Наблюдение

Наблюдение – целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем (таблица 4).

В процессе наблюдения исследователь может прослеживать только внешние проявления поведения ребенка: а) движения, действия, поступки, деятельность; б) мимику, жесты, пантомимику; в) высказывания, речь, словесные реакции; г) вегетативные реакции (таблица 5).

Но психолога интересует не сами по себе внешние проявления, а скрывающиеся за ними психические процессы, качества, состояния. Ведь одни и те же проявления могут выражать разные состояния. Так, в одной и той же ситуации один ребенок может смеяться шутке, другой – просто подражать сверстникам. Самое трудное при проведении наблюдений заключается поэтому в том, чтобы не только правильно подмечать особенности поведения ребенка, но и правильно их истолковывать.

Таблица 4. Виды наблюдения

НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ Проводит сам наблюдатель, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением или про-цессом ОПОСРЕДОВАННОЕ Используются готовые результаты наблюде-ний, подготовленные другими людьми, на-пример: • сообщения воспитателей; • магнито-, кино-, видеозаписи
   
ОТКРЫТОЕ (ЯВНОЕ) Наблюдение, протекающее в условиях осо-знанного педагогом и детьми факта присут-ствия посторонних лиц: • поведение ученика, знающего, что за ним наблюдают, меняется; • важно, чтобы цель наблюдения прямо не сообщалась СКРЫТОЕ Наблюдение, при котором люди не знают, что за ними наблюдают, например, через стек-лянную стену, которая пропускает свет в одном направлении (зеркало Гезела); исполь-зование скрытых камер
   
ВКЛЮЧЕННОЕ (ПРИЧАСТНОЕ) Наблюдатель включается в определенную социальную ситуацию и анализирует событие «изнутри». Наблюдатель выступает как член наблюдаемой группы НЕВКЛЮЧЕННОЕ (НЕПРИЧАСТНОЕ) Исследователь ведет наблюдение извне, не вмешиваясь в происходящие процессы
   
СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ (СПЛОШНОЕ) Регулярное наблюдение в течение определен-ного периода, где фиксируются все прояв-ления психической деятельности ребенка: • дневники родителей; • дневники педагогов НЕСИСТЕМАТИЧЕСКОЕ (ВЫБОРОЧНОЕ) Наблюдается какой-либо один процесс, какое-либо одно психическое явление, например: • навыки общения воспитателя с ребенком; • речь ребенка
   
ДОЛГОВРЕМЕННОЕ Наблюдение психического развития детей в течение нескольких лет КРАТКОВРЕМЕННОЕ Наблюдение деятельности ребенка в опре-деленное время дня, в течение одного часа
   
КАУЗАЛЬНОЕ (ПРИЧИННОЕ) Наблюдение отдельных случаев, которые име-ют определенный интерес, например: наблю-дение за возбудимым ребенком ЭПИЗОДИЧЕСКОЕ Фиксируются отдельные факты поведения, например, типичные для ребенка
   
ВНЕШНЕЕ (наблюдение со стороны) Сбор данных о другом человеке, его психо-логии и поведении путем наблюдения за ним со стороны ВНУТРЕННЕЕ (самонаблюдение – интроспекция) Переживая соответствующее явление, иссле-дователь наблюдает за собой, за своими ощущениями
   
СВОБОДНОЕ (поисковое) Наблюдение лишено четких ограничений в выборе того, на что надо обращать внимание, какие моменты фиксировать и т.п. СТРУКТУРИРОВАННОЕ (стандартизированное) Происходящие события фиксируются без малейших отступлений от заранее раз-работанной программы

Успешность наблюдения определяют:

• наличие цели и разработанной схемы наблюдения, составленной после предварительного изучения объекта и предмета исследования;

• условия, наиболее характерные для изучаемого явления;

• “законспирированность” наблюдения и его целей деловыми, с точки зрения испытуемого, взаимоотношениями с ним;

• немедленная, систематическая и возможно полная регистрация результатов: протоколиро-вание с помощью условных значков, стенографирование, магнитофонная запись, фото-, кино-, видеорегистрация;

• при наблюдении за сложными процессами (например, занятия в группе) могут работать два и более наблюдателя, каждый из которых должен иметь точно определенные цели и свои задачи наблюдения (подготовка наблюдателей, координация их деятельности);

• систематичность проводимых наблюдений.

Таблица 5. Общая процедура наблюдения

Номер процесса Содержание процедуры Цель
  Определить задачу и цель наблюдения Для чего, с какой целью?
  Выбрать объект, предмет и ситуацию Что наблюдать?
  Выбрать наиболее эффективный способ наблюде-ния, наименее влияющий на исследуемый объект Как наблюдать?
  Выбрать способ регистрации Как вести запись?
  Полученную информацию обработать и объяснить Каков результат?

Достоинства метода наблюдения:

1. Не искажает естественного протекания психических процессов.

2. Доступность, дешевизна.

Недостатки метода наблюдения:

1. Большие затраты времени в связи с пассивностью наблюдателя (позиция выжидания):

· трудно предвидеть, когда появится нечто важное, с точки зрения исследуемой проблемы;

· некоторые явления недоступны наблюдению.

2. В процессе повторного наблюдения невозможно получить абсолютно идентичные психоло-гические факты, а значит, и проверить первоначально полученные данные.

3. Трудность установления причины явления:

· слитность наблюдаемых фактов с попутными явлениями;

· много неучитываемых условий;

· возможность субъективизма.

4. Ограниченность применения математической обработки данных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: