертвой обстоятельств, негативного воздействия других людей, обмана и т.д.

Шацкий, признавая огромную роль среды в формировании чело- веческого характера, рекомендовал ее изучать и педагогизировать. Под педагогизацией среды он понимал ее преобразование и организа- цию с целью создания наиболее благоприятных воспитательных воз- действий с ее стороны на развитие ребенка. По своей сущности это — превращение ее стихийного и зачастую негативного влияния в педа- гогически целесообразный фактор — целенаправленный, организо- ванный, управляемый.

Цель педагогизации среды — создание социально-педагогических условий, способствующих всестороннему развитию личности ребенка. Сущность педагогизации среды, по мнению Шацкого, состоит в выяв- лении и развитии ее педагогического потенциала на основе:

а) культурно-образовательной работы с окружающим населе- нием;

б) кооперирования воспитательных усилий всех субъектов среды с целью усиления ее воспитательного и образовательного воздействия на детей и население района;


Глава 13. Улица как среда воспитания. «Дети улицы» . 167

в) создания своеобразного социокультурного пространства, в ко- тором наиболее эффективно будет происходить развитие ребенка.

Идеи Шацкого нашли отражение в его практической деятельнос- ти. Он создавал социально-педагогические центры по работе с детьми по месту жительства (педагогизация среды жизнедеятельности), от- рывая их от улицы и организовывая их досуг, совместную деятель- ность, воспитывая их.

В современных условиях существуют несколько направлений по работе с «детьми улицы». Среди них следует выделить:

— создание социально-педагогических центров по месту житель- ства детей (например, «Форпост СТ. Шацкого» — Москва);

— специальные центры для трудных в воспитательном отношении детей. В такие центры детей направляют комиссии по делам несовер- шеннолетних или органы МВД;

— детские оздоровительные лагеря для трудновоспитуемых;

— приюты для временной изоляции беспризорных детей с после- дующим их определением в семью или государственное учреждение;

— интернатные учреждения и детские дома и др.

Значительная часть «детей улицы» нуждается в защите взрос- лых. Это проблема «ничьих детей». Их фактически некому искать, некуда деть, нечем помочь и защитить. Жизнь на улице побуждает их к преступному поведению. Защитить их — значит спасти от ее негативного влияния, жестокого обращения, насилия над ними, предупредить их преступное поведение, предоставить кров, обеспе- чить целесообразное воспитание и обучение, помочь в самоопреде- лении в жизни. Этот комплекс проблем должен решать специалист. В зарубежных странах защита прав детей улицы возложена на спе- циально подготовленных социальных работников. Их задача заклю- чается в том, чтобы изъять ребенка с улицы и обустроить его либо в семью, либо под опеку, либо в государственное или негосударст- венное учреждение.


Сейчас читают про: