Пожарная техника – это технические средства тушения пожара, ограничения его развития, защиты людей и материальных ценностей.
В настоящее время пожарная техника охватывает большой арсенал различных средств: первичные средства пожаротушения, пожарные машины, установки пожаротушения и средства связи.
Пожарная машина – это транспортная или транспортируемая машина, предназначенная для тушения пожара.
Пожарные машины создаются на основе различных транспортных средств: колесных и гусеничных машин, плавательных и летательных аппаратов, поездов. Это – пожарные автомобили (ПА), пожарные катера, суда, вертолеты, поезда.
Пожарными автомобилями укомплектованы подразделения Государственной противопожарной службы (ГПС). В некоторых из них используются пожарные катера, вертолеты, танки.
Пожарными автомобилями укомплектовываются также подразделения пожарной охраны различных министерств (железнодорожный транспорт, лесное хозяйство и т. д.).
Разнообразие пожаров и условий пожаротушения, а также выполняемых работ при их тушении потребовали создания ПА различного назначения. По основным видам выполняемых работ ПА подразделяются на основные, специальные и вспомогательные. Основные ПА, в свою очередь, состоят из ПА общего и целевого применения (табл. 1.3).
Таблица 1.3
Основные пожарные автомобили | Специальные пожарные автомобили | Вспомогательные пожарные автомобили | |
общего применения | целевого применения | ||
АЦ – автоцистерна АНР – автомобиль насосно-рукавный АПП – автомобиль первой помощи АВД – автомобиль с насосом высокого давления | АА – автомобиль аэродромный АП – автомобиль порошкового тушения АПТ – автомобиль пенного тушения АКТ – автомобиль комбинированного тушения АГТ – автомобиль газового тушения ПНС – пожарная насосная станция АГВТ – автомобиль газоводяного тушения | АЛ – автолестница АПК – автоподъемник коленчатый АР – автомобиль рукавный ДУ – дымоудаления ГДЗС – газодымозащитной службы АСА – автомобиль аварийно-спасательный АШ – автомобиль штабной | Бензовоз Авторе-монтная мастерская Автобус Грузовой автомобиль Легковой автомобиль |
Основные ПА предназначены для доставки личного состава подразделений ГПС, огнетушащих веществ и оборудования к месту пожара и подачи огнетушащих веществ в зону горения. ПА общего применения предназначены для тушения пожаров на объектах городов и в жилом секторе. ПА целевого применения обеспечивают тушение пожаров на объектах нефтехимической промышленности, аэродромах и др.
Общие требования к пожарной технике и пожарным автомобилям установлены Федеральным законом Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
На основании регламента они:
– должны обеспечивать возложенные на нее функции в условиях пожаров на протяжении всего срока службы;
– конструктивное исполнение ПА и использование материалов для их производства должны обеспечивать безопасность при транспортировке, хранении, эксплуатации и утилизации пожарной техники;
– маркировка пожарной техники должна позволять проводить идентификацию изделий;
– техническая документация на ПА должна содержать информацию для обучения персонала правилам эффективного применения пожарной техники;
– ПА должны использоваться с учетом их параметров согласно требованиям пожарной безопасности в соответствии с методами, установленными нормативными документами по пожарной безопасности.
Все ПА сооружаются на шасси автотранспортных средств (АТС) различного эксплуатационного назначения, главным образом отечественного производства. Поэтому становится целесообразным изложить систему их обозначений.
В соответствии с нормалью ОН 025 270-66 была принята следующая система обозначения АТС (табл. 1.4).
Таблица 1.4
Полная масса, т | Эксплуатационное назначение автомобиля | |||||
бортовые | тягачи | самосвалы | цистерны | фургоны | специальные | |
До 1,2 | ||||||
1,2–2,0 | ||||||
2,0–8,0 | ||||||
8,0–14,0 | ||||||
14,0–20,0 | ||||||
20,0–40,0 | ||||||
Свыше 40,0 |
Примечание. Классы от 18 до 78 являются резервными и в индексацию
не включены.
1-я цифра обозначает класс АТС (грузовых автомобилей) по полной массе, т;
2-я цифра обозначает тип АТС:
1 – легковой автомобиль;
2 – автобус;
3 – грузовой бортовой автомобиль или пикап;
4 – седельный тягач;
5 – самосвал;
6 – цистерна;
7 – фургон;
8 – резервная цифра;
9 – специальное автотранспортное средство;
3-я и 4-я цифры индексов указывают на порядковый номер модели;
5-я цифра – модификация автомобиля;
6-я цифра – вид исполнения: 1 – для холодного климата, 6 – экспортное исполнение для умеренного климата, 7 – экспортное исполнение для тропического климата.
Некоторые АТС имеют в своем обозначении приставку 01, 02, 03 и т. д., указывающую на то, что эта модель или модификация является переходной или имеет дополнительные комплектации.
По данной классификации перед цифровым индексом в большинстве случаев указывается буквенное обозначение завода-изготовителя. Например, ЗИЛ, Урал, КамАЗ и др.
В настоящее время осуществляется переход на новую (европейскую) классификацию пожарных автомобилей по величине допустимой полной массы.
Пожарные автомобили делятся на три класса:
– легкие с полной массой от 2 000 до 7 500 кг (L- класс);
– средние с полной массой от 7 500 до 14 060 кг (М- класс);
– тяжелые с полной массой свыше 14 000 кг (S- класс).
Пожарные автомобили в зависимости от проходимости делятся на три категории.
Категория 1 – неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости).
Категория 2 – полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости).
Категория 3 – вездеходы-внедорожники для сильно пересеченной местности (высокой проходимости).
Основные ПА общего применения обозначаются так: автоцистерны пожарные – АЦ; пожарные автомобили насосно-рукавные – АНР; пожарные автомобили с насосами высокого давления – АВД, пожарные автомобили первой помощи – АПП. Они характеризуются рядом параметров. Нормами пожарной безопасности установлено, что в качестве главных параметров, определяющих функциональное назначение ПА, используются: вместимость цистерны, м3;подача насоса, л/с, при номинальной частоте вращения вала насоса; напор насоса, м.
Начальные буквы наименований ПА и главный параметр типа ПА положены в основу их условных обозначений.
Примеры условных обозначений:
Пример 1. АЦ3,0-40/4(4331) модель ХХХ-ХХ. Автоцистерна пожарная с цистерной вместимостью 3 м3, комбинированным насосом с подачей 40 (ступень нормального давления) и 4 л/с (ступень высокого давления) на шасси ЗИЛ-4331, первая модернизация модели ХХХ, модификация ХХ (с комбинированным насосом).
Пример 2. АПТ 6,3-40(5557) модель ХХХ. Автомобиль пенного тушения с цистерной для пенообразователя вместимостью 6,3 м3 на шасси Урал 5557, насосом с подачей 40 л/с, модель ХХХ.
Специальные ПА применяются для выполнения разнообразных работ: подъема на высоту, разборки конструкций, освещения и др. В качестве главных параметров, характеристик ПА, определяющих функциональное назначение, используются, например, высота подъема автолестниц, мощность генератора аварийного спасательного автомобиля и т. д.
Вспомогательные автомобили обеспечивают функционирование пожарных подразделений. К ним относятся: грузовые автомобили, топливозаправщики, передвижные ремонтные мастерские и др.
Для выделения ПА из общего транспортного потока в условиях и значительной плотности и интенсивности дорожного движения они должны обладать определенной информативностью. Она осуществляется окраской, световой и звуковой сигнализацией.
Все изделия пожарной техники окрашиваются в красный цвет.
Для усиления информативности в цветографической схеме используется контрастирующий белый цвет. Цветографическая схема, надписи и опознавательные знаки, а также требования к специальным световым и звуковым сигналам установлены стандартом. Разбивка окрашиваемых поверхностей, расположение надписей и обозначений устанавливаются в порядке, представленном на рис. 1.8.
На двери кабины указываются номер пожарной части и город, на корме – тип ПА, например АЦ, и номер пожарной части. Согласно цветографической схеме, бамперы ПА окрашивают в белый цвет, раму, диски колес и видимые детали ходовой части – в черный.
Колена пожарных лестниц, авто- и пеноподъемников окрашивают в белый или серебристый цвет.
При выполнении оперативного задания информативность ПА усиливается звуковым и световым сигналами.
Тревожная световая сигнализация ПА создается светопроблесковым маяком синего цвета. Они работают от бортовой сети с напряжением 12 или 24 В.
Звуковой сигнал может создаваться сиренами постоянного тока, подающими два или более чередующихся сигнала с частотой звучания от 250 до 650 Гц. Уровень звукового давления на расстоянии 2 м от сирены должен находиться в пределах 110–125 дБ.
В качестве звукового сигнала может использоваться сирена, приводимая в действие отработавшими газами двигателя.