Влияние числа полос движения на проезжей части и ширины разделительной полосы на БДД

Технические условия России и большинства зарубежных стран не предусматривают строительства новых дорог с тремя полосами движения на проезжей части из-за их более высокой аварийности. Однако в процессе ремонтных работ для повышения пропускной способности автомобильных дорог часто уширяют проезжую часть до трех полос движения на подходах к крупным городам, где за счет местного движения интенсивность выше, чем на основной дороге.

Эффективность устройства третьей полосы проезжей части во многом зависит от четкости организации движения и от дисципли­ны водителей. Проводившееся в МАДИ (М. И. Судьин) опытное выделение разметкой на третьей средней полосе участков, поочередно разрешающих обгон в разных направлениях, упорядочивало режимы движения встречных потоков автомобилей и повышало их среднюю скорость. Однако из-за частых нарушений указаний разметки не­дисциплинированными водителями опасность дорожно-транспортных происшествий остается высокой.

При четкой организации движения наличие третьей полосы мо­жет существенно повысить пропускную способность в случаях, когда в часы пик интенсивность движения в разных направ­лениях резко различается, если в эти периоды, введя на средней полосе светофорное регулирование, выделять для наиболее напря­женного направления две полосы движения. Опытная организация реверсивного движения на пригородном участке трехполосной дороги повысила скорость движения потока большой интенсивности с 36 до 48 км/ч при снижении количества происшествий на 30%.

Уширение на первых автомобильных магистралях, строившихся в 30-х годах, проезжей части до четырех полос движения с целью повышения пропускной способности не вызвало снижения относительного числа дорожно-транспортных происшествий на 1 млн авт/км пробега. Возникла идея раздвижки встречных потоков движения устройством раздели­тельной полосы. Обгоны перестали быть связаны с выездом на полосу встречного движения, что сильно повысило безопасность движения. Однако высокие скорости движе­ния приводят к большой тяжести происшествий. Смертельные исхо­ды при происшествиях на магист­ралях бывают в 3 и более раз чаще, чем на двухполосных доро­гах.

Снижая опасность встречных столкновений, разделительные по­лосы все-таки не полностью устра­няют влияние встречного движе­ния. Сохраняется опасность ослеп­ления водителей светом фар встречных автомобилей и выезда на полосу встречного движения при потере водителями ориенти­ровки и заносе. Чем шире раздели­тельная полоса, тем меньше число происшествий.

Особенно эффективны широкие разделительные полосы, которым обычно придается вогнутый попе­речный профиль. Стекающую в не­го воду отводят подземными водо­стоками. Съехавший на раздели­тельную полосу автомобиль успе­вает остановиться, не достигнув проезжей части для встречного движения. Однако в связи с высо­кой стоимостью и трудностью от­вода земли для постройки дорог наиболее распространена ширина разделительных полос 4—5 м, при­чем при высокой интенсивности движения на них устанавливают ограждения. Лишь в отдельных случаях, предвидя, что в дальней­шем потребуется увеличение числа полос движения, вначале устраивают разделительные полосы ши­риной 11 —12 м, чтобы в дальней­шем, сужая их, уширить каждую проезжую часть на полосу дви­жения.

Количество дорожно-транс­портных происшествий, связанных с переездом через разделительные полосы, возрастает по мере роста интенсивности движения. Поэтому при высоких интен­сивностях движения (в России бо­лее 20—30 тыс. авт/сут) по оси разделительной полосы устанав­ливают прочные ограждения, предотвращающие заезд автомо­биля на проезжую часть для встречного движения.

В последние годы в России дорожно-эксплуатационные органи­зации в массовом порядке уничто­жают разделительные полосы на автомобильных магистралях, укладывая на их месте дорожную одежду. Вместо разделительной полосы на проезжей части выде­ляют разметкой резервную зону шириной 2—4 м. Поводом для это­го мероприятия, резко увеличи­вающего опасность дорожно-тран­спортных происшествий, является сложность зимней снегоочистки и уборки с дороги грязи летом. Ре­зультатом является значительное увеличение числа дорожно-транс­портных происшествий из-за столкновений автомобилей, заезжаю­щих при обгоне на резервную полосу или попадающих на нее при заносах в периоды гололедицы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: