Предисловие. Путешествия (travel) и туризм (tourism). На пресс-конференции, посвященной открытию московской выставки MITT-2000

Путешествия (travel) и туризм (tourism). На пресс-конференции, посвященной открытию московской выставки MITT-2000, попу­лярная ведущая телепередачи "Пять с хвостиком" Анна Саксонова задала вопрос, который поверг сидящих в президиуме лиц в шок и уныние, так как они не смогли дать на него внятного ответа. А воп­рос носил внешне совсем не сложный, если не элементарный харак­тер: "Почему эта выставка носит название "Путешествия и туризм" и в чем заключается разница между этими понятиями"?

Согласно словарям путешествие - это поездка или передви­жение пешком куда-либо далеко за пределы постоянного места жительства с какой-либо целью или вообще без оной. В русском варианте, в том числе в Толковом словаре живого великорусско­го языка Владимира Даля, более употребим термин: "Странствовать - ходить и ездить по чужим землям, путничать, путешество­вать, посещать иные страны, чужбину".

Синонимов у слова "путешествие" много, поскольку оно имеет не меньшую историю, чем само цивилизованное человечество. Смыс­ловое содержание этого слова присутствует в лексиконе всех языков мира (travel, voyage, journey, trip et cetera,), как правило, употребля­лось в значении "направляться куда-то по необходимости".

В давние времена любое передвижение и странствие было свя­зано с массой неудобств, опасностей и даже риском для жизни. Но с 1815 г. в посленаполеоновской Европе английские денди взя­ли себе за правило в весьма комфортных условиях совершать кру­говые поездки (tour) на юг Франции, а затем и в Италию. Целями таких поездок были поиск развлечений, удовольствий, знакомство с романтизмом и жемчужинами культуры наследия человечества. Поэтому "совершить tour", в отличие от "совершить путешествие", стало сразу же означать "направляться туда, куда Вы пожелаете для отдыха, удовольствия, развлечений или получения новых зна­ний и впечатлений".

С появлением пароходов, паровозов, автомобилей, автобусов и самолетов стало возможным совершать туристские поездки в более отдаленные места и страны. Постепенно туризм становится массовым явлением и одной из крупнейшей сфер бизнеса.

Туризм как отрасль экономики. Рассмотрим экономические определения понятия "туризм", ибо их не меньше, чем определе­ний понятия "путешествие", хотя во временном и прочем плане они различны.

- Туризм - это путешествия и пребывания в местах, находящих­ся вне пределов обычной среды путешествующего, на срок не бо­лее 12 месяцев, с любой целью, кроме занятия оплачиваемой там деятельностью (документы Международной конференции ООН по статистике путешествий и туризма, одобренные Всемирной тури­стской организацией, 1992 г.).
- Туризм - деятельность, имеющая в жизни народов важное значение в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую область жизни государств и их международных отношений (Манильская декла­рация по мировому туризму, 1980 г.).
- Туризм - это всевозможные свободные перемещения людей от места их постоянного проживания и работы, а также сфера ус­луг, созданная для удовлетворения потребностей, возникающих в результате этих перемещений (Гаагская декларация по туризму, 1989 г.).
- Туризм источник валютных поступлений в страну; третья по счету индустрия в сфере обслуживания, в которой занят каж­дый пятнадцатый из работающих людей (учебники по туризму).
- Туризм - индустрия, развивающаяся я тех районах Земли, ко­торые обладают естественными и искусственными особенностями, привлекающими приезжих посети гелей (профессор Питер Мерфи).
- Туризм - мощное экономическое средство, которое может быть использовано слаборазвитыми странами для создания при­тока валюты, необходимой для успешной конкурентной борьбы на международном уровне (профессор Каролин Купер).
- Туризм это наука, искусство и бизнес привлечения, обуст­ройства и развлечения людей, путешествующих ради удовольствия или по делам (профессор Джон Уоркер).
- Туризм - это временные выезды (путешествия) граждан РФ... с постоянного места жительства в оздоровительных, познаватель­ных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания (Закон "Об основах туристской деятель­ности в Российской Федерации", 1996 г.).

Выберем ключевые слова из приведенных определений туриз­ма: деятельность, имеющая в жизни народов важное значение; мощное экономическое средство; индустрия; источник притока валюты; наука, искусство и бизнес привлечения, обустройства и развлечения людей. Это во всех странах, за исключением России. А у нас, как всегда, свое, законодательно оформленное отдель­ное, мнение: "туризм - это временные выезды граждан РФ...".

Здесь возникает вполне уместный вопрос: не в этом ли ключе­вом термине - "выезд" заключается первоисточник того, что по­ток российских туристов за границу стал в два-три раза превы­шать число прибытий к нам иностранных туристов? Не это ли маленькое слово по большому счету породило в платежном ба­лансе страны по статье "туризм/поездки" невообразимое по сво­ей огромной величине отрицательно сальдо (до 7 млрд долл. еже­годно)?

Кроме того, в Федеральном законе "Об основах туристской деятельности в РФ" сплошной формализм и декларативность. Там (как и в аналогичных законах субъектов Федерации) говорится не о целях и задачах развития туризма, а лишь об определениях сфе­ры туризма и способах государственного регулирования туристс­кой деятельности. Приоритеты внутреннего, въездного, социаль­ного и самодеятельного туризма упомянуты вскользь и свалены в одну кучу, без какой-либо очередности и при полном отсутствии материальной и моральной обеспеченности их основных позиций. Есть там и сказки про социальный туризм, который, как и комму­низм, "не за горами". И слова про нежную заботу государства о самодеятельном туризме, которому такое регулирование во мно­гом просто противопоказано. По сути, такие статьи в законах не что иное, как популистские лозунги о мнимой государственной поддержке абстрактной туристской деятельности - "как одной из основных отраслей экономики РФ". Вдумайтесь - "деятельность -как отрасль экономики"! Особенно в состоянии, когда 95% турфирм занимаются лишь выездным туризмом.

Вывод из названных суждений может быть только один -За­кона "Об основах туристской деятельности в Российской Федера­ции от 24 ноября 1996 г." уже явно недостаточно! В настоящих условиях необходим Закон "О развитии туризма", будь-то в Рос­сийской Федерации в целом или в отдельно взятом ее субъекте. В таких законах должны быть оговорены цели, задачи и принципы развития въездного и внутреннего туризма, как сложного межотраслевого, социально-экономического комплекса (в котором уча­ствуют практически все отрасли экономики страны и многомил­лионные массы российских и иностранных граждан).

Эти вопросы имеют настолько общегосударственное и стра­тегическое значение, что должны относиться только к предметам ведения Российской Федерации, а не составляющих ее отдельных субъектов. И не надо утверждать, что слово "туризм" в ст. 71 и 72 Конституции РФ отсутствует и поэтому такой федеральный за­кон не нужен. Конечно, значение законодательства субъектов Федерации по развитию как внутреннего, так и въездного туриз­ма чрезвычайно важно, особенно в плане совершенствования его местной инфраструктуры, щадящего природопользования, охра­ны культурно-исторического наследия и т.д. Но в целом въездной туризм и туристский рынок как межгосударственный и межотрас­левой комплекс не может быть растащен по отдельным "кварти­рам", а его развитие относиться к предметам ведения отдельных субъектов Федерации. И только общенациональная продуманная политика по созданию образа Российской Федерации и ее регио­нов как мест благоприятных для туризма будет способствовать притоку иностранных туристов и соответственно поступлению валюты, а также даст прочие выгоды.

В проекте Федерального закона "О развитии туризма в Рос­сийской Федерации" должно быть предусмотрено делегирование части полномочий субъектам Федерации и координация работы с ними по отдельным направлениям развития туризма.

Необходимо также учитывать тот факт, что практика последних 7 лет показала стремление некоторых субъектов Федерации иметь собственные законы о туризме ни к чему хорошему не привело. Это был всего лишь повтор известных определений, дефиниций, общих положений и пересказ статей о важности туризма. В свою очередь, наличие Федерального закона "О развитии туризма в Российской Федерации" поможет субъектам Федерации полнее реализовать меры по совершенствованию туристской инфраструктуры и строи­тельству гостинично-туристских комплексов в каждом из регионов, улучшит координацию работы федеральной и региональных тури­стских администраций, поможет осуществлению коллективных мар­кетинговых акций по продвижению национального туристского продукта (далее - турпродукт) и одновременно прекратит беспо­лезные траты средств при попытках разрозненно представить на международный уровень турпродукт отдельных регионов страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: