Этот конфликт возникает из-за несоответствия компетентности руководителя и компетентности специалистов коллектива из-за неприятия группой нравственного облика и характера руководителя.
Основанием квалификации психологических исследований конфликтов является опора на четыре подхода:
· организационный;
· деятельностный;
· мотивационный и когнитивный.
Организационный — этот подход начал формироваться в 70-е годы прошлого столетия. Среди описанных значимых причин и противоречий, вызывающих такие конфликты, отмечены недостатки в структуре и организации управления, сложном морально-психологическом климате в организациях, неправильном стиле руководства, наличии неформальной структуры в коллективе.
Деятельностный — связан с изучением закономерности отражения в конфликтах предметно-деловых связей, характерных для совместной деятельности в коллективе, где эти конфликты имеют место. Исследование этого направления начинают появляться с 1980г.
В настоящее время исследование в рамках данного подхода связаны с изучением целей конфликтной деятельности, применяемых стратегий и тактик.
|
|
Что касается мотивационного и когнитивного подходов, то, по мнению А.Я. Анцупова, в отечественной психологии они являются, несмотря на свои различия, частями одного подхода личностного. Теоретической основой этого подхода является рассмотрение личности как центрального звена конфликтного взаимодействия — личности со своими намерениями, целями, ценностями, эмоциональными проявлениями, способами общения.
Функции конфликтов:
Разрушительная,
созидательная,
диагностическая,
информационная или познавательная
Разрушительная или деструктивная функция проявляется в негативных последствиях конфликта: нарушениях закона, психологических травмах, патогенных последствиях, столкновениях, негативном климате в коллективе, текучести кадров.
Созидательная или конструктивная функция конфликта состоит в преодолении кризиса, трудностей, утверждении социально-позитивных форм общения и взаимодействия, отказе от противоправных действий, улучшении психологического климата. По данным А.С. Гусевой основными причинами конструктивных конфликтов являются неблагоприятные условия труда, недостатки в организации труда, несовершенная система оплаты, несоответствие прав и обязанностей, неритмичность труда, низкий уровень дисциплины, конфликтогенные организационные структуры.
Диагностическая функция конфликта – связана с пониманием причин возникновения противоборства, истинных мотивов и целей конфликтного поведения оппонентов, психологических методов ведения противоборства как характеристик личности оппонентов.
|
|
Информационная или познавательная функция – конфликт превращается в источник полезных сведений, поскольку в нем в обостренной и концентрированной форме проступают многие явления и свойства, ускользающие от наблюдения при спокойном ходе событий.
В практическом приложении информационная функция распадается на сигнальную и диагностическую.
Сигнальная функция - Конфликт, а тем более повторяющиеся сходные конфликты являются сигналами какого-то неблагополучия в системе, с которой так или иначе связаны конфликты. В этом отношении конфликт можно сравнить с симптомом болезни. Квалифицированный врач не спешит бороться с симптомами, а использует их совокупность для распознавания болезни, которую и будет лечить.
Суть диагностической функции состоит в том, что в конфликтных обстоятельствах значительно ярче, нагляднее и достовернее проявляются свойства личности. В коротком конфликте о человеке можно узнать столько, сколько не удается за время долгого общения с ним в спокойной "обстановке".
Но еще больше возможностей данная функция открывает для самопознания и самосовершенствования. стр. 17.