Показатели эффективности системы управления запасами

Система управления запасами может быть признана эффективной, если она способствует достижению основной цели логистики: удовлетворение потребностей покупателей в продукции определенного количества необходимого качестве в оговоренные сроки, при минимальных издержках.

Для оценки эффективности системы управления запасами используют следующие показатели.

Средний запас на складе. Показатель может определяться как в натуральном, так и в стоимостном выражении, как в целом по складу, так и по группам товаров. Так как запас является величиной постоянно меняющейся, для расчета среднего уровня используют формулу средней хронологической.

Товарооборачиваемость. Показатель определяется с помощью скорости товарооборота и времени обращения товаров. Скорость оборота показывает, сколько раз в течение одного периода продается и возобновляется имеющийся товарный запас. Расчет можно вести как по складу в целом, так и по отдельным позициям ассортимента. Слишком большое значение свидетельствует о недостаточности запасов, малое – о чрезмерности либо устаревании запасов. Время оборота характеризует продолжительность периода, с течение которого реализуется запас. Управление показателем времени обращения товаров позволяет эффективно использовать оборотные средства и экономить издержки обращения. Но в целом не существует такого понятия, как нормальная скорость оборота товарных запасов, так как невозможно учесть все влияющие на него факторы: частоту заказов, время транспортировок, надежность поставок, необходимость хранения определенных объемов запасов и т.п. Как правило, существуют значения показателя типичные для отдельных отраслей.

Готовность к поставке (уровень обслуживания покупателей). Данный показатель используют для оценки собственного уровня сервиса. Его можно рассчитать как отношение числа выполненных заказов и общего числа поступивших заказов; как отношение стоимости фактически реализованного товара и суммарной стоимости заказанного товара. Чем значение коэффициента, тем выше объемы реализации. Считается, что оптимальное значение уровня обслуживания – 95%. Для обеспечения 100 % уровня, вложения средств в страховые запасы не оправдывают себя.

Затраты на управление запасами, приходящиеся на единицы товарооборота. Показатель характеризует долю затрат на управление запасами в обороте компании. Чем выше его значение, тем более значима деятельность по управлению запасами на предприятии. К затратам на управление запасами относят: заработную плату персонала, затраты на размещение заказов, дополнительные затраты на документооборот, компьютерное обеспечение и т.п.

Рентабельности запасов. Как наиболее общий показатель в данном случае можно рассматривать рентабельность активов, которая определяется как произведение двух факторов: рентабельности продаж и оборачиваемости активов. Наличие излишних, избыточных запасов приводит к увеличению показателя «активы» и, следовательно, к снижению оборачиваемости.

Существуют многие другие варианты оценки деятельности по управлению запасами. Поскольку весь объем показателей для запасов трудоемок для расчетов, а так же поскольку потребности менеджеров и руководства в данных показателях варьируют от фирмы к фирме, большинство руководителей отмечают необходимость формирования системы показателей для каждого предприятия в отдельности, исходя из его специфики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: