Степень безопасности дороги в большой степени зависит от интенсивности движения. На дорогах общего пользования общесоюзного, республиканского и значительной части дорог областного подчинения (I—III категорий) дорожно-эксплуатационная служба должна регулярно проводить учет интенсивности движения. Данными этого учета следует в первую очередь воспользоваться при обследованиях дорог.
Наиболее совершенный метод учета — круглогодичная круглосуточная регистрация проходящих автомобилей автоматическими электронными счетчиками, лучшие модели которых, помимо учета количества прошедших автомобилей, классифицируют их по группам и скорости движения. Наибольший опыт такого учета накоплен в Латвии. На территории России учет проводят преимущественно наблюдатели визуальным способом.
Учет движения проводят 4-го и 19-го числа каждого месяца в течение суток с 0.00 до 24:00 ч по местному времени. Кроме того, для выяснения особенностей и характера движения в дни праздников и массовых мероприятий проводят дополнительный учет.
По данным наблюдений определяют интенсивность и состав движения, коэффициент часовой неравномерности и по материалам всего комплекса наблюдений определяют основной показатель в нормах на проектирование — среднесуточную среднегодовую интенсивность движения. В отдельных случаях резкого различия интенсивности в разные месяцы года, особенно характерных для сельскохозяйственных районов, вводят повышающие коэффициенты. Предложен ряд упрощенных методов, позволяющих приближенно оценить интенсивность движения по данным кратковременных наблюдений. Так, например, в Грузии установили, что существует достаточно устойчивая связь между количеством автомобилей, проходящих по участку дороги между 12 и 13 ч в понедельник и четверг, которое составляет 7,44% суточной интенсивности, причем отклонения невелики.
Основной целью учета движения является прогнозирование дальнейшего роста интенсивности. Для этого экстраполируют результаты наблюдений за ряд предшествующих лет. Сроки планирования мероприятий по организации движения — 5 лет, при проектировании элементов трассы и поперечных профилей дорог —25 лет.
В зависимости от темпов роста интенсивности за прошлые годы используют формулы линейного
Или уравнение сложных процентов
Где Nо – начальная интенсивность; t — расчетный срок; к и р0 — принятые темпы прироста интенсивности движения.