З. Фрейд

Психоанализ (или глубинная психология) – одно из первых психологических направлений, появившихся в результате разделения психологии на разные школы. Предметом психологии в этой школе были глубинные структуры психики, а методом их исследования – разработанный этой школой психоанализ. Основы психоаналитической концепции были заложены австрийским психологом и психиатром Зигмундом Фрейдом. Без преувеличения можно сказать, что Зигмунд Фрейд во многом повлиял на дальнейшее развитие современной психологии, а может быть, и направил ее по определенному пути развития. Его концепция изложена в книгах: “Толкование сновидений”, “Психопатология обыденной жизни” (1901), “Я и Оно” (1923), “Тотем и табу” (1913), “Психология масс и анализ человеческого Я” (1921).

По мнению З. Фрейда, развитие ребенка есть приспособление, адаптация его к окружающей, преимущественно враждебной среде. Движущими силами психического развития являются врож-денные и бессознательные инстинкты. С точки зрения психоанализа, основой психического разви-тия служат эмоции и мотивы детей и познавательное развитие есть следствие мотивационного.

Человек, по 3. Фрейду, изначально биологическое существо, обладающее инстинктом жизни, а также инстинктом смерти. Энергией жизненных поступков является энергия либидо (от лат. “желать”, “хотеть”), которая находит разрядку в сексуальном поведении.

Зрелая личность имеет сложную структуру: она состоит из трех инстанций – “Оно” (Ид),
“Я” (Эго) и “Сверх-Я” (Супер-Эго).

“Оно” как биологическое начало “содержит страсти”, иррационально и аморально. Побуждения, исходящие из “Оно”, требуют немедленного и полного удовлетворения. Подчиняется “Оно” принципу удовольствия – первичному принципу человеческой жизни.

Вторая инстанция “Я” принимает решения, удовлетворяя желания “Оно” в той мере, в какой это позволяют реальные обстоятельства. Ориентируется “Я” на ограничения, налагаемые внешним миром, и подчиняется принципу реальности. Жить по принципу реальности – значит знать, что кроме собственных потребностей существует внешний мир, и ждать, когда в нем создадутся необходимые условия для удовлетворения потребностей, терпеть отсрочку этого удовлетворения. Выход либидозной энергии тормозится, осуществляется медленно и постепенно направляется в другое русло, приемлемое при сложившихся обстоятельствах.

Если “Оно” является воплощением страстей и влечений, то “Я” – разума и рассудительности. Однако, как подчеркивает З. Фрейд, “по отношению к Оно Я подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади... Как всаднику, если он не хочет расстаться с лошадью, часто остается только вести ее туда, куда ей хочется, так и Я превращает обыкновенно волю Оно в действие, как будто бы это было его собственной волей”.

Третья инстанция личности, “Сверх-Я”, становится носителем моральных норм, критиком и цензором. Механизм ее формирования – идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием Супер-Эго. Идентификация – уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому (например, родителю) как образцу, на основании эмоциональной связи с ним. В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), т.е. комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации.

Когда действия “Я” расходятся с требованиями “Сверх-Я”, появляется чувство вины.

Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу. Инстинкты, содержащиеся в “Оно”, стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе. “Сверх-Я”, в содержание которого входят совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреждает его о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в данном обществе. Таким образом, “Я” становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются “Оно” и “Супер-Я”.

Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, делает его потенциальным невротиком. Поэтому Фрейд подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией и испытываемое людьми постоянное напряжение делает их потенциальными невротиками. Неврозы – группа наиболее распространенных нервно-психических расстройств, в основе которых лежит противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действи-тельности, сопровождаемое возникновением болезненных переживаний неудачи, неудовлетво-рения потребностей и т.д. Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (так как это фактически невозможно), то хотя бы смягчить конфликт между “Оно” и “Сверх-Я”.

Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация.

Вытеснение – самый неэффективный механизм, так как при этом энергия вытесненного и неосуществленного мотива (желания) не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности. Так как желание вытесняется в бессознательное, человек о нем совершенно забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок. Поэтому он придавал большое значение толкованию таких явлений, как ошибки и сновидения человека, его ассоциации. Регрессия и рационализация представляют собой более успешные виды защиты, так как они дают возможность хотя бы частичной разрядки энергии, содержащейся в желаниях человека. Регрессия – соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления. Человек может начать кусать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак, верить в злых или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и т.д., причем многие из этих регрессий настолько общеприняты, что даже не воспринимаются таковыми. Рационализация связана со стремлением “Супер-Эго” хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей добропорядочный вид. Поэтому человек, не осознавая реальных мотивов своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами. Проекция – это перенос на другое лицо своих аффективных переживаний любви или ненависти. Сублимация – один из механизмов, благодаря которому запретная сексуальная энергия переносится в виде деятельности, приемлемой для индивида и для общества, в котором он живет.

Структура личности, включающая три инстанции, формируется в онтогенезе постепенно. Рождаясь, ребенок имеет только “Оно” и живет по принципу удовольствия. Сталкиваясь с ограничениями и запретами, исходящими от окружающих людей, ребенок развивается как личность – у него появляется “Я” и “Сверх-Я”. Таким образом, человек с самого начала жизни находится в антагонистических отношениях с обществом.

Детская сексуальность понимается З. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удо-вольствие. Для маленького ребенка – это ласки, прикосновения, поглаживания тела, удовольствие от сосания, от освобождения кишечника, от теплой ванны и многое другое, без чего невозможна жизнь и что каждый младенец постоянно в той или иной мере получает от матери.

Сексуальность (по З. Фрейду) – основной человеческий мотив, обеспечивающий человеку получение удовольствия и выступающий основным критерием периодизации развития личности ребенка.

В соответствии со своей сексуальной теорией психики З. Фрейд все стадии психического развития человека сводит к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам либидонозной, или сексуальной энергии. Эрогенные зоны – это области тела, стимуляция которых вызывает удовлетворение либидонозных чувств. Каждая стадия имеет свою зону, возбуждение которой создает либидонозное удовольствие. Перемещение этих зон создает последовательность стадий психического развития.

На оральной стадии (0–1 год) эрогенная зона – слизистая рта и губ. Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пищи – собственный палец или какой-нибудь предмет. Так как все желания младенца не могут быть немедленно удовлетворены, появляются первые ограничения, то кроме бессознательного, инстинктивного начала личности “Оно”, развивается “Я”. По З. Фрейду, у новорожденного нет “Я”. Эта психическая инстанция постепенно дифференцируется от его “Оно” под прямым влиянием внешнего мира. Формируются такие черты личности, как ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым.

На анальной стадии (1–3 года) эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Ребенка в это время приучают к опрятности, возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция – “Сверх-Я” как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть. Развиваются аккуратность, пун-ктуальность, упрямство, агрессивность, скрытность, накопительство, склонность к коллекциони-рованию и некоторые другие черты.

Фаллическая стадия (3–5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования “Сверх – Я”. Зарождаются новые черты личности – самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление и др.

Латентная стадия (5–12 лет) как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из “Оно”, хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.

Генитальная стадия (12–18 лет) соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление в нормальному сексуальному общению. На этой стадии инстанция “Я” должна бороться против агрессивных импульсов “Оно”, которые вновь дают о себе знать. Подростку приходится бороться с ними, используя механизмы психологической защиты.

Подчеркивая значение родителей в развитии личности ребенка, Фрейд писал о том, что именно от них во многом зависит способ прохождения этих периодов психического развития, а трав-мы, полученные при общении со взрослым в первые годы жизни, становятся причиной психи-ческих и социальных отклонений в поведении, которые могут проявиться и значительно позднее.

Несмотря на существенную модернизацию многих положений Фрейда, основные подходы к психическому развитию, заложенные в его теории, остались неизменными. К ним относятся прежде всего следующие положения:

1) понимание психического развития как мотивационного, личностного;

2) подход к развитию как к адаптации к среде. Хотя среда впоследствии и не понимается другими психоаналитиками как полностью враждебная, однако она всегда противостоит конкретному индивиду;

3) отношение к движущим силам психического развития как всегда врожденным и бессозна-тельным;

4) подход к основным механизмам развития как к врожденным, закладывающим основы личности и ее мотивы уже в раннем детстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: