Для детей, их типология

В отечественной и международной практике существует выраже- ние — трудная жизненная ситуация, означающее переживания чело- века, оказавшегося в положении, которое серьезно сказывается на его благополучии, безопасности жизнедеятельности и из которого он не всегда способен с честью выйти (не может найти достойного для него выхода). В этом случае ему требуется помощь государства, общества. Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в трудной жизнен- ной ситуации. Им сложнее самостоятельно найти приемлемый выход из создавшегося положения. Учитывая данный факт, государство ста- рается спрогнозировать и определить наиболее целесообразные пути оказания помощи ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуа- цию. Главная цель государства (общества) создать наиболее опти- мальные условия для жизни ребенка и его воспитания.

В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля

1998 г. № 124-ФЗ, ст. 1 сформулированы типичные трудные жиз-


176 Раздел IV. Среда и формирование личности

ненные ситуации для ребенка, при которых государство берет на себя обязательства оказать ему необходимую помощь. К ним отно- сится утрата попечения родителей. Такое явление может иметь место в ряде случаев:

а) смерть родителей;

б) отказ родителей взять своих детей из учреждений социальной защиты населения, воспитательных, лечебных и других учреждений; в) самостоятельное прекращение родителями выполнения роди- тельских обязанностей по отношению к своему ребенку (самоустра-

нение от воспитания ребенка);

г) невыполнение родителями по тем или другим причинам своих обязанностей по отношению к своим детям (например, по состоянию здоровья — опасность заразить ребенка и пр.);

д) длительное отсутствие родителей (например, длительная ко- мандировка);

е) ограничение родителей в родительских правах. Решение прини- мается судом с учетом интересов ребенка. Оно может иметь место при условии, когда оставление ребенка с родителями (одним из них) опас- но для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболе- вание, стечение тяжелых обстоятельств и другие);

ж) лишение родителей родительских прав. Оно выступает законо- дательной мерой для родителей, не выполняющих обязанностей по от- ношению к своим несовершеннолетним детям, а также злоупотребля- ющимиродительскимиправами.

В обязанности родителей входит:

• содержание детей;

• создание нормальных условий для их жизнедеятельности;

• быть законными их представителями и выступать в защиту их прав и интересов во всех учреждениях без особых полномочий;

• воспитание их.

Лишение родителей родительских прав направлено на охрану прав детей, воспитывающихся в семье, на защиту их от жестокого обраще- ния и других злоупотреблений со стороны родителей. Оно может осу- ществляться только по решению суда. Родители, лишенные родитель- ских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, но не освобождаются от обязанности по его содержанию. Если такой родитель своим поведением делает для ребенка невозможным со- вместное с ним проживание, то он может быть выселен без предостав- ления другого жилого помещения. При лишении родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органов опеки и попечительства;


Глава 14. Устройство детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации 177

з) невозможность родителями по тем или иным причинам выпол- нять свои родительские обязанности:

отбывание наказания;

— признание их недееспособными, когда они не могут по состоя- нию здоровья выполнять обязанности по отношению к своим детям (физические возможности или психические отклонения);

— кризисное состояние семьи, не позволяющее ей выполнять ро- дительские обязанности по отношению к ребенку (безработность и вынужденность заниматься поиском работы, тяжелые материальные условия);

и) дети, оказавшиеся в состояниях, при которых им требуется специальная профессиональная помощь и (или) защита:

• инвалидность. Речь идет о детях, которые по состоянию здоровья приравниваются к детям-инвалидам. Они нуждаются в специальном (коррекционном), коррекционно-компенсаторном развитии, обуче- нии и воспитании;

• недостатки в психическом и (или) физическом развитии. Такие дети также нуждаются в специальном (коррекционном), коррекцион- но-компенсаторном развитии, обучении и воспитании;

• жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологи- ческих и техногенных катастроф, стихийных бедствий. В данном слу- чае нужен комплекс медицинских, психологических, педагогических и социальных мер по оказанию помощи ребенку;

• дети, находящиеся в составе семей беженцев и вынужденных переселенцев, оказавшиеся в экстремальных условиях;

• дети — жертвы насилия. Такое явление может наблюдаться в семье, когда имеет место злоупотребление родительскими правами. Оно заключается в использовании родителями своих прав в ущерб интересам детей (например, создание препятствий в обучении, скло- нение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п.);

• дети, отбывающиеся наказание в виде лишения свободы в вос- питательной колонии;

• дети, находящиеся в специальном учебно-воспитательном уч- реждении;

• дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в ре- зультате сложившихся обстоятельств, которые самостоятельно не могут быть преодолены, в том числе и семьей.

В изложенных случаях ребенок попадает в органы опеки и попечи- тельства — органы местного самоуправления, на которые возложены обязанности по защите прав и интересов детей, оставшихся без попе- чения родителей.

12 - 5887


178 Раздел IV. Среда и формирование личности

Органыопекиипопечительствапризваны:

• выявлять детей, оставшихся без попечения родителей;

• брать таких детей на учет;

• подбирать формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. При этом они стараются устроить их прежде всего в семью. С этой целью они содействуют созданию приемных, попечительных и других типов семей;

• осуществлять патронирование приемных семей, оказывать им необходимую помощь (получение путевок в летние лагеря, дома от- дыха, санатории; устройство детей в школы, творческие коллективы); способствовать созданию нормальных условий жизни и воспитания ребенка в приемных семьях (помощь психологов, учителей, социаль- ных педагогов; содействие улучшению жилищных условий);

• осуществлять контроль за условиями содержания ребенка, вы- полнением возложенных на приемную семью родительских обязан- ностей по его воспитанию и образованию.

В случае невыполнения своих обязанностей по отношению к при- емным детям органы опеки и попечительства обязаны принимать меры по защите их прав.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: