Вопрос 2. Структура библейской науки: Библейская герменевтика, История канона библейских книг, Библейская текстология, Библейская филология и лексикография, История библейской экзегетики, Библейская археология и вспомогательные дисциплины, Экзегетика (экзегеза).
Герменевтика – наука о понимании текстов, искусство библейского толкования. Герменевтика изучает различные смыслы, которые может иметь Слово Божие.
Изучение канона (история канона библейских книг) – раздел необходимый для выяснения различий между книгами отмеченными печатью Божественного вдохновения и неотмеченными. История канонизации – история выявления богодухновенных книг.
Библейская текстология (критика текста). Текстология – наука, занятая уточнением редакции текста по рукописному наследию. Текстологи сравнивают одну рукопись с другой (в рукописях Нового Завета более 250 тысяч вариантов, расхождений).
Библейская филология и лексикография необходима для изучения проблем языка и традиции перевода.
|
|
История библейской экзегетики – история того, как Писание было понимаемо в различные эпохи и выяснения средств, используемых для понимания.
Библейская археология и вспомогательные дисциплины: Библейская археология – наука, восстанавливающая исторический фон событий Священной истории. Эпиграфика – наука о надписях на камне, глиняных табличках и т.д. Папирология – наука о надписях на папирусе. Палеография – наука о текстах на пергаменте, дереве и т.д. Нумизматика – наука о древних монетах. Сфрагистика – наука о древних печатях и их оттисках.
Экзегетика (от греч. излагать, объяснять) – применение принципов герменевтики с целью достигнуть правильного понимания текста. Экзегетика изучает Писание
1)как исторический и литературный памятник и
2) как богодухновенное Слово. Библию надо рассматривать в контексте ее канона и христианского церковного учения.
Вопрос 3. Состав введения в Новый Завет.
Исагогика (введение) – комплекс библейских дисциплин, методологически предшествующих экзегезе. (конкретизируют священные тексты, а именно: авторство, язык, расчитанность на аудиторию; время, стиль и место написания).
Введение подразумевает:
библиологию (изучен.памятников текста),
историю передачи(обязательно разбирается несколько текстов, чтобы разобраться в интерпретациях и художественных фигур),
историю археологии,
Герменевтику
часть Экзегетики(обобщаются все направления исследования).
В разные времена были написаны разные учебники на эту тему.
1.Так, Павел Александрович Юнгеров разделил историко-критическое деление на общее введение и частное.
Общее:
1)история происхождения священной письменности;
|
|
2)история канона священных книг;
3)история текста;
4)история новозаветных переводов;
5)экзегетика (история толкования Нового Завета).
Частное - вопросы, посвященные политическому, культурному и общественно-религиозному фону евангельских событий вопросы боговдохновенности, виды критики.
2. Введение по Ф. Вигуру: + о вдохновении и герменевтике (правилах толкования Священного Писания).
3. Введение по Р. Гандри: + политический, культурный и общественно-религиозный фон евангельских событий.
4. По Д. Гатри: только происхождение новозаветной письменности.
5. По А. Меню: + богодухновенность Библии, история канона, все виды библейской критики, библейская археология.