(Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса / С.С.Кашлев. – Мн., 2000.). Введение

В настоящее время информационные и коммуникационные технологии постепенно проникают во все сферы образования. С одной стороны, этому способствует глобальная информатизация общества, распространение в школах и вузах новейшей компьютерной техники и современного программного обеспечения, создание государственных и международных программ, направленных на информатизацию образования. С другой стороны, в современном обществе образование должно давать ученику не просто фундаментальные знания, а обеспечить для него все необходимые условия для дальнейшей социальной адаптации, развить склонность к самообразованию.

Сегодня мы можем говорить о том, что современную образовательную систему характеризуют сжатые сроки обучения, большой объем получаемой информации, а также серьезные требования к уровню знаний, навыков и умений ученика.

И поэтому одной из главных задач для нынешнего преподавателя стало сделать процесс обучения интересным, динамичным и современным. В этом педагогам пришли на помощь интерактивные технологии.

Большинство российских педагогов осознают необходимость изучения и освоения современных информационных технологий, которые можно использовать на уроках. Поэтому видоизменяются формы организации учебного процесса: увеличивается количество самостоятельной работы учеников, количество практических и лабораторных занятий, которые носят исследовательский характер, получают распространение занятия вне аудиторий. Появление информационных технологий в учебно-воспитательном процессе влечет за собой и значительное изменение привычных функций педагога, который, подобно своим ученикам, теперь выступает в новых для себя ролях: исследователь, организатор, консультант.

Основной целью обучения именно иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции школьников, предполагающей обучение практическому овладению иностранным языком. Использование интерактивных технологий на уроках иностранного языка повышает познавательную активность и мотивацию обучающихся, позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает интенсификацию процесса обучения и самостоятельной деятельности обучающихся и, конечно, способствует достижению цели обучения.

Наиболее актуальным на сегодняшний день стало активное использование интерактивной доски в образовательном процессе. Возможность анимации, перемещение объектов, изменение и выделение наиболее значимых элементов позволяют задействовать визуальные, аудиальные, а также кинестетические каналы усвоения информации, что особенно актуально для учащихся средних классов, для которых именно кинестетический способ восприятия информации является наиболее эффективным. Грамотная работа с интерактивной доской на уроке позволяет добиться оптимизации учебного процесса, а использование учителем современных образовательных электронных ресурсов делает реальным получение учащимися адекватного современным запросам школьного образования.

Актуальность данного исследования определяется рядом противоречий между потребностью общеобразовательной школы в повышении качества и эффективности образования, необходимостью развития мотивации учебной деятельности посредством интерактивных технологий, и тем, что не все педагоги используют в полной мере возможности современных технологий в учебном процессе, либо не желая осваивать новые горизонты в образовательной сфере, либо не владея необходимыми компетенциями для этого.

Таким образом, актуальность проблемы определила выбор темы выпускной квалификационной работы «Возможности использования интерактивной доски на уроке иностранного языка при обучении монологической речи на среднем этапе обучения».

Цель данного исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке методических рекомендаций по использованию интерактивной доски на уроке иностранного языка при обучении монологической речи на среднем этапе обучения.

Объектом исследования является использование интерактивных технологий обучения в образовательном процессе.

Предметом исследования выступают возможности применения интерактивной доски на средней ступени обучения иностранному языку при обучении монологической речи.

Цель, объект и предмет работы определили необходимость решения следующих задач:

1) на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы, опыта педагогов изучить возможности использования интерактивных технологий вообще и интерактивной доски в частности в процессе обучения в средней школе;

2) на основе анализа методической литературы изучить процесс обучения монологической речи на иностранном языке;

3)провести диагностику уровня развития умений монологической речи на немецком языке и отношения к использованию интерактивной доски на уроке немецкого языка у учащихся 9 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №72» Советского района города Казани.

4)разработать методические рекомендации по использованию интерактивной доски на уроке иностранного языка при обучении монологической речи и апробировать их на практике.

Решение поставленных задач обусловило выбор следующих методов научного исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, тестирование учащихся, анкетирование у

Практическая часть исследования была реализована на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №72» Советского района города Казани. Выборку составили ученики 9 класса в количестве 25 человек.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

I. Теоретические основы использования интерактивных технологий в образовательном процессе.
1.1.Интерактивные технологии как основа интерактивного обучения.

Задачи и проблемы современного образования постоянно обсуждаются в нашей стране на самом высоком уровне. И это неудивительно, ведь сегодняшние школьники завтра будут строить будущее своей страны, укреплять ее престиж, повышать уровень жизни ее граждан. В настоящее время, когда образовательные стандарты постоянно изменяются, очевидно, что требуемые результаты не могут быть достигнуты с применением традиционных методов обучения.

По федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. При этом под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:https://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.;

Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут:

· анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

· отличаться мобильностью;

· быть способными к сотрудничеству;

· обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

В соответствии со стандартами нового поколения изменены и требования, предъявляемые к современному уроку. Он должен быть четко организован, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока и использовать современные методы обучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:https://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.;

И одним из современных направлений обучения является интерактивное обучение, в котором понятие «интерактивные технологии» выступают как современный этап развития активных методов.

Технологии интерактивного обучения рассматриваются в работах Е. И. Еделевой, С.С. Кашлева, Т.Г. Мухина, М.В. Кларина, И.В. Бугримова и многих других ученых.

В современной педагогической литературе можно встретить различные подходы к пониманию интерактивных технологий. Одни авторы считают, что интерактивные технологии - это возможность информационно-коммуникационной системы по-разному реагировать на любые действия пользователя в активном режиме. То есть они являются непременным условием для функционирования высокоэффективной модели обучения, основной целью которой является активное вовлечение каждого из учеников в образовательный и исследовательский процессы. (Еделева, Е.И. Интерактивные техники групповой работы / Е.И.Еделева // Школьный психолог. – 2004. – № 15)

Другие придерживаются мнения, что это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания. Из этого следует, что интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними. (Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса / С.С.Кашлев. – Мн., 2000.)

Многие исследователи понимают под интерактивными технологиями совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а так же повышения их надежности и оперативности (https://nsportal.ru/azizova-rezeda-ravilevna).

Очень важно выделить отличительные особенности активного и интерактивного методов обучения. Исследователи указывают следующее: основным способом организации взаимодействия преподавателя и обучающихся становится не только активная обратная связь между педагогом и обучающимися, но и организация взаимодействия обучающихся между собой. (Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. – 97 с.)

В связи с этим, наиболее часто термин «интерактивные технологии» упоминается в связи с информационными технологиями, дистанционным образованием, с использованием ресурсов Интернета, а также электронных учебников и справочников, работой в режиме on-line, с интерактивными досками.

Современные компьютерные телекоммуникации позволяют участникам вступать в «живой» (интерактивный) диалог (письменный или устный) с реальным партнером, а также делают возможным «активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени » (Ступина, С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: уч. - метод. пособ. / С.П. Ступина. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 52 с.).

Для достижения целей урока выделяют следующие задачи интерактивных форм обучения:

· пробуждение у учащихся интереса к познанию;

· эффективное усвоение и понимание материала;

· самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи, т.е. такой выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения, который бы в итоге удовлетворял бы всех заинтересованных лиц;

· установление воздействия между учащимися, обучение работать в команде, группе и индивидуально, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства и ни в коем случаи не переходить на личности;

· формирование у обучающихся мнения и своего взвешенного отношения к миру;

· формирование жизненных и профессиональных навыков;

· выход на уровень осознанной компетентности ученика.

(Кларин М. В. Технология обучения: идеал и реальность. – Рига: Эксперимент, 2007)

Интерактивное обучение, связанное с обсуждением материала, обучением учениками друг друга является наиболее продуктивным с точки зрения усвоения и запоминания учебного материала. Для этого на уроках используют следующие формы организации учебного процесса:

· индивидуальные, парные и групповые работы, исследовательские проекты, ролевые игры

· работа с документами и различными источниками информации

· творческие работы, рисунки

Для успешного обучения в режиме интерактивной технологии можно выделить следующие требования:

1. Положительная взаимозависимость – члены группы должны понимать, что общая учебная деятельность приносит пользу каждому.

2. Непосредственное взаимодействие – члены группы должны находиться в тесном контакте друг с другом.

3. Индивидуальная ответственность – каждый ученик должен овладеть предложенным материалом, и каждый несёт ответственность за помощь другим. Более способные ученики не должны выполнять чужой работы.

4. Развитие навыков совместной работы – ученики должны освоить навыки межличностных отношений, необходимых для успешной работы, например, расспрашивание, распределение, планирование заданий.

5. Оценка работы – во время групповых собраний необходимо выделить специальное время для того, чтобы группа могла оценить, насколько успешно она работает. (Бугримов, И.В. Использование интерактивных технологий на занятиях / И.В.Бугримов // – 2005. – №4.)

Сегодня рынок предлагает достаточно много интересных решений для сферы образования, а инструменты для ведения интерактивного обучения являются неоспоримыми лидерами.

Благодаря им в этом сегменте постоянно открываются новые возможности и существует огромный потенциал развития инновационных проектов в образовании и обучении.

Например, при организации взаимодействия школы и родителей вполне реальна идея школьного on-line журнала и интерактивного дневника, которые предоставляют родителям прямой доступ к информации о состоянии дел у ребенка в школе.

Но, если подобные методы являются частной инициативой учительского коллектива, то другие средства и формы интерактивных технологий в образовании уже достаточно давно и успешно используются. С ними мы все прекрасно знакомы и мало кого может удивить то, что проведение современных уроков с использованием интерактивной доски, проектора, компьютера и специального программного обеспечения, позволяющего работать с текстами и объектами, аудио- и видеозаписями, превращать текст, написанный от руки, в печатный, сохранять информацию, становится нормой в школах.

Использование такого комплекса позволяет заменить традиционные наглядные и порой громоздкие пособия на уроках мультимедийными.

Сравнительно новыми для России являются цифровые лаборатории, включающие в себя датчики, анализаторы и специальное программное обеспечение для уроков химии, физики, биологии и других предметов. Они позволяют школьникам познавать окружающий мир эмпирическим путем. (https://www.polymedia.ru/podderzhka/spravochnik/interaktivnye-tekhnologii-v-obrazovanii/)

Психологи отмечают важность взаимодействия обучающихся друг с другом, поскольку консультирование друг друга, проводимое самими учениками или взаимообучение является одним из наиболее эффективных способов усвоения знаний (Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-пресс, 1999).

В процессе интерактивного обучения меняются ведущие функции преподавателя. Преподаватель выполняет функции организатора и помощника, коллективное обучение в маленьких группах становится основной формой организации обучения. Понятие «интерактивные технологии» употребляется в современной практике в том случае, если необходимо подчеркнуть степень активности субъектов в процессе взаимодействия, организуемого педагогом, по сравнению со сложившейся практикой.

Концепция и технология интерактивного обучения основаны на явлении интеракции (от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга). Главной отличительной чертой интерактивных технологий обучения является инициативность учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог. Педагог не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску. В сравнении с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы учащихся. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

Возникает такой эффект, как вынужденная интеллектуальная активность, так как сама технология учебного процесса активизирует мышление его участников независимо от их желания. Вовлекаясь в интерактивную деятельность, учащиеся учатся критически мыслить, решать самостоятельно поставленные задачи на основе анализа информации, извлекаемой из различных источников, участвовать в дискуссиях, доказывать правильность своего мнения, совместно решать значимые проблемы.

Сегодня многие педагоги соглашаются с тем, что использование интерактивных методов обучения в школах и ВУЗах не просто целесообразно, а необходимо. Применение новейших технологий в обучении повышает наглядность, облегчает восприятие материала. Это благоприятно влияет на мотивацию учеников и общую эффективность образовательного процесса (Кашлев, С.С., Технология интерактивного обучения / С.С.Кашлев. – Мн., 2005).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: