double arrow

Приемные и замещающие семьи для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации


Существуют различные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К основным из них относятся социальные службы для детей (Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст. 1.). Под ними понимаются уч- реждения, независимо от организационно-правовых форм и форм соб- ственности осуществляющие мероприятия по социальному обслужи- ванию детей (социальную поддержку, оказание социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и ма- териальной помощи, социальную реабилитацию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечение занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, зани- мающиеся предпринимательской деятельностью по социальному об- служиванию населения, в том числе детей, без образования юридичес- кого лица.

Основными формами устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются:

Передача ребенка в семью. Для передачи ребенка в семью законо- дательством России предусматривается:

• усыновительная семья — семья, усыновившая (удочерившая)

ребенка (детей). Усыновление (удочерение) — это наиболее предпочти-


Глава 14. Устройство детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации 179

тельная форма устройства детей, лишившихся родительского попече- ния. Оно допускается в отношении несовершеннолетних детей и толь- ко в их интересах. Ребенок в этом случае в правовом отношении пол- ностью приравнивается к родным детям, приобретает родителей в лице усыновителей и родную семью. Усыновители, добровольно при- нимающие на себя всю полноту обязанностей, возложенных законом на родителей, приравниваются к ним во всех отношениях и наделяют- ся теми же правами. Усыновление проводится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка с участием органов опеки и по- печения (Семейный кодекс РФ , ст. 129—130).

При решении вопроса об усыновления ребенка, достигшего деся- тилетнего возраста, требуется его согласие на усыновление именно этим лицом. Усыновленные дети и их потомство по отношению к усы- новителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению (Семейный кодекс РФ , ст. 137);

передача ребенка в опекунскую (попечительскую) семью. Опекун- ская (попечительская) семья — это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Понятия «опека» и «попечительство» как формы семейного воспита- ния идентичны.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. Попечительство устанавливается от 14 до 18 лет. Они устанавлива- ются в течение месяца с момента, когда стало известно, что несовер- шеннолетний находится без защиты. Опекунами (попечителями) детей назначаются только совершеннолетние дееспособные лица. При этом учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению соответствующих обя- занностей, отношение к ребенку членов семьи, а также, если это воз- можно, желание самого ребенка (Семейный кодекс РФ , ст. 150—151).

Опекунские родители получают денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря подопечным, по ценам соответствующего региона до достижения ребенком 16-летнего (учащимся общеобразовательного учреждения — до 18-летнего) воз- раста. Не назначаются и не выплачиваются денежные средства на тех детей, родители которых могут лично осуществлять воспитание и со- держание детей, но добровольно передают их под опеку (попечитель- ство) другим лицам, находятся в длительных командировках;

• приемная семья — форма устройства детей-сирот и детей, ос- тавшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче

12*


180 Раздел IV. Среда и формирование личности

ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попе- чительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Дея- тельность приемной семьи осуществляется на основании Постановле- ния Правительства Российской Федерации № 829 от 17 июля 1996 г., утвердившее Положение о приемной семье.

Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями, ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья — приемной. Общее число детей в такой семье, включая родных и приемных, как правило, не должно превышать 8 человек.

Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Орган опеки и попечительства оказывает необходимую помощь приемным родителям и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспи- тания ребенка (детей).

На содержание каждого приемного ребенка (детей) приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяй- ственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и представля- ются льготы, установленные законодательством Российской Федера- ции для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государство оплачива- ет и труд приемных родителей как воспитателей. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновение между прием- ными родителями и приемными детьми алиментных и наследствен- ных правоотношений.

По опыту зарубежных стран в России получило развитие создание замещающей семьи для устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В основе этой деятельности лежит стремление дать каждому ребенку опыт жизни в семье — одна из принципиальных идей концепции совершенствования государственной системы профи- лактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в со- временных условиях. Такая концепция разработана и утверждена Меж- ведомственной комиссией по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации № 1/1 п. 125 от 7 июля 1998 г.

В России наметился процесс создания семейных воспитательных групп. Этой формой социального обслуживания обеспечиваются несо- вершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении.

Семейная воспитательная группа представляет собой подразделе- ние специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуж-


Глава 14. Устройство детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации 181

дающихся в социальной реабилитации, осуществляющее свою дея- тельность на основе Устава и Положения. Базой для создания такой группы является реальная семья российских граждан, которая берет на себя заботу о воспитаннике специализированного учреждения и осуществляет ее при активной поддержке последнего.

Нормативно-правовой основой формирования семейной воспита- тельной группы являются:

Семейный кодекс Российской Федерации, ст. 123, которая гласит:

«Дети оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление, удочерение, под опеку (попечи- тельство) или в приемную семью)... Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены за- конами субъектов Российской Федерации».

Правительством Российской Федерации принято Постановление

№ 896 от 27 ноября 2000 г. «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуж- дающихся в социальной реабилитации». В положении закреплено право специализированных учреждений на создание семейных воспи- тательных групп.

Министерством труда и социального развития Российской Феде- рации разработаны рекомендации специализированным учреждениям для работы с несовершеннолетними, к ним приложено «Примерное положение о семейной воспитательной группе», на основе которого сегодня они создаются и функционируют. При открытии таких уч- реждений на местах рекомендованное положение конкретизируется с учетом местных условий.

В семейную группу, как правило, помещают детей, обнаруживших позитивные тенденции в процессе социальной реабилитации.

Семейная воспитательная группа, как показывает практика, может изменить свой статус, т.е. стать переходной формой к приемной, по- печительской семье или усыновлению. В этом случае она выполняет роль центра адаптации ребенка к семейным условиям, выявления и развития его предрасположенности жить в семье.

Ребеноквсемейнойвоспитательнойгруппесостоитвстатусевос- питанника, а воспитатель — сотрудника, который несет ответст- венность за воспитанника. Ответственность за результативность про- должающегося реабилитационного процесса лежит на воспитателе семейной группы и специалисте учреждения. Работа воспитателя яв- ляется контрактной и имеет срочный характер. Контракт автомати- чески расторгается после того, как задача, поставленная перед воспи- тателем,решена.Государствооплачиваетсодержаниедетейвсемьеи труд одного из ее членов как воспитателя, оказывает содействие в со- циальном и индивидуальном развитии воспитанников.


182 Раздел IV. Среда и формирование личности

В России имеют место и другие формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью. К таким фор- мам относятся:

• фостеровская (замещающая) семья — это временная семья, при- нимающая на воспитание ребенка, оставшегося без попечения роди- телей на договорных началах с местными органами опеки и попечи- тельства и под их контролем. Она осуществляет заботу, уход и воспитание ребенка. Родительская ответственность между фостеров- ской семьей и местными органами власти определяется договором. В случае невыполнения семьей договорных положений органы опеки и попечительства вправе его расторгнуть. Позитивная роль их в том, что ребенок воспитывается в семье и находится под контролем и семьи, и государственного органа. Негативная роль фостеровской семьи заключается в том, что в случае невыполнения семьей своих обязанностей создается вновь серьезный травмирующий ребенка факт — вторичное лишение его родительской заботы;

• детские деревни (SOS-Киндердорф) — заведение для воспита- ния детей-сирот в условиях, приближенных к семейным. Впервые были созданы в 1949 г. австрийским педагогом Германом Гмайнером, ныне функционируют в 120 странах мира. В России первой такой де- ревней стала Томилино Московской области, затем появились подоб- ные деревни в Орловской области и других. Они представляют собою несколько детских домов с семейным воспитанием и самостоятель- ным ведением хозяйства для разновозрастных детей (мальчиков и де- вочек) 6—8 лет с воспитателем, берущим на себя функции матери. В них создаются наиболее благоприятные условия «созданной семьи» для воспитания детей, совместный поиск воспитателями наиболее оп- тимальных методов и методик жизнедеятельности и воспитания детей. Одна из наиболее сложных социально-педагогических проблем в таких семьях — это личная жизнь воспитателей. Они посвящают себя детям и жизни в таких семьях. В случае нарушения этих обязан- ностей их могут лишить права выполнять родительские функции по отношению к созданной семье.

Условиями функционирования детской деревни являются сле- дующие:

— мать (незамужняя женщина, посвятившая себя воспитанию детей, ведению домашнего хозяйства) — глава семьи. Для нее это — призвание и профессия;

— братья и сестры — это дети разного возраста, родные братья и сестры не разделяются;

— каждая семья проживает в уютном отдельном доме — доме семьи;


Глава 14. Устройство детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации 183

— деревня (12—15 семейных домов) представляет собой не только комплекс зданий для постоянного проживания воспитанников и мам- воспитательниц, но и общество единомышленников.

Директор деревни со своей семьей живет здесь же, активно всем помогая.

Международная и отечественная практика свидетельствует, что такая форма обустройства детей, оставшихся без попечения родите- лей, представляет наиболее оптимальный вариант для их воспитания.


Сейчас читают про: