Компоновка пожарных автомобилей

Для создания ПА на шасси грузовых автомобилей сооружают пожарную надстройку. В зависимости от назначения пожарного автомобиля надстройка может включать: кабину (салон) для расчета, различные механизмы, цистерны и баки для огнетушащих веществ, пожарно-техническое вооружение.

Пожарная надстройка с содержимым в ней оборудованием и огнетушащими веществами является, таким образом, перевозимым грузом. Масса этого груза постоянна, т. е. пожарный автомобиль не имеет холостых пробегов.

Компоновка пожарных автомобилей должна быть такой, чтобы реализовались их технические возможности в транспортном режиме, в условиях, ограничивающих маневрирование, и в стационарных режимах (работа на месте), при воздействии на них опасных факторов пожара. При этом компоновка должна:

– не снижать характеристик безопасности базового шасси;

– обеспечивать в минимальное время осуществление действий по тушению пожаров и безопасность личного состава.

Все эти требования будут рассматриваться применительно к автоцистернам. Это обусловлено тем, что они составляют основную массу АЦ, укомплектованы наиболее многочисленными расчетами. АЦ перевозят смещаемые и несмещаемые грузы. Более 99 % всех пожаров тушат расчеты АЦ.

Осуществляя компоновку ПА в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, выполняются следующие общие требования:

а) величина полной массы ПА не должна превышать 95 % от величины максимальной массы, установленной для базового шасси;

б) удельная мощность (отношение максимальной мощности двигателя к полной массе ПА) должна быть не менее 11 кВт/т;

в) компоновка составных частей на раме автомобиля должна обеспечивать рациональное распределение массы ПА между осями. При этом нагрузка на управляемую ось должна составлять не менее 25 % от полной массы ПА. Нагрузка на колеса правого и левого борта могут различаться не более ±1 % от полной массы.

Некоторые особенности компоновок других типов ПА будут рассмотрены при описании их конструкций.

Компоновка пожарного автомобиля должна удовлетворять требованиям эргономики, т. е. должна соответствовать антропометрическим свойствам человека. Основным параметром ее является рост человека. Все остальные размеры (ширина плеч, таза, длина рук и т. д.) определяются его ростом.

Антропометрическая характеристика пожарных принята по величине роста пожарных средней полосы европейской части нашей страны. Было установлено, что рост пожарных характеризуется нормальным законом распределения. Средний рост пожарных принят равным 170,5 см. Пожарные самого низкого и самого высокого роста были исключены как редко встречающиеся (около 5 %). Следовательно, учитывались пожарные 5-го перцентиля (рост 164,5 см) и 95-го перцентиля (рост 188,5 см).

Особенности компоновок АЦ. Компоновка АЦ (составление целого из частей) обеспечивает рациональное взаимное расположение элементов надстройки и агрегатов базового шасси. От ее совершенства зависит возможность наиболее эффективной реализации технических возможностей АЦ. В основном она зависит от численности расчетов, а также от взаимного расположения цистерн и баков для огнетушащих веществ и пожарного насоса. Последнее будет определять и компоновку отсеков для пожарного оборудования (ПО).

Две особенности важны для компоновок АЦ.

Первая особенность, важная для всех ПА, – это размещение салона расчета за кабиной базового шасси. Вторая особенность состоит в том, что размещение цистерны для воды, по существу, определяет всю компоновку.

Размещение цистерны может быть осуществлено вдоль или поперек продольной оси базового шасси (рис. 9.5). Что и определяет собой возможности и ограничения компоновок ПН и ПТВ. Так, при поперечном размещении цистерны пожарный насос можно установить только сзади
в кормовом насосном отсеке.

                                               
   
Размещение цистерны
 
   
Вдоль оси базового шасси
 
Поперек оси базового шасси
 
   
ПН
     
       
ПН
         
 
 
 
 
   
Заднее
     
Заднее
 
 
   
По бортам
     
У кормы
 
Среднее
 
 


Рис. 9.5. Классификация компоновок АЦ

Компоновка салонов. В зависимости от численности расчета АЦ, как и другие ПА, могут иметь посадочные формулы 1+2; 1+6; 1+8. Каждой из них соответствует своя компоновка салона. Во многих ПА и некоторых АЦ используется кабина базового шасси (рис. 9.6, а). В АЦ могут быть салоны с одним (рис. 9.6, б) или двумя рядами сидений. В салонах возможно размещение СИЗОД или установка пожарного насоса (рис. 9.6, б).

Несколько иная компоновка АЦ на шасси КамАЗ (рис. 9.6, г). Кабина расчета отделена от кабины водителя промежутком с. Кроме того, отсеки 4 могут быть посередине и в кормовой части.

Подножки для доступа в салон устраивают на высоте, обеспечивающей пожарным малого роста свободное пользование ими. Размеры кабин салонов, дверей у них, а также сидений определены, исходя из роста высоких пожарных.


Рис. 9.6. Схемы компоновок АЦ:

1 – двигатель; 2 – кабина водителя и салон для расчета;
3 – цистерна; 4 – отсек; 5 – пенобак; 6 – пожарный насос

Удобство размещения пожарных в кабине боевого развертывания (КБР) ПА оценивается такими конструктивными параметрами КБР, как длина, ширина, высота кабины; высота расположения сиденья; глубина сиденья; угол наклона подушки сиденья; угол, образованный подушкой
и спинкой сиденья; угол наклона спинки сиденья (рис. 9.7).

Все соединяемые детали салона должны иметь уплотнения, препятствующие проникновению в кабину пыли, атмосферных осадков и потере тепла. В салоне размещают один или несколько огнетушителей, а также аптечку. Оборудование должно размещаться так, чтобы исключалась возможность его самопроизвольного перемещения при движении автомобиля, а острые углы не наносили травму пожарным.

Сосуды для ОТВ. На АЦ имеются цистерны для воды и баки для пенообразователя. Вместимость цистерн и их форма во многом влияют на компоновку и безопасность движения.

L КБР
Н КБР
 
L тл
h c
α
β
х
γ
1
2
3
4

Рис. 9.7. Параметры, характеризующие удобство занимаемой позы пожарных

в КБР при следовании к месту пожара и оказывающие влияние

на основные конструктивные размеры КБР:

α – угол, характеризующий наклон туловища (спинки сиденья);

β – угол, между бедром и туловищем (угол между подушкой и спинкой сиденья);

γ – угол между бедром и голенью; х – угол наклона подушки сиденья;

h с – высота сиденья; 1, 2, 3, 4 – проекция стопы, голени, бедра, туловища

на горизонтальную плоскость; L тл – длина туловища пожарного с головой 95 р в каске;

Δ – расстояние между каской пожарного и потолком салона КБР;

Н КБР – высота КБР; L КБР – длина КБР

Значения х и α зависят от высоты сиденья h с. Так, при значениях
h с = 290–330 мм угол х рекомендуется принимать соответственно равным
10–8°. Угол α может изменяться в более широких пределах. Для минимального значения h с = 290 мм рекомендуется α = 5–20°, а при максимальном его значении рекомендуется α = 3–18°.

Независимо от величины h с рекомендуются углы в пределах
85° ≤ β ≤ 100° и 90° ≤ γ ≤ 120°.

Сиденья, сооруженные с указанными параметрами, обеспечат комфортные условия пожарным при движении пожарного автомобиля.

Традиционно в нашей стране цистерны устанавливали вдоль продольной оси базового шасси. На АЦ с большой вместимостью цистерн стали применять поперечное их размещение (рис. 9.6, в, г). Такая компоновка позволяет более рационально распределять массу ПА по осям, что обеспечивает в случае полноприводных шасси более равномерную реализацию тяговых сил на колесах и улучшает управляемость АЦ.

Цистерны большой вместимости в поперечном сечении имеют прямоугольную форму. По сравнению с другими формами (круглое или эллиптическое) в этом случае значительно уменьшается высота центра массы Н.

В зависимости от степени заполнения цистерны Н уменьшается на
8–10 %. Поэтому необходимо после тушения пожара заполнять цистерну водой. Это требуется для обеспечения оперативной готовности АЦ.

В отличие от грузовых автомобилей пожарные автоцистерны перевозят смещающиеся грузы. В АЦ таким грузом является вода. Ее колебания оказывают большое влияние на безопасность движения. Гашение колебаний жидкости осуществляется волноломами.

Волноломы – это перегородки, устанавливаемые поперек цистерны перпендикулярно ее продольной оси. Площадь перегородки должна составлять до 95 % от площади поперечного сечения цистерны. Гашение колебаний жидкости волноломами происходит более интенсивно, если их устанавливать под углом 30–35о с наклоном в сторону кормы. В АЦ с поперечным расположением цистерны и пенобаков волноломы устанавливают вдоль оси автомобиля. Гашение колебаний жидкости может осуществляться и губчатым заполнителем, например, на основе полиуретана.

Пожарные насосы. На практике применяют переднее, среднее
и заднее размещение насосов. Переднее расположение шестеренчатых насосов применяется на маломощных, упрощенных автоцистернах. В нашей стране преимущественное распространение получили компоновочные схемы с задним размещением насосов (см. рис. 9.5).

Схемы компоновок со средним расположением насосов имеют ряд достоинств: улучшаются условия управления насосом, упрощается конструкция трансмиссии, что позволяет уменьшать не только ее массу, но и высоту центра массы, нет необходимости специально обогревать насос. Однако такая схема компоновки имеет и существенные изъяны. Во-первых, возрастает травмоопасность личного состава в кабине в случае ДТП. Во-вторых, вывод всасывающих патрубков на стороны делает забор воды менее удобным, чем
в случае компоновки с задним расположением насоса.

Компоновка насоса должна обеспечивать управление насосом пожарными любого роста. Этому же требованию должны удовлетворять расположение сливных кранов, кранов включения дополнительной системы охлаждения двигателя при ее наличии.

Кузов АЦ. В кузовах размещают цистерны и баки для огнетушащих веществ, насосы с водопенными коммуникациями, приводы их управления и пожарно-техническое вооружение. Кузова́ компонуют из различных деталей в зависимости от принятого способа расположения цистерны для воды. В случае размещения цистерны вдоль шасси кузов изготавливают из двух цельнометаллических бескаркасных тумб. Они крепятся
к кронштейнам цистерны болтами. Тумбы внутри разделены на отсеки,
в которых размещается ПО.

В различных конструкциях АЦ по их борту в тумбах может быть по
2–4 отсека. Отсеки снаружи закрываются дверьми с замками. Двери навешивают на петли. Двери могут быть выполнены открывающимися вверх с подпружиненными телескопическими стойками или шторного типа.

Пространство между тумбами и задним днищем цистерны используется под насосное отделение. В случае среднего размещения насоса в кормовой части образуется отсек для ПО.

Перечень ПО, возимого на АЦ, включает более 50 наименований различных приспособлений и устройств. На других ПА, например автомобилях специального применения, перечень ПТВ значительно меньше.

Пожарное оборудование на пожарных автомобилях используется крайне неравномерно. Частота его применения на АЦ изменяется в очень широких пределах. Так, пожарные насосы включаются в работу на всех пожарах. Рукава всасывающие, в зависимости от их диаметра и развития водопроводной сети в городах, используются на 4–10 % всех пожаров. Пожарные напорные рукава диаметром 51 мм применяют на 80 % пожаров, а диаметром 77 мм – только на 20 % пожаров; гидроэлеватор – только на 1,1 % всех случаев тушения пожаров.

Различные образцы ПО различаются по массе, размерам и занимаемым ими объемам. Так, масса комплекта пожарных рукавов на
АЦ-40(131)137 составляет 270 кг, а объем, занимаемый ими, равен 35–40 % объема отсеков. Масса колонки пожарной равна 18 кг, а габаритные размеры находятся в пределах 430×190×1090 мм, пеносмесители различного типа имеют массу 4,6–6 кг при длине 420–520 мм, стволы различного назначения при длине до 450 мм имеют массу до 2 кг и т. д. Общая масса возимого
и снимаемого с ПА пожарно-технического вооружения составляет
примерно 500–700 кг.

Например, на АЦ-40(131)153 в правых отсеках масса ПО была равна 250 кг, в левых – 200 кг и на крыше – 300 кг. Такое же распределение по массе реализовано на АЦ, сооруженной на шасси Урал-5557.

Размещение ПО должно удовлетворять ряду требований: способствовать минимальному времени развертывания ПА; не снижать его оперативной подвижности; его крепление, как и размещение, должно быть травмобезопасным.

Для реализации изложенных требований размещение ПО в отсеках ПА должно подчиняться принципу эргономики, согласно которому оборудование, органы управления и приборы должны располагаться в соответствии с логикой деятельности человека.

При размещении ПО в отсеках АЦ следует учитывать возможности:

– группировки их по функциональному назначению;

– значимости, на сколько оно важно для выполнения определенной группы операций;

– оптимального размещения по конфигурации ПО, его массе, геометрическим размерам;

– последовательного использования при организации работы;

– частоты использования (элементы, наиболее часто используемые, должны находиться в самых удобных местах);

– рациональной доступности оборудования для пожарных различного роста.

Эти принципы (или возможности) трудно согласовать между собой. Поэтому при разработке схемы размещения ПО на АЦ должен быть разумный компромисс.

Размещение отсеков для ПО и его крепление влияет на продолжительность подготовки и тушения пожара. Различие в размещении и креплении ПТВ показано на рис. 9.8, характеризующем время его снятия
и прокладку рукавной линии с первым стволом. Из этого рисунка следует, что необходимо размещать отсеки и крепить ПО в них так, чтобы оно было одинаково досягаемо пожарным различного роста.

                                 
 
 
   
4
 
   
5
   
2
   
3
   
1
 
   
 
 
 
 
 
   
 
     
 
 
 
 
τ, с
 


Рис. 9.8. Продолжительность

снятия ПТВ и подачи первого ствола

пожарными различного роста:

снятие ПТВ:

1 – на АЦ Шкода;

2 – на АЦ Ельч (Польша);

подача первого ствола:

3 – Скутенг; 4 – Шкода;

5 – Ельч

Досягаемость размещения ПО в горизонтальной и вертикальной плоскостях определяется ростом пожарных. В составе караула обычно бывают пожарные разного роста.

Для облегчения работы по снятию и извлечению ПО из отсеков ПА необходимо, чтобы пожарные выполняли ее стоя, не изменяя позы
(не поднимаясь на цыпочки и не приседая). А для этого надо, чтобы досягаемость до оборудования пожарными самого высокого роста (95-го перцентиля) и самого низкого роста (5-го перцентиля) была одинаковой.

Досягаемость в вертикальной плоскости определяется суммой расстояния до плечевой точки и длины руки. Досягаемость в горизонтальной плоскости определяется только длиной руки. Таким образом, область 1 на рис. 9.9 будет определять область досягаемости пожарным самого высокого роста.

                                                                                         
   
2280 мм
 
2280 мм
     
b
   
 
 
 
     
k
       
1920 мм
 
 
   
2
   
1
 
 
 
     
510 мм
     
а
 
с
 
 
     
e
 
d
 
390 мм
 
 
   
 
     
 
 
   
 
   
910 мм
 
       
 
       
810 мм
 
 
 
 
   
Край рабочей поверхности автомобиля
 
Край рабочей поверхности автомобиля
 
   
а
 
б


Рис. 9.9. Зоны вертикальной и горизонтальной досягаемости пожарными

95-го перцентиля 1 (а); пожарными 5-го перцентиля 2 (б)

Аналогичным образом можно обосновать область досягаемости пожарными самого низкого роста. Совместив обе зоны доступности, легко определить рациональную зону досягаемости 90 % пожарных различного роста. На рис. 9.10 зона досягаемости определяется так: в вертикальной плоскости высотами 1920 и 910 мм, а в горизонтальной плоскости – величиной 390 мм. Именно в этой зоне наиболее рационально размещать отсеки с ПО. К сожалению, на некоторых АЦ эта зона (см. рис. 9.10) используется нерационально.

                                                         
   
 
   
 
       
1920 мм
 
 
 
 
   
1
 
2
   
3
     
910 мм
 
   
4
 
     
6
 
7
     
5
 
 
 
 
   
 
     
     
 
 
Уровень земли
 
 
 


Рис.9.10. Расположение отсеков относительно уровня земли:

1 – АЦП-6/3 (Урал-5557); 2 – АЦ-40(43202); 3 – АЦ-40(131)137; 4 – АЦ-40(130)63Б;

5 – АЦ (Болгария); 6 – ТLF (ГДР); 7 – АЦ-3,2-40(4331)

Для рационального размещения пожарного оборудования проанализируем зоны досягаемости пожарными в отсеке и дадим им оценку в соответствии с ГОСТ 122-33-78 ССБТ. Рабочее место при выполнении работы стоя:

1) наиболее удобная зона работы – 1060–1360 мм (зона для размещения наиболее важного и часто используемого оборудования);

2) верхняя удобная зона работы – 1360–1520 мм (зона для размещения основного оборудования);

3) нижняя удобная рабочая зона – 910–1060 мм (зона для размещения громоздкого, наиболее тяжелого оборудования);

4) верхняя менее удобная рабочая зона 1520–1720 мм (зона для размещения редко используемого негромоздкого и нетяжелого оборудования);

5) верхняя неудобная рабочая зона – 1720–1920 мм (зона для размещения вспомогательного оборудования).

Зона досягаемости по размещению оборудования представлена
в табл. 9.2. Оценив зоны в баллах и суммируя их, получим суммарную бальную оценку. Естественно, что в зонах с высокими значениями (4–8 баллов)
размещают оборудование, которое необходимо для прокладки рукавной линии для подачи первого ствола и постановки автомобиля на водоисточник.

В зависимости от размещения цистерны отсеки могут располагаться
по бортам кузова (рис. 9.11, а) или по бортам, но только у кормы АЦ
(рис. 9.11, б). В первом случае создается больший простор доступа к машине и отсекам. Во втором случае всё ПТВ размещено более компактно. ПТВ в отсеках этого типа расположено в выдвижных ящиках и на полках.

Таблица 9.2

Зоны вертикальной доступности и горизонтальной досягаемости в отсеках пожарного оборудования
Зоны горизонтальной досягаемости, мм Зоны вертикальной доступности
     
баллы
      баллы мм
0* ≤ 2320 > 1920
        > 1720
        > 1520
        > 1360
        > 1110
        > 910
  > 600
  > 300
  > 0

Очевидно, что в этом случае необходимо более четкое выполнение обязанностей пожарными, чтобы они не мешали друг другу. Кроме того, ящики для ПТВ должны быть выдвижными.

Следовательно, появляется дополнительная операция по выдвижению ящиков и их фиксации в наклонном положении. При такой компоновке часть ПТВ размещается в выдвижном ящике в верхней части насосного отсека. Такое размещение ПТВ менее удобно, чем в случае, когда отсеки находятся вдоль бортов АЦ.

Обоснование выбора АЦ для гарнизона ГПС. Требования
к АЦ и особенностям их компоновки изложены в нормативных документах. Они являются основой для разработки технических заданий на производство новых АЦ или их модернизации.
Их обосновывают специалисты ГПС с учетом требований производства. Знание этих требований, реализованных в конструкции АЦ, важно и при обосновании выбора пожарных машин для гарнизонов ГПС.

Рациональный порядок для обоснования выбора АЦ следующий:

1. Оценивается территория по природно-климатическим условиям.

2. Устанавливается категория эксплуатации АЦ.

3. Проверяется состояние пожарной водопроводной сети и определяется наличие в регионе естественных и искусственных водоисточников.

На основании изложенного обосновывается требование к шасси АЦ, вместимости цистерны для воды. Эти факторы будут определять и численность расчета. Необходимо также учитывать структуру имеющегося парка АЦ как по шасси, так и по типу двигателей. Унификация АЦ, уменьшение количества марок ПА будет способствовать лучшей организации их содержания в состоянии технической готовности, технического обслуживания и ремонта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: