Эксперимент – метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений (таблица 6).
ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ осуществляется чаще всего в специально оборудованном помещении с помощью различных приборов и приспособлений.
В процессе лабораторного эксперимента регистрируется следующее.
1. Особенности деятельности и поведения:
• поступки;
• действия;
• их компоненты.
Таблица 6. Виды эксперимента
2. Реакции и их компоненты:
• двигательные;
• речевые;
• вегетативные.
3. Электрическая активность:
• мозга (ЭЭГ);
• мышц (ЭМГ);
• кожи (КГР);
• сердца (ЭКГ).
К лабораторному эксперименту предъявляются следующие требования:
• положительное, ответственное отношение испытуемого к эксперименту;
• равенство мотивов и условий участия в опыте всех испытуемых;
• четкая, недвусмысленная инструкция, понятная испытуемому;
• строгий учет субъективных факторов: эмоциональное состояние, утомление и пр.;
|
|
• достаточное количество испытуемых и число опытов (серий).
Достоинства лабораторного эксперимента:
• возможность создания условий, вызывающих необходимый психический процесс;
• возможность строгого учета измерения раздражителей и ответных реакций;
• возможность повторения опытов;
• возможность математической обработки.
Недостатки лабораторного эксперимента: возможность искажения естественного хода психического процесса, так как испытуемый знает, что над ним экспериментируют.
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. Для снятия отрицательного влияния на испытуемого условий лаборатории разработан эксперимент, который проводится в естественных условиях группы, учебной мастерской и т.д., т.е. ребенку предлагается выполнять обычные для него действия со знакомыми картинками, числами, словами, предметами и пр. К тому же исследователь до начала своей работы знакомится с детьми, принимает активное участие в их жизни. В связи с этим занятия, проводимые экспериментатором, не вызывают настороженности.
Особенности естественного эксперимента:
1. Деятельность испытуемых изучается в естественных условиях.
2. Исследователь сам активно вызывает психические процессы в связи с поставленной задачей:
• изменяет условия деятельности;
• изменяет изучаемое явление;
• повторяет изучаемое явление.
3. Накапливаемые факты могут быть математически обработаны.
ЛАБОРАТОРНЫЙ И ЕСТЕСТВЕННЫЙ эксперименты могут быть КОНСТАТИРУЮЩИМИ, направленными на установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения исследования, и ФОРМИРУЮЩИМИ, направленными на изучение психического явления непосредственно в процессе активного формирования тех или иных психических особенностей.
|
|
Если происходит обучение каким-либо знаниям, навыкам, умениям, то формирующий эксперимент ОБУЧАЮЩИЙ; если происходит формирование тех или иных свойств личности, то формирующий эксперимент ВОСПИТЫВАЮЩИЙ.
Беседа
Беседа – метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе (таблица 7).
Таблица 7. Виды беседы
СТАНДАРТИЗИРОВАННАЯ Точно сформулированные вопросы, которые задаются всем опрашиваемым | НЕСТАНДАРТИЗИРОВАННАЯ Вопросы ставятся в свободной форме |
Метод беседы применяется:
а) при изучении личности ребенка, его прошлой жизни, домашней обстановки, его родителей, товарищей, его интересов и т.д.;
б) при применении других методов исследования для получения дополнительных данных (подтверждение, уточнение того, что было выявлено);
в) при первоначальном знакомстве, когда начинается какое-либо исследование.
Каждая беседа должна иметь четко сформулированную цель и план ее проведения.
Успешность беседы определяет:
• степень ее подготовленности: наличие цели, плана беседы; учет возрастных и индивидуаль-ных особенностей ребенка; условия (место проведения, время и т.д.);
• искренность даваемых ответов, которая зависит от наличия доверительного контакта, так-тичности исследователя, правильности постановки вопросов, связанных с целью беседы и поддерживающих беседу вопросов и т.д.
Широкое распространение в детской психологии, получила клиническая беседа, разработанная швейцарским психологом Жаном Пиаже. Она есть своеобразное сочетание беседы с экспериментом: ребенка ставят в условия, требующие от него решения специально подобранных задач и ответов на поставленные вопросы.
Вот как происходило исследование, посвященное изучению отношения детей к правилам игры. В данном случае это была игра в шарики. Экспериментатор говорил ребенку: “Вот шарики (шарики и мел лежали на столе). Покажи мне, как в них играют. Я много играл в них, когда был маленьким, но теперь уже почти все забыл. А сейчас мне опять захотелось поиграть. Давай играть вместе. Ты научишь меня правилам, и я буду играть с тобой”.
Обратите внимание на особый прием, примененный исследователем: он ставит себя в положение ученика, которого надо обучать.
“Все, что требуется, – замечает Ж. Пиаже, – это показать свое полное незнание игры и даже сознательно делать ошибки, чтобы ребенок мог каждый раз подробно объяснить соответствующее правило...
Чрезвычайно важно в ходе первой фазы эксперимента выступать в роли новичка и дать ребенку почувствовать превосходство в игре...”.
Таким путем достигается главная предпосылка успеха беседы: “ребенок ведет себя естественно, сообщая правильную информацию о том, как они играют”. На второй фазе беседы, после того, как доверительные отношения с ребенком установлены, следуют основные вопросы.
Сначала у ребенка спрашивают, может ли он придумать новое правило. Когда оно сформулировано, задается вопрос: “Так можно было бы играть с твоими товарищами? Станут ли они играть?”.
Затем, в зависимости от ответов детей, ставятся дальнейшие вопросы, которые могут быть различными по словесному оформлению, но достаточно идентичными по содержанию.
Беседы такого типа называют полустандартизованными.