Способы заполнения автоцистерны водой

Заполнение насоса водой из цистерны перед подачей ее в рукавную линию можно осуществлять различными способами. Для обеспечения заполнения насоса водой необходимо, чтобы заглушка на всасывающем трубопроводе была плотно завернута. Закрыты все вентили, клапаны и краны в водопенных коммуникациях.

Подача воды из цистерны. По прибытии ПА на пожар необходимо подать первый ствол. Это сокращает время развертывания, позволяет быстро начать тушение пожара. Основная задача водителя при этом заключается
в заполнении насоса водой и подаче ее в напорную линию со стволом.

Последовательность выполнения работ рассмотрим на примере фрагмента (рис. 9.12) водопенных коммуникаций.

 
 


Рис. 9.12. Подача воды из цистерны:

1 – всасывающий патрубок; 2 – насос; 3 – напорная задвижка; 4 – рукавная линия;

5 – вакуумный клапан; 6 – клапан на коллекторе; 7 – цистерна; 8 – вентиль

Для подачи первого ствола необходимо:

– присоединить рукавную линию 4 стволом к напорному патрубку
с напорной задвижкой 3;

– открыть вакуумный клапан 5 для выхода воздуха из центробежного насоса при его заполнении водой;

– включить подсвет вакуумного клапана;

– открыть вентиль 8 на трубопроводе, соединяющем цистерну 7
со всасывающим патрубком 1 насоса 2;

– через смотровой глазок вакуумного клапана следить за заполнением насоса водой;

– при появлении воды в вакуумном клапане закрыть его.

После заполнения насоса водой следует:

– включить сцепление рычагом из насосного отделения (при среднем расположении насоса – педалью сцепления, расположенной в кабине водителя);

– создав насосом заданный напор, открыть задвижку 3 на напорном трубопроводе;

– поддерживать требуемый напор изменением частоты вращения вала двигателя.

Подача воды пожарным насосом из открытого водоема. Подготовка к подаче воды производится в такой последовательности (рис. 9.13):

– извлекают из пеналов всасывающие рукава, соединяют их друг с другом и подсоединяют всасывающую сетку;

– снимают заглушку со всасывающего патрубка 1 и подсоединяют
к нему всасывающие рукава 6 с сеткой;

– опускают всасывающие рукава
в водоем; при этом глубина всасывания Нs не должна превышать 7,5 м, а глубина погружения всасывающей сетки должна быть больше 300 мм;

– открывают вакуумный клапан 5;

– включают газоструйный вакуум-аппарат и плавно увеличивают частоту вращения вала двигателя;

– при появлении в вакуумном клапане воды закрывают его и выключают газоструйный вакуумный аппарат;

– включают сцепление и плавно увеличивают частоту вращения вала насоса;

– создав требуемый напор, плавно открывают напорную задвижку 3, вода поступает в рукавную линию 4.

При наличии на АЦ дополнительной системы охлаждения необходимо в летнее время включать ее в работу, открыв оба крана на пожарном насосе.

При работе пожарных насосов с открытых водоемов возможны отказы в заборе воды. Основными их причинами являются: недостаточная частота вращения вала двигателя при включении газоструйного вакуумного аппарата; преждевременное, до закрытия вакуумного аппарата, снижение частоты вращения вала двигателя; большая частота вращения вала насоса и развиваемый напор при открытии напорных задвижек.

При отказе в работе вакуумного аппарата заполнение пожарного насоса можно осуществить так же, как при заборе воды из цистерны (см. рис. 9.12).

Подача воды от водопроводной сети. Подача воды от водопроводной сети – самый распространенный способ при тушении пожаров в городах, промышленных предприятиях и т. д. В этих случаях АЦ или НРА следует устанавливать всасывающими патрубками как можно ближе к колодцу гидранта водопроводной сети.

Для забора воды от водопроводной сети необходимо собрать напорно-всасываю-щую линию, как показано на рис. 9.14, затем следует:

– открыть вакуумный клапан 5 для выпуска воды из насоса;

– заполнить водой насос;

– закрыть вакуумный клапан 5;

– включить пожарный насос и, следя
за режимом его работы, плавно открыть напорную задвижку 3, вода поступит в рукавную линию 4.

Подача воздушно-механической пены. Воздушно-механическая пена применяется для тушения легковоспламеняющихся жидкостей.

Подача пенообразователя из бака, а воды из цистерны. Рассмотрим последовательность выполнения работы по схеме рис. 9.15.

 
 


Рис. 9.15 Подача раствора пенообразователя в рукавную линию:

1 – напорная задвижка; 2 – рукавная линия; 3 – вентиль; 4 – пеносмеситель;

5 – трубопровод от коллектора насоса к пеносмесителю; 6 – тройник; 7 – кран;

8 – пенобак; 9 – вентиль; 10 – лафетный ствол; 11 – вентиль

К напорному патрубку с задвижкой 1 подсоединяют рукавную линию 2 с ГПС, а затем следует:

– открыть вакуумный кран или приоткрыть задвижку 1 для выхода воздуха из насоса;

– открыть вентиль 3 на трубопроводе из цистерны в насос;

– заполнить насос водой, включить его в работу и создать напор
70–80 м;

– установить стрелку крана-дозатора пеносмесителя 4 на деление шкалы, соответствующее подаче присоединенных ГПС;

– открыть пробковый кран на пеносмесителе 4 и кран 7 от пенобака 8 к пеносмесителю 4;

– поддерживать режим работы таким, чтобы у ГПС напор был не менее 40–60 м.

Подача пенообразователя из пенобака, а воды из водоема или водопроводной сети. В этом случае выполняются все операции по заполнению насоса водой из открытого водоисточника или водопровода.

При работе от пожарной колонки, установленной на гидрант водопровода, напор во всасывающем патрубке не должен превышать 25 м. Регулирование его производят при работающем насосе и открытом вентиле 3, изменяя положения вентилей пожарной колонки.

Для подачи к ГПС выполняют операции, как было указано выше.

Подача пенообразователя к пеносмесителю от посторонней емкости. Запас пенообразователя в пенобаках невелик, поэтому при тушении пожаров возникает необходимость использовать бочки с пенообразователем.

Для подачи в систему пенообразователя необходимо снять колпачок
с тройника 6 и подсоединить к нему шланг. Второй его конец опускают
в емкость с пенообразователем.

Для работы системы выполняются все операции, изложенные ранее.

Работа стационарным лафетным стволом. Подача воды или пены стационарным лафетным стволом 10 может производиться как при движении пожарного автомобиля, так и при установке его на боевой позиции. Управление лафетным стволом может осуществляться или вручную, или
с помощью пневматического или гидравлического привода (при их наличии).

Подача воды или пены стационарным лафетным стволом при движении автомобиля производится на первой или второй передаче коробки скоростей основной трансмиссии.

Подготовка к подаче пенообразователя к лафетному стволу производится так же, как и его подача к ГПС. Для подвода пенообразователя к лафетному стволу необходимо открыть вентиль (кран) 11.

Промывка системы подачи пенообразователя. После тушения пожара пеной система подачи пены, насос, стволы и пеногенераторы необходимо промыть водой.

В случае, когда на АЦ имеется промывочный трубопровод от цистерны, необходимо открыть вентиль 9 (см. рис. 9.15). При рабочем насосе вода из цистерны поступит к этому вентилю (показано стрелкой), а затем
в систему подачи пены, как и при подаче пенообразователя. При отсутствии в схеме водопенных коммуникаций трубопровода с вентилем к тройнику 6 подсоединяют подачу воды из внешнего источника.

После подачи пены лафетным стволом промывка осуществляется при открытом вентиле 11, а при подаче к ГПС – при открытой напорной
задвижке 1.

Подача воды из водоема с помощью гидроэлеватора. Забор воды из открытых водоисточников с помощью гидроэлеватора происходит в трех случаях, когда:

– уровень воды в водоеме ниже уровня насоса по вертикали более 7 м;

– водоем удален от пожарного автомобиля по горизонтали на расстояние до 100 м;

– толщина слоя воды в водоеме 5–10 см.

Кроме того, гидроэлеваторы используются для откачки воды из
подвалов, из различных объектов на пожарах.

Забор воды автоцистерной из открытых водоисточников осуществляется при помощи одного или нескольких гидроэлеваторов, включаемых по различным схемам.

 
 


Рис. 9.16. Схема подачи воды гидроэлеватором:

1 – рукавная линия; 2 – цистерна; 3 – напорный рукав 77 мм; 4 – гидроэлеватор;
5 – напорный рукав 66 мм

Схема, при которой в рукавную линию 1 подается небольшое количество воды, представлена на рис. 9.16. Для подачи воды необходимо:

– выжав сцепление, включить коробку отбора мощности и отпустить педаль сцепления;

– выключить сцепление рычагом из насосного отсека;

– открыть напорную задвижку а на насосе (к гидроэлеватору), через нее выйдет воздух из насоса;

– открыть задвижку б на трубопроводе из цистерны;

– включить сцепление и увеличить частоту вращения вала насоса
до 2 000 об/мин;

– при поступлении воды из напорного рукава 3 в цистерну 2 открыть задвижку б на напорном коллекторе насоса (к стволу в рукавной линии 1);

– установить напор на насосе в пределах 70–80 м.

При подаче воды необходимо следить за ее уровнем в цистерне.
Он регулируется задвижкой на напорном коллекторе насоса и частотой вращения вала насоса.

В случае, когда необходимо подавать воду через два ствола (расход до 10 л/с), к всасывающему патрубку насоса подсоединяют водосборник. На один его патрубок устанавливают заглушку, а шарнирным клапаном перекрывают патрубок, к которому будет присоединяться напорный рукав от гидроэлеватора.

Запуск насоса осуществляют так, как указано выше, но вакуумный кран должен быть открыт для выхода воздуха. После запуска такой системы следует закрыть задвижку из цистерны и затем подать воду к стволам.

Перекачка воды автоцистернами и насосно-рукавными автомобилями. В районах с большими расстояниями до водоисточников или при неисправных пожарных водопроводных системах возникает необходимость подавать воду по рукавным линиям. В этом случае потери напора в них могут превышать энергетические возможности двигателя и пожарного насоса АЦ или АНР. Поэтому следует использовать АЦ или АНР как перекачивающие станции.

Перекачка воды может осуществляться двумя способами. По первому из них вода из насоса одной АЦ подается в насос второй, как показано
на рис. 9.17, а. По второму способу каждая из последующих АЦ используется как промежуточная емкость, то есть вода подается в цистерну
(рис. 9.17, б).

Первый способ является более сложным. При его применении необходимо согласовывать работу насосов обеих АЦ. Кроме того, требуется поддерживать избыточное давление (не менее 100 кПа) перед последующим насосом. Если эти условия не соблюдаются, то не исключается срыв работы системы.

Рис. 9.17. Схема включения пожарных автомобилей по перекачке воды:

а – из насоса в насос; б – из насоса в цистерну

Второй способ не требует какого-либо согласования режимов работы насосов. Контроль за работой системы осуществляется по уровню воды
в цистерне, заполняемой водой. Этот способ и более экономичен, так как нет необходимости ограничивать давление перед цистерной. Поэтому расстояние между АЦ может быть бо́льшим, чем в первом случае.

В обоих методах перекачку воды можно осуществлять по двум параллельным рукавным линиям. В этом случае расстояние между АЦ может значительно увеличиться, особенно при использовании первого способа.

После прокладки рукавных линий возможно большего диаметра по первому способу (для уменьшения гидравлических сопротивлений по их длине) включение в работу системы выполняют в такой последовательности:

1. Включают пожарный насос АЦ у водоисточника и подают воду во второй насос, который должен быть подготовлен к работе, но сцепление выключено.

2. При поступлении воды ко второму пожарному насосу включают его сцепление и плавно открывают задвижки напорных патрубков. Требуемый напор у насоса регулируется изменением частоты вращения вала пожарного насоса.

3. При перекачке воды по второму способу пожарный насос второго пожарного автомобиля включают после заполнения цистерны водой.

4. Уровень воды в цистерне регулируется увеличением подачи первого или уменьшением подачи второго насоса. Это осуществляется изменением частоты вращения валов пожарных насосов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: