Методика обучения монологической речи

Целью обучения монологической речи, как уже отмечалось, является развитие умений монологической речи, под которыми понимаются умения коммуникативно-мотированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме.

В соответствии с федеральным государственным стандартом второго поколения, программа по иностранным языкам формулирует следующие требования к овладению учащимися умениями монологической речи на среднем этапе обучения.

Учащиеся должны уметь формировать связанные высказывания с использованием основных коммуникативных типов речи: описание, сообщение, рассказ (включающий эмоционально-оценочные суждения), рассуждение (характеристика) с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст либо заданную коммуникативную ситуацию. Объём монологического высказывания —10—12 фраз с продолжительностью монолога — 1,5—2 мин.

Выделяют 2 пути обучения монологической речи – дедуктивный и индуктивный.

При обучении монологической речи по индуктивному пути предлагаются следующие этапы работы [Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.].

1. Подготовительный этап. Цель этапа - формирование лексико-грамматических навыков на уровне фразы.

На данном этапе возможно использование следующих упражнений:

Система условно-речевых упражнений:

- Имитативные упражнения: учитель дает образец каждого речевого действия, выступающего для ученика в качестве ориентира, и затем с помощью побудительной реплики побуждает ученика к аналогичному действию. Например: Lehrer: Das ist eine Stadt. Stimmt das?

Schuler: Ja, das ist eine Stadt.

Oder Lehrer: Ich treibe Sport. Sagt, dass ihr auch Sport treibt.

- Упражнения на подстановку грамматических структур: с помощью реплик: Stimmt das?

Frage ob…, Wiedersprich! Frage, wer (wo, was…)..,. Lass j-n an die Tafel gehen oder Bitte j-n dir das Buch zu geben. (Учитель осуществляет пошаговое управление действиями учащихся.)

- Трансформация (Видоизменение форм. К примеру «Полезно есть овощи.» «Я знаю, но я не ем овощи.»)

2. Предречевой (сверхфразовый) уровень микромонолога. Цель этапа - формирование навыков монологической речи на уровне сверхфразового единства (соединить реплики между собой, т.е. логично простроить высказывания).

Опоры: 1. Лексико-грамматическая схема, с помощью которой совершенствуются лексические навыки

Wie alt ist er?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: