Конкурентный SWOT –анализ

Настоящий метод анализа факторов внешней и внутренней среды получил свое название по начальным буквам слов, обозначающим Strength (сила), Weakness (слабость), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы). Этот метод позволяет анализировать сильные и слабые стороны предприятия, а также возможности и угрозы для бизнеса, которые возникают во внешней среде в связи с реализацией бизнеса. Результаты такого анализа используются в дальнейшем для коррекции формулировки стратегии организации.

Получение интегральных результатов анализа затруднено тем, что приходится сравнивать факторы, имеющие, в общем случае, различную размерность. На помощь в этом случае могут быть привлечены различные методы поддержки принятия решений в условиях многофакторного анализа величин, имеющих различную размерность. Существо таких методов заключается в ранжировании сравниваемых факторов, установлении весовых коэффициентов для этих факторов, определении абсолютных значений факторов для данного момента времени, нормировании и получении относительных значений для установленных величин факторов и последующей оценке их влияния с учетом весовых коэффициентов.

Для определения весовых коэффициентов могут быть использованы различные методы ранжирования. Весовые коэффициенты могут быть просто назначены экспертом по его усмотрению. Однако, ни один из известных методов не освобождает эксперта, проводящего такой анализ, от глубокого знания существа вопроса.

В различной литературе [1-3], посвященной вопросам стратегического управления, предлагается при проведении анализа сильных и слабых сторон предприятия ограничиваться фиксацией двух групп факторов, характеризующих, соответственно, сильные и слабые стороны предприятия, и установлении по тому или иному методу значений этих факторов. По нашему мнению, такой подход к оценке сильных и слабых сторон предприятия нельзя признать корректным. Дело в том, что абсолютное значение того или иного фактора ничего не характеризует. Фактор принимает ту или иную значимость только в сравнении. Действительно, уровень технической вооруженности среднего российского предприятия в сравнении с аналогичным предприятием Монголии можно рассматривать как сильную сторону российского предприятия. Напротив, при сравнении с аналогичным фактором японского предприятия уровень технической вооруженности среднего российского предприятия следует рассматривать как его слабую сторону. Поэтому,факторы для характеристики сильных и слабых сторон предприятия следует не назначать, а выявлять.

6. Методика выявления сильных и слабых сторон предприятия

Предлагаемая методика предусматривает выполнение 4-х последовательных процедур. Рассмотрим методику выявления факторов, характеризующих, соответственно, сильные и слабые стороны предприятия на конкретном примере. В качестве объекта сравнения выберем предприятие L, лидирующее на том сегменте рынка, на котором наше предприятие H собирается работать. Для упрощения рассмотрения существа предлагаемого метода в качестве обобщающих факторов выберем факторы, характеризующие основные ресурсы предприятия. В действительности, каждый ресурс должен быть охарактеризован совокупностью факторов, для которых следует применять действия, рассмотренные ниже.

В соответствии с предлагаемой методикой первая процедура связана с установлением значений весовых коэффициентов [см. Лекцию 02.05]. Поскольку вся эта работа выполняется для разработки собственной стратегии развития, то значения весовых коэффициентов устанавливаются для выбранных факторов руководством предприятия H. Пример ранжирования и установления весовых коэффициентов для отобранных факторов с использованием метода парных сравнений представлен в таблице № 1 для случая В=4.

Таблица № 1.Значения весовых коэффициентов для ресурсов предприятия

Наименование фактора           V v=V/S
  Кадровый ресурс             0,26
  Маркетинговый ресурс             0,18
  Организацион. ресурс             0,16
  Произв.-техн. ресурс             0,16
  Финансовый ресурс             0,24
  ИТОГО             1,00

Вторая процедура связана с установлением конкретных значений факторов для предприятий L и H. Значения факторов лежат в пределах 0,1-10. Нижние значения того или иного фактора говорят о плохом положении дел с этим ресурсом на предприятии. Напротив, высшее значение фактора - это идеальный конечный результат для предприятия. Высшее значение «10» для того или иного фактора может быть назначено, в порядке исключения, для предприятия, являющимся бесспорным лидером в анализируемой отрасли. Например, предприятие имеет все необходимые передовые технологии и, кроме этого, владеет рядом эксклюзивных «ноу-хау», которые пока этому предприятию удается держать в секрете.

Третья процедура предусматривает выполнение конкурентного сравнения двух предприятий, результаты которого представлены в таблице № 2.

Таблица № 2. Результаты конкурентного сравнения двух предприятий

  Наименование фактора   v=V/S, Предприятие L Предприятие H
  о.е. ЗФl fl, о.е. Fl, о.е. ЗФh fh, о.е. Fh, о.е.
  Кадровый ресурс 0,26 9,0 1,0 0,260 8.0 0,889 0,231
  Маркетинговый ресурс 0,18 6,0 1.0 0,180 4.5 0,75 0,135
  Организационный ресурс 0,16 6,8 1,0 0,160 5,3 0,779 0,125
  Произв.-технол. ресурс 0,16 5.2 0,776 0,124 6,7 1.0 0,160
  Финансовый ресурс 0,24 6,4 1,0 0,240 5,9 0,922 0,221
Итого 1,0   0,964   0,872

В таблице № 2 приняты следующие обозначения:

· ЗФl и ЗФh – численные значения факторов для сравниваемых предприятий L и H, соответственно.

· l и h - индексы, обозначающие принадлежность факторов к предприятиям L и H, соответственно.

· fli, fhi - нормированные значения i–ых сравниваемых факторов.

· Fli, Fhi - нормированные значения i–ых сравниваемых факторов с учетом весовых коэффициентов.

В качестве нормирующей величины выбирается лучший из сравниваемых факторов. Операция нормирования заключается в том, что фактические значения факторов делят на нормирующую величину (для случая, когда улучшение фактора связано с его увеличением).

Уровень того или иного нормированного значения фактора с учетом весового коэффициента Fi равен

F i = vi * fi ..(1)

Численное значение оценки конкурентной позиции предприятия равно

F = Fi. (2)

Если одно предприятие имеет преимущества над другим по всем факторам, то конкурентная позиция этого предприятия F = 1,0, т. к. сумма весовых коэффициентов равна 1. Для рассматриваемого случая Fl > Fh.

При сравнении факторов, значения которых приближаются к идеальному конечному результату и поэтому различаются незначительно (например, «кадровый ресурс» ЗФlк = 9,0 и ЗФhк = 8,0), необходимо заменить эти факторы на другие характеристики, которые однозначно определяются через первые факторы. В данном случае, лучше сравнивать факторы, характеризующие степень приближения к идеальному конечному результату по кадровому ресурсу Зфик, которые будут равны, соответственно, ЗФlик = 1 и ЗФhик = 2. Переход к этим факторам правильнее отражает существо дела, т. к. пусть даже незначительные увеличения факторов в районе идеального конечного результата – это всегда очень серьезные усилия предприятия. В случае, когда улучшение фактора связано с уменьшением его численного значения, операция нормирования осуществляется путем деления нормирующей величины (лучшей из сравниваемых) на фактические значения факторов.

Аналогичные операции целесообразно производить всегда, если численные значения сравниваемых факторов ЗФ > 5. Для сравнения в таблице № 3 представлены результаты конкурентного сравнения тех же предприятий при переходе к факторам, характеризующим степень приближения к идеальному конечному результату (ИКР).

Таблица № 3. результаты конкурентного сравнения тех же предприятий при переходе к факторам, характеризующим степень приближения к ИКР

  Наименование фактора v=V/S, Предприятие L Предприятие H
  о.е. ЗФl fl, о.е. Fl, о.е. ЗФh fh, о.е. Fh, о.е.
  Кадр. Ресурс (икр) 0,26 1,0 1,0 0,260 2.0 0,500 0,130
  Маркетинговый ресурс 0,18 6,0 1.0 0,180 4.5 0,75 0,135
  Организационный ресурс (икр) 0,16 3,2 1,0 0,160 4,7 0,681 0,109
  Произв.-технол. ресурс (икр) 0,16 4,8 0,687 0,110 3,3 1.0 0,160
  Финансовый ресурс (икр) 0,24 3,6 1,0 0,240 4,1 0,878 0,211
Итого 1,0   0,950   0,745

Только после проведения такого сопоставительного анализа можно сделать достаточно компетентное заключение о сильных и слабых сторонах собственного предприятия (четвертая процедура). Для рассмотренного случая наше предприятие имеет только одну сильную сторону (производственно – технологический ресурс).

Все другие факторы должны быть отнесены к числу слабых сторон предприятия. Полученная информация (в приближенной количественной форме) может быть использована руководством предприятия при разработке планов стратегического управления. Следует напомнить, что полученные оценки сохраняют свою значимость только до тех пор, пока сохраняется ориентация на выбранного конкурента. Если на рынке произойдет смена лидера или будет выбран другой ориентир в бизнесе, то процедура выявления сильных и слабых сторон должна быть повторена (естественно, с новыми значениями факторов и, возможно, с другими значениями весовых коэффициентов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: