Две стороны основного вопроса философии

Основной вопрос философии содержит в себе еще два вопроса. Как говорит Энгельс, имеет две стороны. Первый вопрос имеет цель выяснить, что первично – Дух, сознание, или природа, материя. Сложность проблемы состоит в том, что логически непротиворечивую картину мира можно построить, исходя из первичности как природы, так и сознания (Духа). В соответствии с решаемыми философом задачами и его мировоззренческими установками приоритетной оказывалась одна или другая исходная позиция. Поэтому философы, как пишет Энгельс, разделились на два лагеря:

1) материалистов, которые в качестве исходного начала рассматривают природу (материю);

2) идеалистов, которые считают, что в основе мира лежит духовное начало, определяющее всё сущее. В ходе исторического развития в философии сложились два направления материалистический монизм (моно - один) и идеалистический монизм. Этим направлениям противостоит дуализм (лат. dualis - двойственный) – философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал – духа и материи, идеального и материального. Термин дуализм был введен немецким философом Вольфом в 17 столетии и обозначал признание двух субстанций: духовной и материальной равноправными в природе Бытия. Одним из наиболее крупных представителей дуализма был Р.Декарт.

Рисунок 4 Решение основного вопроса философии: его две стороны

Второй стороной основного вопроса философии является проблема познаваемости мира. Большинство философов, как материалистов, так и идеалистов отвечали на этот вопрос утвердительно. Однако ряд философов (Юм, Кант, Мах) отрицали принципиальную возможность познания мира. Они получили название агностиков. И. Кант спрашивал: «Что я могу знать?» Ибо познавательные возможности человека ограничены возможностями его сознания. И. Кант выделял две стороны знания – феноменальную, которая формируется на основе информации, получаемой при помощи органов чувств. Это знание о свойствах предмета (цвет, форма, вкус). Однако сущность вещи (это знание И. Кант обозначал понятием ноумэн) может быть постигнута, причем не до конца, только на основе рационально-рассудочной мыслительной деятельности. Диалектика познания состоит в том, что с увеличением знания раздвигаются и границы незнания. В то же время, глубинное знание, которое объясняет тайны природы, не может быть постигнуто до конца, а использование неполного знания, может стать орудием смерти в руках беспечного и самонадеянного человека (пример: Чернобыль).

Рисунок 5 Агностицизм – проблема второй стороны основного вопроса философии

Обе стороны основного философии вопроса философии связаны между собой и выступают как одно целое. Применительно к обществу основной вопрос философии рассматривается как соотношение общественного бытия и общественного сознания, которые в совокупности и представляют собой общественную жизнь.

Основной вопрос философии занимает особое место в социальной жизни, поскольку является исходным при разработке социально-экономических и политических программ, т.е. решения вопросов социальной организации и управления. Этим определяется его идеологическая значимость и политическое воздействие философии на социальную жизнь. В. Ленин писал о борющихся партиях в философии, которыми были материалисты (линия Демокрита) и идеалисты (линия Платона)

4.2 Материализм как философское направление

Материализм – это философское направление, которое, исследуя сущность бытия, берет за первичное, фундамент всего сущего, природу.

Рисунок 6. Материализм как философское направление

Следует различить:

1 Нефилософский материализм, который является предпосылкой философского взгляда на мир. Он проявляется в двух формах:

Ø в форме здравого смысла, который присущ всем людям; т.е. люди рассматривают природу, условия своей жизнедеятельности как первичное и исходят из них при осуществлении своей деятельности; это непоследовательный материализм, который может включать элементы мифотворчества, мистики, субъективности;

Ø в форме естественно-научного материализма, которого придерживаются большинство естествоиспытателей; он не является в полной мере философски осмысленным, поскольку не учитывает роли социальной практики в формировании сознания, а потому при решении мировоззренческих вопросов допускает моменты идеалистических решений.

2 Философский материализм. Он опирается на науки (естественные, социально-гуманитарные, человековедческие) и социальную практику. Его исторические формы:

Ø стихийный, наивный материализм древних философов Востока (Китай, Индия), а также древней Греции и Рима.(VII-IVв.в до н.э.);

Ø метафизический, механический материализм включает: метафизические элементы в философии Древнего мира и механистический материализм 17-1/3 19 столетий, включая Л. Фейербаха; этот материализм философы разрабатывали, опираясь на естественно-научное знание и, прежде всего, механику;

Ø материализм русских революционных демократов Герцена, Белинского, Чернышевского) которые, исследуя социальную жизнь русского общества с материалистических позиций, обосновали идею определяющей роли народных масс в ходе истории;

Ø диалектический материализм, сформированный в середине XIX столетия К. Марксом и Ф. Энгельсом как целостная философия концепция, объясняющая с материалистических и диалектических позиций природную и социальную жизнь, а также человеческое мышление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: