Ипполит Римский и Ориген – одни из первых комментаторов Священного Писания

Экзегетика Климента Александрийского и Оригена: Климент (ок.150-215): существует 5 смыслов в Писании: исторический, вероучительный, пророческий, философский и мистический. Писание – развернутая аллегория; каждая деталь символична. Ориген (ок.185-254) - преемник Климента. Считал, что Писание имеет 3 смысла: буквальный (тело), моральный (душа), духовный или мистический (дух). На практике постоянно обращался к буквальному смыслу. Основной смысл в Библии – «иносказательный». Инициатор методологического подхода – отказ от иудео-христианской культурной традиции в пользу эллинистическо-христианской. Влияние Оригена испытали Григорий Нисский, Дидим Александрийский, Кирилл Александрийский.

Антиохийская и александрийская экзегетика: Ориген (александрийская школа): существуют «преднамеренные» искажения (когда духовные истины скрыты за историческими рассказами), однако некоторые повествования содержат историческую истину («О началах»). Писание предполагает иносказательный подход. Библейский текст делится на два типа: а) ложный «по букве», должен толковаться только иносказательно; б) истинный буквально, не исключает иносказания. Гармония буквального и иносказательного смысла, но не их равноправие.

Протест антиохийской школы (Евстафий Антиохийский, Иоанн Златоуст, Феодорит Кирский, Феодор Мопсуестийский и др.):
1)против распространения иносказательного метода на весь корпус библейских текстов; 2)против применения методов языческой интерпретации мифов, ведущих к отрицанию исторического содержания (Ориген понимает воскрешение Лазаря как изображение абстрактного человека, «умерщвленного» своими грехами);
3) духовное значение исторического события в самом событии.

Типология – альтернатива аллегории: Типология - не отрывается от исторического смысла текста, вся полнота истины вмещается в сами исторические события (типологический метод использует ап.Павел в отрывке Послания к галатам).
Аллегория – более «замысловата», склонна отрываться от истории и переносить основной акцент на смысл библейского послания.

Герменевтика по блж. Августину:

Блаж. Августин (354-430) – первый отец Западной Церкви, который разработал законченный герменевтический метод. Его предшественники – Филон и Ориген (на Востоке), святитель Амвросий Медиоланский и Тихоний (на Западе). На практике Августин тяготел к аллегории, основываясь на словах ап.Павла о «букве и духе» Писания.

Правила:
1)толкователь должен обладать христианской верой;
2)особое внимание – буквальному и историческому значению Писания;
3)допустимо аллегорическое понимание;
4)библейские числа имеют определенное значение;
5)не привносить в текст свое значение;
6) сверяться с правилом веры;
7) непонятный отрывок должен толковаться ясным отрывком и др.

Концепция 4-х уровней смысла: Августин считал, что Писание имеет 4-е смысла – исторический, этиологический (моральный, разъясняются нравственные причины сказанного в Библии), аналогический (соответствия между Ветхим и Новым Заветами) и аллегорический. Эта концепция стала господствующим взглядом в эпоху Средневековья.

Средневековая экзегетика: Толкование подчинено рамкам традиции. Толкователи прибегали к аллегорическому методу интерпретации. Стандартным при толковании Библии стал поиск четверичного смысла в Писании (предложил Августин). Например:

1) буквально Иерусалим – город;

2) аллегорически – Церковь Христова;

3) нравственно – человеческая душа;

4) эсхатологически – небесный Иерусалим будущего века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: