Эксперимент

Эксперимент – метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений (таблица 6).

ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ осуществляется чаще всего в специально оборудованном помещении с помощью различных приборов и приспособлений.

В процессе лабораторного эксперимента регистрируется следующее.

1. Особенности деятельности и поведения:

• поступки;

• действия;

• их компоненты.

Таблица 6. Виды эксперимента

2. Реакции и их компоненты:

• двигательные;

• речевые;

• вегетативные.

3. Электрическая активность:

• мозга (ЭЭГ);

• мышц (ЭМГ);

• кожи (КГР);

• сердца (ЭКГ).

К лабораторному эксперименту предъявляются следующие требования:

• положительное, ответственное отношение испытуемого к эксперименту;

• равенство мотивов и условий участия в опыте всех испытуемых;

• четкая, недвусмысленная инструкция, понятная испытуемому;

• строгий учет субъективных факторов: эмоциональное состояние, утомление и пр.;

• достаточное количество испытуемых и число опытов (серий).

Достоинства лабораторного эксперимента:

• возможность создания условий, вызывающих необходимый психический процесс;

• возможность строгого учета измерения раздражителей и ответных реакций;

• возможность повторения опытов;

• возможность математической обработки.

Недостатки лабораторного эксперимента: возможность искажения естественного хода психического процесса, так как испытуемый знает, что над ним экспериментируют.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. Для снятия отрицательного влияния на испытуемого условий лаборатории разработан эксперимент, который проводится в естественных условиях группы, учебной мастерской и т.д., т.е. ребенку предлагается выполнять обычные для него действия со знакомыми картинками, числами, словами, предметами и пр. К тому же исследователь до начала своей работы знакомится с детьми, принимает активное участие в их жизни. В связи с этим занятия, проводимые экспериментатором, не вызывают настороженности.

Особенности естественного эксперимента:

1. Деятельность испытуемых изучается в естественных условиях.

2. Исследователь сам активно вызывает психические процессы в связи с поставленной задачей:

• изменяет условия деятельности;

• изменяет изучаемое явление;

• повторяет изучаемое явление.

3. Накапливаемые факты могут быть математически обработаны.

ЛАБОРАТОРНЫЙ И ЕСТЕСТВЕННЫЙ эксперименты могут быть КОНСТАТИРУЮЩИМИ, направленными на установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения исследования, и ФОРМИРУЮЩИМИ, направленными на изучение психического явления непосредственно в процессе активного формирования тех или иных психических особенностей.

Если происходит обучение каким-либо знаниям, навыкам, умениям, то формирующий эксперимент ОБУЧАЮЩИЙ; если происходит формирование тех или иных свойств личности, то формирующий эксперимент ВОСПИТЫВАЮЩИЙ.

Беседа

Беседа – метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе (таблица 7).

Таблица 7. Виды беседы

СТАНДАРТИЗИРОВАННАЯ Точно сформулированные вопросы, которые задаются всем опрашиваемым НЕСТАНДАРТИЗИРОВАННАЯ Вопросы ставятся в свободной форме

Метод беседы применяется:

а) при изучении личности ребенка, его прошлой жизни, домашней обстановки, его родителей, товарищей, его интересов и т.д.;

б) при применении других методов исследования для получения дополнительных данных (подтверждение, уточнение того, что было выявлено);

в) при первоначальном знакомстве, когда начинается какое-либо исследование.

Каждая беседа должна иметь четко сформулированную цель и план ее проведения.

Успешность беседы определяет:

• степень ее подготовленности: наличие цели, плана беседы; учет возрастных и индивидуаль-ных особенностей ребенка; условия (место проведения, время и т.д.);

• искренность даваемых ответов, которая зависит от наличия доверительного контакта, так-тичности исследователя, правильности постановки вопросов, связанных с целью беседы и поддерживающих беседу вопросов и т.д.

Широкое распространение в детской психологии, получила клиническая беседа, разработанная швейцарским психологом Жаном Пиаже. Она есть своеобразное сочетание беседы с экспериментом: ребенка ставят в условия, требующие от него решения специально подобранных задач и ответов на поставленные вопросы.

Вот как происходило исследование, посвященное изучению отношения детей к правилам игры. В данном случае это была игра в шарики. Экспериментатор говорил ребенку: “Вот шарики (шарики и мел лежали на столе). Покажи мне, как в них играют. Я много играл в них, когда был маленьким, но теперь уже почти все забыл. А сейчас мне опять захотелось поиграть. Давай играть вместе. Ты научишь меня правилам, и я буду играть с тобой”.

Обратите внимание на особый прием, примененный исследователем: он ставит себя в положение ученика, которого надо обучать.

“Все, что требуется, – замечает Ж. Пиаже, – это показать свое полное незнание игры и даже сознательно делать ошибки, чтобы ребенок мог каждый раз подробно объяснить соответствующее правило...

Чрезвычайно важно в ходе первой фазы эксперимента выступать в роли новичка и дать ребенку почувствовать превосходство в игре...”.

Таким путем достигается главная предпосылка успеха беседы: “ребенок ведет себя естественно, сообщая правильную информацию о том, как они играют”. На второй фазе беседы, после того, как доверительные отношения с ребенком установлены, следуют основные вопросы.

Сначала у ребенка спрашивают, может ли он придумать новое правило. Когда оно сформулировано, задается вопрос: “Так можно было бы играть с твоими товарищами? Станут ли они играть?”.

Затем, в зависимости от ответов детей, ставятся дальнейшие вопросы, которые могут быть различными по словесному оформлению, но достаточно идентичными по содержанию.

Беседы такого типа называют полустандартизованными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: