double arrow

Характеристика монолога как вида речевой деятельности

Под монологом понимается активный вид речевой деятельности, рассчитанный на восприятие, коммуникативной целью которого является сообщение о каких-либо фактах, явлениях. [Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. Монолог является такой формой речи, когда её выстраивает один человек, самостоятельно определяя структуру, композицию и языковые средства.

Монолог представляет собой относительно развернутый вид речи, при котором сравнительно мало используется невербальная информация, характерная для диалога. Это активный и произвольный вид речи, для осуществления которого говорящий должен иметь какое-то содержание и уметь построить на его основе высказывание или последовательность высказывания.

Кроме того, это организованный вид речи, что означает планируемость и программирование не только отдельного высказывания или предложения, но и всего сообщения.

Монологическая речь, как и диалогическая, должна быть ситуативно обусловленной и мотивированной, у учащихся должно быть желание, намерение сообщить что-то слушающим на иностранном языке, то есть ситуация является для монолога отправным моментом, потом он как бы отрывается от нее, образуя свою среду - контекст.

В методической литературе выделяют следующие характеристики монологической речи:

1. Относительно непрерывный характер высказывания – процесс его порождения длится определенное время, не будучи прерванным кем- либо (чем- либо). Это значит, что высказывание не ограничивается одной фразой, а представляет собой сверхфразовое единство определенного объема.

Данное качество определяет:

- весьма специфическую психологическую настроенность говорящего;

- организацию его высказывания.

2. Последовательность, логичность – это качество проявляется в развитии идеи ключевой фразы в последующих (других). «Развитие идеи» не следует понимать буквально.

Имеется в виду:

- уточнение;

- пояснение;

- обоснование;

- дополнение;

- подходы к ней.

Исходя из этого, учителю для организации обучения необходимо знать, как разворачивается высказывание, какие в этом есть закономерности.

3. Относительная смысловая законченность, коммуникативная направленность.

4. Тематичность высказывания – монологическое высказывание делается по какому-то определенному поводу и имеет тенденцию оставаться в рамках заданной темы.

5. Синтаксическая усложненность – преобладание синтаксически полных структур; отсутствие эллипсисов, эмоционально - оценочных междометий.

Целью обучения монологической речи является формирование речевых монологических умений:

1) соответствие коммуникативной задачи;

2) связно и последовательно раскрыть заданную коммуникативную задачу;

3) обосновать правильность своих суждений, включая в свою речь элементы рассуждения, аргументации;

4) умение адекватно использовать связующие средства.

Как известно монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции:

- Информативная – сущность которой заключается в сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний;

- Воздействующая предполагает убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия;

- Экспрессивная (эмоционально-оценочная) – использование речевого общения в качестве своеобразного регулятора для снятия эмоциональной напряженности, для описания состояния, в котором находится говорящий и т.д.;

- Развлекательная;

- Ритуально-культовая – используется во время торжественного мероприятия, торжественная речь.

Для средней школы наиболее актуальной является информативная функция монологической речи.

Изучением монолога как вида речевой деятельности занимались такие ученые-лингвисты как А.К. Артыкбаева, Н.В. Долгалова, М.Н. Калнинь, О.А. Нечаева, Л.И. Новожилова, О.Г. Резель.

Коммуникативная функция монологической речи определяет функциональные типы. К таким типам относятся монолог-повествование, монолог-описание, монолог-сообщение, монолог-рассуждение. Охарактеризуем каждый из эти видов монолога.

Монолог-повествование по своему значению, структуре и модальности с его динамичностью противопоставлено статическому описанию. Другими словами, целью повествования является передача, создание в представлении реципиента динамичной картины развития, смены действий, событий, изменение состояния, движение во времени. Так, повествование служит способом изображения событий в их временной последовательности, в движении, в развитии.

Формы устной речи как фактор дифференцированного обучения. Методическое обучение иностранным языкам: межведомственный сборник. Повествование изображает события или явления, совершающиеся не одновременно, а следующие друг за другом или обуславливающие друг друга. Следовательно, цель повествования заключается в том, чтобы сообщить читателю, что случилось в определенном месте в определенное время.

В методической литературе выделяют два вида повествования:

а) повествование без центрального события, т.е. бескульминационное или деловое повествование, когда человек рассказывает, чем был заполнен промежуток времени. Для такого повествования характерно последовательное, эпически спокойное изложение фактов и событий.

б) повествование с центральным событием, т.е. кульминационное повествование (рассказ), в котором рассказчик стремится по возможности выразительно рассказать о каком-то интересном эпизоде, случае или происшествии, оказавшемся в центре его внимания.

Это могут быть повествования на основе пережитого, увиденного, услышанного или прочитанного. Данная дифференциация находит отражение в выделении рассказа в качестве разновидности повествования.

Композиционная структура повествования имеет три части: введение, где излагаются основные сведения о герое, месте и времени действия, основной части, в которой излагается сюжет, и заключении, в котором дается обобщение эмоционального характера. Рассказ же, в свою очередь, состоит из завязки, кульминационного пункта и развязки. 

Повествование может иметь:

1) прямую хронологию;

2) обратную хронологию:

3) прямую хронологию с отступлениями.

Монолог-описание - это функционально-смысловой тип речевого изложения, основным содержанием которого является внешняя характеристика или раскрытие внутренних признаков предмета, явления в статике. Описание рассматривается как констатирующая речь, сообщение, содержащее в себе указание на принадлежность характеризуемого к определенному классу предметов, перечисление его признаков и элементов, предназначение, функциональные особенности.

С помощью монолога-описания называются признаки или качества предметов, поэтому для данного типа речи характерно простое нанизывание предложений в порядке их логической последовательности.

В зависимости от того, что является объектом описания, выделяются:

1) описание отдельных предметов;

2) описание животных;

3) описание обстановки (интерьер);

4) описание природы (пейзаж);

5) описание внешности человека (портрет);

6) описание местности;

7) описание-характеристика;

8) описание состояния человека.

Обычно описание носит объективный характер, лишено эмоционального, субъективного отношения к описываемому. Его целью является перечисление свойств и характеристика признаков объекта высказывания. Такое описание называется объективным, представляет собой «фотографическую» передачу визуальных, слуховых или эмоциональных впечатлений. Второй тип - субъективное описание - содержит значимый эмоциональный компонент. В дополнение к этому, Г.Я Солганик выделяет статическое описание, которое прерывает развитие действия и динамическое описание, обычно небольшое по объему, которое не приостанавливает действия, будучи включенным в событие.

Таким образом, основными признаками, отличающими описание от других типов речи являются:

а) статичность содержание (в описании перечисляются одновременные или постоянные признаки объекта);

б) способ связи между предложениями: предложения, входящие в состав описательного текста, обычно связываются параллельной связью (но иногда наблюдается и цепная связь);

в) частое использование односоставных, номинативных, безличных и глиптических предложений, отсутствие повелительных предложений;

г) особенность в выражении модальности: описание - речь констатирующая и в ней утверждается наличие или отсутствие каких-либо признаков описываемого объекта, поэтому ему свойственна прямая модальность, передающаяся формами изъявительного наклонения.

Монолог-сообщение В.В. Виноградов характеризует как монолог, который опирается в большей степени на логически-предметную структуру языка, тяготея к непосредственной установке соотношений между динамикой логически-предметного и словесного рядов.

При этом необходимо назвать ряд параметров, важных с точки зрения обучения. Сообщение характеризуется наличием в своем составе ряда смыслообразований сверхфразового объема, объединенных общей темой и завершенностью в смысловом и композиционном отношениях. Все входящие в сообщение сверхфразовые единства, по той причине, что они направлены на раскрытие одной (главной) мысли, объединяются в единое целое по смыслу.

Кроме того, сообщение представляет собой единое целое и по композиционной структере. Рассматривая композиционную структуру сообщения, в ней выделяют следующие части: вводную, среднюю и заключительную. Вводная часть предназначена для введения читателя в тему, для обоснования необходимости рассмотрения тех или иных вопросов, заключительная - для подведения итогов, обобщения, суммирования сказанного. Вводная и заключительная части как бы обрамляют среднюю, назначение которой состоит в изложении (информации) фактов, эпизодов, событий.

Монолог - рассуждение – это функционально-смысловой тип речи, имеющий логическую структуру, соответственно которой данная мысль по правилам логики выводится из других мыслей, т.е. доказывается. Обязательный признак рассуждения - наличие основной мысли проблемного характера и аргументации. Основной тип смысловой связи компонентов рассуждения - это причинно-следственные отношения, создающие внутреннюю логику, взаимосвязь и взаимообусловленность его компонентов. Рассуждение предполагает раскрытие внутренних причин, законов, фактов и явлений, что даже при совершенном владении родным языком является наиболее сложным.

Монолог - рассуждение имеет в своем составе несколько суждений, мыслей, выраженных в форме предложений, в которых нечто утверждается об объектах, являющиеся либо истинными, либо ложными.

Соответственно, рассуждением можно назвать «ряд суждений, которые относятся к определенном) предмету или вопросу, и идут один за другим таким образом, что из предыдущих суждений необходимо вытекают и следуют другие, а в результате получается ответ на поставленный вопрос».

Таким образом, суждения, высказанные по поводу каких-либо явлений, действий, положений и т.д., сравниваются друг с другом, группируются в логической последовательности, на основе чего делаются определенные заключения и выводы.

В разных случаях рассуждение способно дать обоснование действиям или состоянию; дать оценку предмету по наличию какого-то у него признака; выявить причинную связь обусловленных явлений, предписать какое-то действие как необходимое или обосновать возможность или желательность действия; наконец, обосновать что-то, утверждать или отрицать в категоричной форме. Иными словами, цель рассуждения - формирование у реципиента новых понятий, знаний о фактах действительности путем аргументированного изложения.

Общая цель рассуждения конкретизируется в его подтипах:

а) рассуждение-умозаключение (представляет собой процесс получения нового знания на основе уже имеющегося и сообщение его в виде логического вывода):

б) рассуждение-доказательство (призвано реализовать намерение автора обосновать истинность или ложность высказанного положения, убедив реципиента в логичности и достоверности полученного вывода).

Все эти высказывания предполагают владение сложным монологическим умением связанного изложения мыслей, фактов, событий, а также комбинированием известных учащимися речевых образцов в соответствии с целями и условиями общения, в частности, выбором соответствующего порядка слов в предложениях. Наибольшую актуальность в коммуникативно-достаточном уровне владения монологическими умениями в школе имеют монологические высказывания: описание и сообщение учащимися о себе, о своих интересах, о школе, о родном городе, о своей семье, обо всем том, что может быть интересным для учащегося и его слушателя.

Каждый тип монологической речи в учебном процессе может реализоваться в зависимости:

- от этапа обучения;

- ситуации общения;

- коммуникативной потребности учащихся либо на уровне предложения, либо сверхфразового единства, либо развернутого высказывания (текста).

Монологическая речь может быть:

- Продуктивной – это говорение на заданную тему. Продуктивное говорение занимает большое место в обучении устной речи; оно вызвано окружающей действительностью, реальной жизнью. В продуктивном говорении высказывание учащегося самостоятельно, но здесь необходимо помочь составить его более развернутым, последовательным.

- Репродуктивной – это пересказ прослушанного, прочитанного текста устно и письменно. В репродуктивном говорении уже задано содержание, сам текст подсказывает языковые средства;

При обучении монологическому высказыванию нельзя ограничиваться только репродуктивным говорением, хотя репродуктивное говорение является необходимой формой и в естественном общении, и в учебном процессе.

Пассов Е.И. выявляет следующие главные задачи в обучении монологической речи:

1. Научить выразить законченную мысль, имеющую коммуникативную направленность;

2. Научить логичному развертыванию мысли;

3. Научить высказываться с достаточной скоростью, без необоснованных пауз между фразами.

Современная методика обучения монологической речи рассматривает два пути обучения монологическому высказыванию – «путь сверху» - исходной единицей является законченный текст, и «путь снизу», где основой обучения является предложение, отражающее элементарное выказывание.

«Путь сверху» представляет собой максимальное «присвоение» содержательного плана текста, его языкового материала и композиций.

«Путь снизу» предполагает развертывание высказывания от элементарной единицы – предложения – к законченному монологу. [Антонова Н.В. «Обучение монологическому высказыванию при подготовке к защите дипломов на английском языке»]

По Старкову А.П. переход к освоению монологических высказываний осуществляется на базе различных грамматических структур, освоенных учащимися с помощью коммуникативных упражнений диалогического типа.

Для монологической формы речи характерны односторонняя направленность, большой объем высказываний и разнообразие структурной оформленности речи, что позволяет полнее выразить свою мысль, а также логичность, последовательность и законченность изложения.

В психологической литературе отмечается, что по сравнению с диалогической речью монологическая речь является более сложной и трудной. Она требует от говорящего умения связно и последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме. При овладении монологической речью на иностранном языке эти трудности значительно осложняются в связи с тем, что обучаемые не владеют свободно языковыми средствами, которые необходимы говорящему для выражения мысли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: