double arrow

Социально-педагогическая работа с «детьми улицы»


В процессе социально-педагогической работы с детьми улицы предусматривается создание так называемого «реабилитационного пространства» (РП) для несовершеннолетних из группы риска. Под ним в зарубежной теории и практике социальной работы понимается формирование территориальной системы ведомств, служб, учрежде- ний, общественных инициатив, осуществляющих во взаимодействии с населением поиск и реабилитацию несовершеннолетних, входящих


168 Раздел IV. Среда и формирование личности

в целевую группу безнадзорных. По существу выражение «реабилита- ционное пространство» не совсем корректно.

Во-первых, выявление несовершеннолетних, относящихся к груп- пе риска, — это только первый шаг в организации деятельности по их социальной защите и налаживании социально-педагогической работы с ними.

Во-вторых, обеспечение взаимодействия между ведомствами одного региона может создать наиболее благоприятные условия для выявления лиц группы риска, но проблема заключается в организа- ции защиты прав каждого и социально-педагогической работы с ним и группой в целом.

В-третьих, реабилитационное пространство предусматривает воз- можности преодоления негативного влияния факторов среды, способ- ствующего развитию безнадзорности, чего не наблюдается в представ- ленном определении.

В-четвертых, данное определение больше говорит о создании сис- темы взаимодействия по организации деятельности, направленной на защиту прав ребенка, преодоление создавшихся социальных проблем для него, но не предусматривает решение возникающих в данной си- туации социально-педагогических задач.

Целесообразно назвать изложенную идею как создание террито- риальной системы профилактической деятельности по защите прав ребенка (ТСЗПР — территориальная система защиты прав Она может решать следующие задачи:

— выявлять несовершеннолетних лиц группы риска;

— обеспечивать защиту прав и свобод каждого ребенка группы риска с момента его выявления;

— координировать усилия всех заинтересованных ведомств и лиц по обеспечению социальной защиты нуждающихся детей;

— проводить профилактическую деятельность с несовершенно- летними группы риска по недопущению со стороны их правоправных действий;

— направлять детей группы риска в приюты, центры социальной реабилитации с учетом возраста и их социальных проблем.

ОсновныефункцииТСЗПР:

— объединение и координация усилий всех заинтересованных в защите прав несовершеннолетних и социально-педагогической работе с ними на территории ТСЗПР;

— исследовательские, направленные на выявление безнадзорных и социального сиротства, а также причин их возникновения, возмож- ностей профилактической работы по месту жительства и др.;


Глава 13. Улица как среда воспитания. «Дети улицы» 169

— обеспечение социозащитной деятельности по отношению к не- совершеннолетним;

— привлечение к социозащитной деятельности по отношению к несовершеннолетним населения района;

— социально-педагогическая деятельность по отношению к несо- вершеннолетним, ставшим ее объектами;

— содействие законотворческой инициативе в сфере защиты прав ребенка.

Основные принципы деятельности социального работника в

ТСЗПР.

Принципы деятельности социального работника в ТСЗПР можно разделить на группы в зависимости: от отношения к объекту деятель- ности специалиста — ребенку, юноше и от профессионализма и пози- ции специалиста в деятельности.

Принципы, обусловленные профессионализмом специалиста и его деятельностью.

Принцип компетентности. В работу с детьми и молодежью можно включаться только компетентному человеку, знающему субкультуру молодежи, умеющему ее понимать и уважать. В противном случае ему просто будет сложно понять «детей улицы», их особую субкультуру, интересы, увлечения, позиции, отношение к окружающей среде, людям разного возраста и статуса.

Принцип искренности. С детьми и молодежью можно строить диа- логовые отношения только тогда, когда между собеседниками склады- ваются доверительные отношения. Это обязывает специалиста быть всегда искренним, говорить только то, что знает сам, в чем уверен. Не следует обещать детям то, во что он сам не верит или в чем сомнева- ется. Если специалист не знает ответа на поставленный ему вопрос, лучше в этом честно признаться. От этого его авторитет не уменьшит- ся, и в то же время возможности для дальнейшего диалога не будут утрачены.

Принцип естественности в профессиональной деятельности. Со- циальный работник строит свою деятельность как можно более есте- ственно. Он не играет, а относится к ней с позиции своей компетен- ции. Он слушает ребят, интересуется их опытом, в меру необходимос- ти учится понимать их.

Принципнезависимостиидостаточности,какличности,способной привлекать детей, быть для них интересной. Дети тянутся к тому, кто привлекает их внимание своей личностью, авторитетностью, незави- симостью и силой воли. Социальный работник, решивший работать с детьми улицы, должен чувствовать себя личностью и уметь ее про- являть.


170 Раздел IV. Среда и формирование личности

Принципы, обусловленные отношением специалиста к объекту де- ятельности и самой деятельности.

Принцип уважения личного достоинства ребенка. Социальный ра- ботник должен подходить к ребенку с учетом того, каков он есть, с его достоинствами и недостатками. Не следует выделять его как «типич- ного», «нормального». Он оказался в данной жизненной ситуации по различным причинам. Специалист не должен опускаться до унижения ребенка. Он, напротив, должен стремиться помочь ему в его жизнен- ной ситуации. С каждым из них он строит свою деятельность, прини- мая во внимание его индивидуальность.

Принцип доверия к несовершеннолетнему. В основе деятельности специалиста — доверие к подростку. Оно подразумевает принятие на веру любой информации, которую несовершеннолетний выдает в про- цессе общения. Это необходимый фактор в установлении доверитель- ных отношений с ним. Как правило, подросток, почувствовав полное доверие со стороны педагога, сам открывает ему секреты и представ- ляет правильную информацию. В дальнейшем социальный педагог досконально проверяет ее и пользуется полученными данными ис- ключительно аккуратно.

Принцип добровольности. Он основан на простой мысли: насильно вернуть ребенка в нормальную жизнь невозможно. Для этого нужно его желание. Это значит: для того чтобы приступить к оказанию помощи и коррекционной работе с каждым из наблюдаемых подростков, социаль- ный работник заключает с ним вербальный контракт, определяющий участие в спасении и реабилитации несовершеннолетнего обеих сторон процесса — социального работника и ребенка (подростка). Реализация требований этого принципа — дело исключительно деликатное. Специ- алист может вмешаться в ситуацию вопреки воле подростка только тогда, когда существует явная угроза его жизни и здоровью. В то же время каждый день пребывания на улице формирует у него соответст- вующий социальный опыт, «благополучие», и далеко не всегда этот под- росток заинтересован в помощи специалиста. Опасность для его жизни, перспективы криминализации остаются очень большими.

Принцип соблюдения интересов несовершеннолетнего. В основе со- циально-педагогической деятельности лежат интересы детей группы риска, каждого ребенка, подростка. Во всех спорных ситуациях, в ко- торых существует конфликт интересов взрослых граждан и несовер- шеннолетних, специалист встает на сторону несовершеннолетнего. Проявление ребенка, не соответствующее общественным нормам, вос- принимается не как преступление, а как социальная болезнь, не всегда понятная ему самому, но ощущаемая им и окружающим миром в том или ином виде.


Глава 13. Улица как среда воспитания. «Дети улицы» 171

Социально-педагогическая работа с несовершеннолетними улицы предусматривает определенные этапы:

1-й этап — контакт и мотивирование. Этот этап подразумевает контакт с несовершеннолетним и его мотивирование на ресоциализа- цию. В этот период:

— при необходимости ребенку оказывается экстренная помощь и предоставляется необходимая защита;

— определяются травмирующие факторы и возможности их пре- одоления;

— изучается сам ребенок, проводится его общая диагностика, оп- ределяются причины его попадания на улицу;

— выявляется наличие у него родителей, возможности и целесо- образность его возвращения в семью (если таковая имеется);

— делается прогноз, где и в каких условиях этот ребенок мог бы пройти следующий этап социально-педагогической работы — ресоци- ализацию;

— пишется на него социально-педагогическая характеристика и разрабатываются первичные рекомендации по социально-педагоги- ческой работе с ним;

— решается проблема возможности организации правозащитной и социально-педагогической работы с конкретным ребенком по месту жительства;

— ребенок направляется в центр (учреждение) социально-педаго- гической работы (социальной реабилитации, приют, интернатное или иное учреждение).

Ориентировочное время первого этапа — 1—4 недели.

2-й этап — ресоциализация. На этом этапе необходимо обеспечить первичную реабилитацию (ресоциализацию) несовершеннолетнего. В зависимости от характера социально-педагогической проблемы такая деятельность может осуществляться в специальном центре (приюте) или по месту постоянного жительства ребенка. Содержание деятельности включает:

— разработку индивидуальной программы социально-педагогичес- кой работы с несовершеннолетним. Эта программа предусматривает коррекцию последствий различных форм насилия над ребенком в се- мейной, школьной или иной среде, ставшей причиной его ухода на улицу; определение содержания и способов реализации культурно-эс- тетического, интеллектуального развития и восстановительного обра- зования ребенка; возможную коррекцию системы нравственных цен- ностей, стереотипов поведения и мировосприятия, коммуникативных свойств и форм общения и другие социально-педагогические проб- лемы;


172 Раздел IV. Среда и формирование личности

— адаптацию ребенка в новых (изменяющихся) условиях. Это особенно важно, когда ребенок попадает в специальное учреждение (реабилитационный центр). В определенной степени он нуждается в такой адаптации и помощи для снятия стрессовых явлений из-за нахождения в новых, непривычных для него условиях, которые не- обходимы ему для смены стереотипов уличной жизни, установок на выживание в агрессивных социальных средах на принятие социаль- ных норм и стереотипов поведения в новых условиях жизни и вос- питания;

— реализацию индивидуальной и групповой программ социально- педагогической работы с ребенком. В каждом центре, как правило, су- ществуют программы социально-педагогической работы с группой. Появление нового человека не требует ее изменения, однако могут иметь место определенные корректировки, которые позволяют либо включать его в воспитательный процесс как соучастника, либо пред- усматривать определенное влияние на него;

— организацию работы с ближайшим окружением ребенка, с целью создания для него наиболее благоприятной социально-педаго- гической среды;

— вовлечение по возможности в социально-педагогическую дея- тельность ближайшего окружения ребенка лиц, наиболее заинтересо- ванных в его исправлении (перевоспитании). К ним относятся: роди- тели либо лица, их заменяющие, родственники, в случае их заинтересованности в решении судьбы ребенка, учителя и др.;

— консультационную деятельность. Она осуществляется с ребен- ком, родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями, осу- ществляющими социально-педагогическую работу с ребенком;

— проведение иной деятельности, связанной с индивидуальными проблемами ребенка. К ним относятся в зависимости от необходимос- ти: лечение, психологическая реабилитация, решение каких-либо про- блем, где необходимо участие социального работника (закрепление права на жилье, защита интересов ребенка в суде и пр.).

Ориентировочное время второго этапа — 2—4 месяца.

3-й этап завершающая реабилитация. Это этап завершения со- циально-педагогической (реабилитационной) работы с ребенком и его окружением. Практически речь идет о реализации результатов пер- вичной ресоциализации (приобретения ребенком нового социального опыта) в повседневной жизни. По тому, как проходит этот этап, можно судить о степени достижения социально-педагогической цели в работе с ребенком и его окружением.

В процессе социально-педагогической работы с ребенком собира- ется информация о том, что сделано и какие получены результаты.


Глава 13. Улица как среда воспитания. «Дети улицы» 173

Полученная информация позволяет проследить ход выполнения про- граммы индивидуальной работы, дать ей количественную и качест- венную оценку, фиксировать промежуточные результаты, выявить, какое влияние она оказала на судьбу каждого воспитанника. База дан- ных представляет статистический материал по проблеме социально- педагогической работы с детьми улицы. Такой материал необходим для осмысления опыта социально-педагогической работы и разработ- ки рекомендаций для специалистов, работающих на разных этапах ре- абилитационной работы с несовершеннолетними.

Данные аналитической работы и деятельность по выполнению программ служат основанием для изменения общественного мнения, политики в области прав несовершеннолетних и нормативно-законо- дательной базы.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Каковы основные причины активного влияния улицы на формируемую личность ребенка?

2. СТ . Шацкий о природных свойствах ребенка, обусловливающих влияние улицы на формируемую личность.

3. Основные факторы улицы, существенно влияющие на социальное воспитание ребенка, и их характеристика.

4. Что понимается под выражением «дети улицы»?

5. Основные причины формирования «детей улицы».

6. Что понимается под социальным сиротством?

7. Типичные группы «детей улицы» и их характеристика.

8. Дайте характеристику понятий «бездомные», «безнадзорные» и «беспризорные дети».

9. Что понимается под педагогикой среды, педагогизацией среды?

10. Сущность и содержание профилактики безнадзорности и беспризорности.

11. Основные этапы социально-педагогической работы с несовершеннолетними детьми улицы и их характеристика.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Безнадзорность в подростковой среде как социально-педагогическая проблема.

2. Защита прав ребенка улицы: сущность, содержание, особенности обеспечения.

3. Дети улицы и социально-педагогическая работа с ними.

ЛИТЕРАТУРА

1. Семейный кодекс Российской Федерации. Ст. 11 — 13, 18, 20, 21.

2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовер- шеннолетних. Федеральный закон № 120-ФЗ, 24 июня 1999 г.

3. О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защи- те их прав. Указ Президента Российской Федерации № 1338 от 6 сентября 1993 г. // Организация социального обслуживания населения: Сборник нормативных актов (1993-1994). М , 1994.


174 Раздел IV. Среда и формирование личности

4. Конвенция о правах ребенка // Справочник НИИ семьи и воспитания. Изд. 2-е. М., 2001.

5. Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благо- получия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на наци- ональном и международном уровнях // Всемирные федеральные законы об образова- нии и правах ребенка с комментариями. Р/и-Д., 2002.

6. Дети улиц // Информационно-консультативный вестник. М., 1997, 2000.

7. Нормативно-правовые основы профилактики и реабилитации социальной дез- адаптации детей и подростков: документы и материалы. В 2 ч. М, 1997.


Глав а 14

Устройство детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Человек, оказавшийся в сложной жизненной ситуации, нуждается в помощи государства, общества, людей, находящихся рядом с ним. Такая поддержка помогает ему преодолеть трудности, утвердить свое Я и самореализоваться. Дети в подобных ситуациях оказываются еще более незащищенными и поэтому нуждаются в особой социально-пе- дагогической поддержке. В этой главе необходимо рассмотреть сле- дующие вопросы:

1) сущность понятия «трудные жизненные ситуации» для детей, их типология;

2) приемные и замещающие семьи для детей, находящихся в труд- ной жизненной ситуации;

3) государственные и негосударственные учреждения для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


Сейчас читают про: