Конфликты «индивид-группа»

Этот конфликт возникает из-за несоответствия компетентности руководителя и компетентности специалистов коллектива из-за неприятия группой нравственного облика и характера руководителя.

Основанием квалификации психологических исследований конфликтов является опора на четыре подхода:

· организационный;

· деятельностный;

· мотивационный и когнитивный.

Организационный — этот подход начал формироваться в 70-е годы прошлого столетия. Среди описанных значимых причин и противоречий, вызывающих такие конфликты, отмечены недостатки в структуре и организации управления, сложном морально-психологическом климате в организациях, неправильном стиле руководства, наличии неформальной структуры в коллективе.

Деятельностный — связан с изучением закономерности отражения в конфликтах предметно-деловых связей, характерных для совместной деятельности в коллективе, где эти конфликты имеют место. Исследование этого направления начинают появляться с 1980г.

В настоящее время исследование в рамках данного подхода связаны с изучением целей конфликтной деятельности, применяемых стратегий и тактик.

Что касается мотивационного и когнитивного подходов, то, по мнению А.Я. Анцупова, в отечественной психологии они являются, несмотря на свои различия, частями одного подхода личностного. Теоретической основой этого подхода является рассмотрение личности как центрального звена конфликтного взаимодействияличности со своими намерениями, целями, ценностями, эмоциональными проявлениями, способами общения.

Функции конфликтов:

Разрушительная,

созидательная,

диагностическая,

информационная или познавательная

Разрушительная или деструктивная функция проявляется в негативных последствиях конфликта: нарушениях закона, психологических травмах, патогенных последствиях, столкновениях, негативном климате в коллективе, текучести кадров.

Созидательная или конструктивная функция конфликта состоит в преодолении кризиса, трудностей, утверждении социально-позитивных форм общения и взаимодействия, отказе от противоправных действий, улучшении психологического климата. По данным А.С. Гусевой основными причинами конструктивных конфликтов являются неблагоприятные условия труда, недостатки в организации труда, несовершенная система оплаты, несоответствие прав и обязанностей, неритмичность труда, низкий уровень дисциплины, конфликтогенные организационные структуры.

Диагностическая функция конфликта – связана с пониманием причин возникновения противоборства, истинных мотивов и целей конфликтного поведения оппонентов, психологических методов ведения противоборства как характеристик личности оппонентов.

Информационная или познавательная функция – конфликт превращается в источник полезных сведений, поскольку в нем в обостренной и концентрированной форме проступают многие явления и свойства, ускользающие от наблюдения при спокойном ходе событий.

В практическом приложении информационная функция распадается на сигнальную и диагностическую.

Сигнальная функция - Конфликт, а тем более повторяющиеся сходные конфликты являются сигналами какого-то неблагополучия в системе, с которой так или иначе связаны конфликты. В этом отношении конфликт можно сравнить с симптомом болезни. Квалифицированный врач не спешит бороться с симптомами, а использует их совокупность для распознавания болезни, которую и будет лечить.

Суть диагностической функции состоит в том, что в конфликтных обстоятельствах значительно ярче, нагляднее и достовернее проявляются свойства личности. В коротком конфликте о человеке можно узнать столько, сколько не удается за время долгого общения с ним в спокойной "обстановке".

Но еще больше возможностей данная функция открывает для самопознания и самосовершенствования. стр. 17.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: