2. Логико-синтаксическая схема: даются начала фраз, которые обеспечивают целостность высказывания, его логичность и синтаксическую связанность.
Например:Ich möchte…, aber leider… Und ich musste… (Ich möchte ans Meer fahren, aber leider bin ich krank. Und ich musste zu Hause bleiben.)
3.Речевой этап, уровень развернутого монологического высказывания.
Цель-развитие умения монологической речи на основе темы, ситуации.
Собственно-речевые упражнения: сообщи, расскажи, убеди.
Например: Dein Freund kommt aus Deutschland. Erzähl ihm über deine Stadt.
При обучении монологической речи по дедуктивному пути предлагаются следующие этапы работы над текстом
1. Предтекстовый этап. Цель этапа- побудить к прогнозированию содержания текста; обеспечить осознание коммуникативной задачи, нацеливающей на то, как читать; предоставить возможность снять часть трудностей.
Упражнения на прогнозирование содержания текста по заголовку, иллюстрациям, с опорой на предшествующий опыт и знания. При чтении с пониманием основного содержания: выделение главной мысли текста, получение общего представления о содержании текста, определение своего отношения к тексту. При чтении с полным пониманием содержания: принятие к сведению извлеченной информации, запоминание ее для расширения знаний и возможного дальнейшего использования. При чтении с выборочным пониманием читаемого: определение нужной, интересующей ученика информации в тексте, понимание именно этой инфомации.
|
|
Например: Der Text heißt. “Am Wochenende.”. Wie meint ihr, worum es in diesem Text geht?
Ученики вспоминают все слова по пройденной теме. На этом этапе учитель также знакомит с незнакомой лексикой, возможно с грамматическим или лингвострановедеским комментариями.
Предтекстовые задания должны быть направлены в первую очередь на моделирование фоновых знаний, необходимых и достаточных для рецепции конкретного текста, на устранение смысловых, лексических и грамматических трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения, выработку «стратегии понимания». В них указываются лексико-грамматические структурно-смысловые, лингвостилистические и лингвострановедческие особенности подлежащего чтению текста
2. Текстовый этап. Цель этапа - нацелить на чтение текста с разной степенью проникновения в его содержание и смысл, на информационную переработку текста в процессе чтения с целью его лучшего понимания.
Учитель предлагает задание: а теперь прочитайте текст и скажите, о чем идет речь. (Таким образом, происходит проверка правильности сделанных прогнозов и уточнение их.)
Z.B. Lest den Text und sagt «Worum geht es?”
3.Послетекстовый. Цель этапа - осуществить контроль полноты и адекватности понимания содержания и смысла текста в зависимости от вида чтения. На этом этапе можно провести тест на множественный выбор для проверки понимания основной информации или деталей.
|
|
Z.B. Wahlt die richtige Variante.
1. Wann steht Michael auf?
a) um 7 Uhr.
b) fruh.
c) um 7.30
2. Was macht er am Nachmittag?
a) spielt Fußball.
b) liest Bücher.
c) spielt Flote……………..usw.
4. Информационная переработка текста с целью ее присвоения. Цель - повторно вернуться к тексту и информационно его переработать, присвоить информацию и языковые средства, необходимые для порождения устноречевого высказывания.
Упражнения:
- выбор заголовка из данных вариантов,
-придумывание заголовка, нахождение основных мыслей,
- деление текста на смысловые отрезки,- ответы на вопросы, позволяющие выделить основную информацию, детали,
-составление развернутого плана текста,
-подбор к пунктам плана предложений из текста, уточнящего его.
Z.B. Beantwortet folgende Fragen: Wie alt ist Michael? Wo lernt er? Was macht der Junge am Morgen?..am Abend?
OderSchreibt die Stichwörter zu den Punkten des Plans.
5. Порождение устно речевого высказывания. Цель этапа - обеспечить осознание коммуникативной задачи, нацеливающей на порождение собственно устноречевого высказывания на основе текста или в связи с текстом.
Упражнения: - выскажи свое мнение (понравился/ не понравился текст) сформулируй главную мысль текста, кратко изложи основные факты содержания текста, перескажи текст и придумай продолжение истории, составь объявление по данной теме и др. [Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.].
Особую роль при обучении монологической речи играют опоры. Назначение опор одно – непосредственно или опосредованно помочь порождению речевого высказывания за счет вызова ассоциаций с жизненным или речевым опытом учащихся. Необходимые ассоциации можно вызвать посредством слов или посредством изображения реальной действительности. Поэтому следует различать словесные и изобразительные опоры. Такое деление открывает возможность параллельного использования и тех и других опор в одном упражнении, так как они взаимодополняют друг друга [Вайсбурд М.Л. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. М., Просвещение, 1981, с. 278.].
Любая опора – это способ управления высказыванием, но в зависимости от той или иной опоры характер управления будет разным. Чем же управляют опоры? Или содержанием, или его смыслом. Отсюда вытекает несколько иная классификация опор – содержательные или смысловые, которые учитывают два уровня высказывания: уровень значений (что? кто? где? когда? и т. д.) и уровень смысла (зачем? почему?).
Если оба критерия свести воедино, то получим следующую классификацию опор, отраженную в данной таблице [Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника.— М., Просвещение, 1977, с. 278.]:
Содержательные | Словесные (вербальные) | Изобразительные |
Текст (зрительно) Текст (аудитивно) Микротекст (зрительно) Микротекст (аудитивно) План Логикосинтаксическая схема | Кинофильм Диафильм Картина Серия рисунков Фотографияст | |
Смысловые | Слова как смысловые вехи Лозунг Афоризм, поговорка Подпись | Диаграмма, схема, таблица Цифры, даты Символика Плакат Карикатура |
Опоры всегда информативны. В одних случаях информация развернута, тогда речь идет о содержательных опорах, в других – сжата, в данном случае используются смысловые опоры, но в любом случае опора является лишь толчком к размышлению. В связи с этим у учащихся возникают определенные ассоциации, которые могут быть направлены в нужное русло установками речевых упражнений. Каждая из указанных опор специфична по характеру и обладает собственной потенцией, используемой для управления процессом обучения формированию монологического высказывания.
|
|
При обучении монологической речи важно также не забывать о контроле.
Наиболее адекватной формой контроля умений и навыков говорения является устная форма, потому что она позволяет выявить наиболее важные для данного вида речевой деятельности качества: речевую реакцию, речевые автоматизмы, характер остановок, ситуативность речи. Что касается содержательной стороны речи и ее правильности, то эти стороны могут быть проверены и с помощью письменной формы проверки.
При устной форме проверки могут возникнуть и некоторые трудности фиксации объема высказывания и ошибок, которые могут быть случайными в силу спонтанности, непродуманности речи. Для выявления степени случайности ошибок и для более детального анализа речевых сообщений учащихся целесообразно использовать звукозаписывающие средства в лингафонном кабинете.
Устный контроль навыков и умений говорения может быть фронтальным, индивидуальным и групповым.
Фронтальная устная проверка наиболее удобна для текущего контроля и для выявления степени усвоения или автоматизации материала, выявления общей картины успеваемости. Эта проверка носит целенаправленный характер, проводится под руководством учителя и осуществляется в виде вопросно-ответного упражнения, в котором ведущую роль играет учитель [Шубин У.П. Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам. - М.: Высшая школа. - 1972. - 210с.].
При групповом контроле в беседу вовлекается группа учащихся.
Для выявления уровня владения монологической речью отдельными учащимися используют индивидуальные виды контроля, например:
1) ответы на коммуникативные вопросы по опорам (ситуация, изученная тема, рисунок и так далее), по тексту, в том числе и упражнения тестового характера для проверки степени сформированности речевых навыков говорения;
|
|
2) монологическое высказывание по тем же опорам.
Индивидуальные формы контроля являются единственно возможными при проверке монологических умений, но необходимо сочетать индивидуальные формы с фронтальными формами проверки, чтобы избежать пассивности класса при продолжительном опросе отдельных учеников.
Результаты контроля являются определенным стимулом для совершенствования приемов обучения языку.
Приемы и формы контроля должны отвечать следующим требованиям:
-Выполнять не только контролирующую, но и обучающую функцию;
-Быть адекватными, то есть направленными на проверку одной формы общения;
-Не вносить существенных отклонений в ход учебного процесса;
-Не требовать больших усилий для проверки и отработки ее результатов;
-Быть интересными для учащихся и соответствовать их возрастных особенностей.
Определенным показателем уровня сформированности умений говорения являются такие параметры, как:
-количество слов (фраз) в предложении;
-количество простых и сложных предложений;
-количество и объем реплик в диалоге [Примерные программы для общеобразовательных учреждений. Иностранный язык 5-9 классы. М.:2013.].
Учитываются также языковые средства, которыми пользуется говорящий. Эти количественные и качественные показатели должны дополняться оценкой семантической стороны высказывания.
При проверке умений монологической речи учитываются разнообразие лексики и грамматических структур, а также правильность их употребления; развернутость и последовательность сообщения; соответствие языковых средств ситуации общения; объем высказывания; наличие речевого намерения и его реализация; количество предложений, выражающих субъективную информацию.