Любое психологическое исследование строится на основе общих методологических принципов (таблица 2).
Таблица 2. Методологические принципы психологического исследования
| Общие методологические принципы | Содержание общих методологических принципов |
| Принцип ДЕТЕРМИ-НИЗМА | УЧЕТ СПЕЦИФИКИ ДЕТЕРМИНАНТ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИ-ТИЯ РЕБЕНКА: • особой роли обучения и воспитания в процессе формирования личности; • степени сформированности головного мозга ребенка, его нервной системы в целом |
| Принцип ЕДИНСТВА ПСИХИКИ И ДЕЯ-ТЕЛЬНОСТИ | ИЗУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБЩЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬ-НОСТИ: • учет связи психического развития ребенка с его ведущей деятель-ностью; • анализ поведения ребенка как в ведущей, так и в зарождающейся деятельности |
| Принцип ОБЪЕКТИВ-НОСТИ | 1. РАВЕНСТВО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И КОНТРОЛЬНОЙ ГРУПП. 2. УЧЕТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ, ИСТОРИЧЕСКИХ, ЭТНИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ ПРИ СРАВНЕНИИ ДЕТЕЙ: • по уровню психического развития; • по содержательной характеристике деятельности; • по обучаемости и т.д. 3. КОЛИЧЕСТВО СОБРАННОГО МАТЕРИАЛА ДОЛЖНО БЫТЬ ДОСТАТОЧНЫМ ДЛЯ СТАТИСТИЧЕСКОЙ И КАЧЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ |
| Принцип РАЗВИТИЯ | 1. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ: • актогенеза (развитие процесса в ответ на определенное воздей-ствие); • онтогенеза (процесса развития конкретного ребенка). 2. УЧЕТ: • психологических особенностей возраста, предшествующего изучае-мому; • тенденций развития в последующих возрастных ступенях |
В содержание психолого-педагогического исследования входят четыре обязательных этапа (таблица 3).
Таблица 3. Этапы психолого-педагогического исследования
| I этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ |
| 1. Изучение состояния проблемы, оценка степени ее актуальности. 2. ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАЧИ: • определение ОБЪЕКТА исследования (что или кого изучать); • определение ПРЕДМЕТА исследования (какую сторону объекта изучать). 3. Формулировка ГИПОТЕЗЫ (предположения) в отношении причин изучаемого явления. Гипотеза должна быть правдоподобной и доступной для проверки. 4. ПОДБОР МЕТОДОВ И ИХ СОЧЕТАНИЯ. Учет соответствия методов методологиче-ским принципам, возможность проверки одних методов другими |
| II этап – ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ |
| 1. Сбор ФАКТИЧЕСКИХ данных. 2. Этапы, серии исследований |
| III этап – ОБРАБОТКА ДАННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯ |
| 1. КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ И КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ данных исследования: • анализ каждого зафиксированного факта; • установление связей: факт – гипотеза; • выделение повторяющихся фактов; • нахождение повторяющихся существенных закономерностей; • вариационно-статистическая обработка; • составление таблиц, построение графиков и др. |
| IV этап – ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ И ФОРМУЛИРОВКА ВЫВОДОВ, ПРАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ |
| 1. Подтверждение или опровержение гипотезы исследования. 2. Уточнение задачи и корректировка методов при неудовлетворительных результатах |
Методы детской психологии – совокупность способов и приемов изучения психического развития ребенка.
Основные методы детской психологии – наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности, тестирование, социометрический метод.