48. Система показателей, характеризующих деловую активность, и ее использование в комплексной оценке деятельности предприятия. Коэффициент деловой активности, анализ факторов, повлиявших на его изменение.
49. Методы диагностики вероятности банкротства коммерческих организаций
50. Расчет и оценка эффективности капитальных и финансовых вложений. Дисконтирование как инструмент анализа долгосрочных инвестиций.
1.Использование результатов комплексного экономического анализа при принятии управленческих решение и планировании показателей, характеризующих деятельность организаций. Комплексный анализ (КА) рассматривается как одна из функций управления производством. Под предметом ЭА понимают: 1) экономические процессы, которые происходят в результате хоз. деятельности; 2) причинно-следственные связи в хоз. деятельности п/п; 3) классификация, систематизация, моделирование и измерение причинно-следственных связей, которые складываются под воздействием объективных и субъективных факторов, получающих свое отражение в системе экономической информации. Система управления деятельностью п/п включает следующие функции: 1. планирование – с помощью, которой определяется направление и содержание деятельности п/п, отдельных структурных подразделений, работников. 2. учет – обеспечивает постоянный сбор, систематизацию и обобщение данных, которые необходимы для управления производством и контроля за ходом выполнения планов. 3. экономический анализ – входе которого первичная информация подвергается аналитической обработке. 4. принятие управленческих решений – принимаются на основе результатов экономического анализа. Как функция управления КА тесно связан с планированием и прогнозированием производства. При этом он является не только средством обоснованием планов, но и контроль за их использованием. КА способствует определению и использованию резервов повышения эффективности хоз. деятельности.
Управленческие решения разрабатываются и обосновываются на основе результатов анализа. КЭАХД подготавливает данные, необходимые для научного обоснования и оптимизации управленческих решений; обеспечивает объективность и эффективность управления производством. Управленческие решения должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всестороннем экономическом анализе.
2.Содержание и задачи КЭАХД коммерческой организации. Комплексный анализ (КА) рассматривается как одна из функций управления производством. Система управления деятельностью п/п включает следующие функции: 1. планирование – с помощью, которой определяется направление и содержание деятельности п/п, отдельных структурных подразделений, работников. 2. учет – обеспечивает постоянный сбор, систематизацию и обобщение данных, которые необходимы для управления производством и контроля за ходом выполнения планов. 3. экономический анализ – входе которого первичная информация подвергается аналитической обработке. 4. принятие управленческих решений – принимаются на основе результатов экономического анализа. Как функция управления КА тесно связан с планированием и прогнозированием производства. При этом он является не только средством обоснованием планов, но и контроль за их использованием. КА способствует определению и использованию резервов повышения эффективности хоз. деятельности. Содержание экономического анализа (ЭА) вытекает из тех задач, которые он выполняет в системе управления деятельностью п/п. К основным задачам ЭА относят: 1) изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экон явлений в рамках конкретного п/п; 2) научное обоснование текущих и перспективных планов; 3) контроль за выполнением планов, управленческих решений и экономным использованием ресурсов; 4) поиск резервов в повышении эффективности хоз. деятельности; 5) оценка результатов деятельности п/п по выполнению планов; 6) разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
1.Цель и задачи КЭАХД, организационно-методические подходы к его проведению. КЭА рассматривается как одна из функций управления производством. Основной целью КЭА является обеспечение рентабельности использования ресурсов, активов, капитала компании и устойчивого финансового положения. Под предметом КЭА понимают: 1) экономические процессы, которые происходят в результате хоз. деятельности; 2) причинно-следственные связи в хоз. деятельности п/п; 3) классификация, систематизация, моделирование и измерение причинно-следственных связей, которые складываются под воздействием объективных и субъективных факторов. К основным задачам ЭА относят: 1) изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экон явлений в рамках конкретного п/п; 2) научное обоснование текущих и перспективных планов; 3) контроль за выполнением планов, управленческих решений и экономным использованием ресурсов; 4) поиск резервов в повышении эффективности хоз. деятельности; 5) оценка результатов деятельности п/п по выполнению планов; 6) разработка мероприятий по использованию выявленных резервов. Анализ проводится в 3 этапа: 1) делается предварительная характеристика хоз. деятельности и при этом осуществляется обзор обобщающих показателей и чтение отчетности; 2) анализируются факторы и причины, которые оказывают влияние на изменение показателей, т.е. осуществляется углубленный анализ всех показателей в их взаимосвязи и выявление внутрихозяйственных резервов; 3) на основе проведенного анализа дается комплексная оценка эффективности или неэффективности хоз. деятельности п/п. Для комплексной оценки применяют следующие методы: 1) метод сумм; 2) метод средней арифметической взвешенной; 3) метод суммы мест; 4) метод балльной оценки.
4.Направления КЭАХД, обобщение результатов анализа по каждому из них, выработка управленческих решений на основе комплексных оценок. Комплексный анализ (КА) рассматривается как одна из функций управления производством. Под предметом КЭА понимают: 1) экономические процессы, которые происходят в результате хоз. деятельности; 2) причинно-следственные связи в хоз. деятельности п/п; 3) классификация, систематизация, моделирование и измерение причинно-следственных связей, которые складываются под воздействием объективных и субъективных факторов, получающих свое отражение в системе экономической информации. Направление КЭАХД: 1.Анализ в управлении деятельности п/п; 2. Анализ объема продаж и выявлении факторов на его изменение, который включает: анализ формирования объема продаж; анализ плана по ассортименту и ритмичности продукции; анализ использования предметов труда, средств труда и трудового потенциала.3. Анализ технико-организационного уровня производства в него включают: анализ обеспеченности п/п трудовыми ресурсами; 4. анализ и управления затратами и с/с продукции: факторный анализ с/с продукции; анализ прямых материальных затрат; анализ фонда з/плата и т.д.5. анализ финансовых результатов: анализ факторов на приращении прибыли от продаж; факторных анализ прибыли до н/о и т.д. Любой анализ проходит по следующему плану: 1. находятся исходные отклонения по сравнению с предыдущим периодом 2. выявляют влияние факторов 3. находят баланс отклонений. При этом баланс отклонений и исходные отклонения должны быть равны.
2.Предмет и принципы КЭАХД организации. Под предметом ЭА понимают: 1) экономические процессы, которые происходят в результате хоз. деятельности; 2) причинно-следственные связи в хоз. деятельности п/п; 3) классификация, систематизация, моделирование и измерение причинно-следственных связей, которые складываются под воздействием объективных и субъективных факторов, получающих свое отражение в системе экономической информации. Объекты КЭА: 1. производство и продажа продукции; 2. себестоимость продукции; 3. использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов; 4. финансовые результаты деятельности; 5. финансовое состояние п/п. Функции КЭА: 1. планирование – с ее помощью определяется направление и содержание деятельности п/п, отдельных структурных подразделений, работников. 2. учет – обеспечивает постоянный сбор, систематизацию и обобщение данных, которые необходимы для управления производством и контроля за ходом выполнения планов. 3. экономический анализ – входе которого первичная информация подвергается аналитической обработке. 4. принятие управленческих решений – принимаются на основе результатов экономического анализа. Принципы: 1. научность 2. комплексность 3. объективность (анализ должен быть конкретным, точным, базироваться на достоверной информации, а выводы – обосновываться точными аналитическими расчетами) 4. действенность (активное воздействие на ход пр-ва) 5. регулярность 6. оперативность 7. демократия (участие в анализе широкого круга работников) 8. учет макроэкономических факторов. 9. эффективность (затраты дают многократный эффект)
5.Информационная база проведения КЭАХД. Информационной базой КЭАХД является система показателей, которые охватывают все стороны финансово – экономической деятельности п/п. Все эти показатели объединяются в определенные блоки в зависимости от направления и объекта анализа. Выделяют следующие блоки формирования: 1. анализ технико-организационного уровня. Включают: а) технический уровень производства; б) уровень организационного производства; в) уровень управления производства. 2. анализ и оценка эффективности использования ОС. Включают: а) среднегодовая стоимость ОС; б) фондоотдача (фондоемкость); в) фондорентабельность; г) амортизация. 3. анализ и оценка эффективности использования оборотных средств. Включают: а) материальные затраты; б) материалоотдача (материалоемкость); в) коэффициент оборачиваемости оборотных средств. 4. анализ использования труда и з/платы. Включают: а) численность персонала; б) производительность труда; в) оплата труда с отчислениями на соц. нужды (ЕСН). 5. анализ продажи продукции. Включают: а) выручка от продаж. 6. анализ себестоимости продукции. Включают: а) материальные затраты; б) затраты на оплату труда; в) ЕСН, амортизация и прочие расходы. 7. анализ величины и структуры авансированного капитала (все активы п/п). 8. анализ прибыли и рентабельности. Включают: а) все показатели прибыли; б) рентабельность продаж; в) рентабельность затрат. 9. анализ деловой активности (все коэффициенты оборачиваемости). 10. анализ рентабельности активов. 11. анализ финансового состояния платежеспособности и финансовой способности. На основании данной информационной базы КЭАХД проводится в 3 этапа: 1) делается предварительная характеристика хоз. деятельности и при этом осуществляется обзор обобщающих показателей и чтение отчетности; 2) анализируются факторы и причины, т.е. осуществляется углубленный анализ всех показателей в их взаимосвязи и выявление резервов; 3) на основе проведенного анализа дается комплексная оценка эффективности или неэффективности хоз. деятельности п/п.
4.Источники и виды информации, используемы при проведении КЭАХД. Все источники информации для проведения экономического анализа делятся на: 1. плановые (к ним относятся все типы планов, которые разрабатываются на п/п, а кроме этого нормативы, материалы, сметы, ценники и т.д.) 2. учетные (включают в себя: а) данные бух. учета, где наиболее полно отражены хоз. процессы и их результаты; б) данные статистического учета, где содержится количественная характеристика массовых явлений и процессов; в) данные оперативного учета, обеспечивающие анализ оперативными документами; г) первичная учетная документация. 3. вне учетные (к ним относятся документы, которые регулируются хоз. деятельностью, а так же другие данные: официальные документы, хозяйственно – правовые документы (договора, соглашения, решения судов), решения общих собраний коллектива, СМИ, техническая и технологическая документация). К организации информационного обеспечения анализа предъявляются следующие требования: 1. аналитичности, т.е. информация должна соответствовать потребностям анализа. б) объективность, т.е. реально оцениваются все события и факторы хоз. деятельности. в) единство, т.е. информация, получаемая из различных источников может и должна использоваться в учете, планировании, в контроле и анализе. г) оперативность, т.е. быстрота получения д) рациональность, т.е. минимальные затраты на сбор, хранения и использование данных.
3.Виды экономического анализа и их классификация, участие каждого вида в комплексной оценке результатов деятельности организации. В зависимости от потребностей в проведении и ожидаемых результатов экон. анализ (ЭА) может быть классифицирован: 1) по доступности информации: внутренний управленческий, внешний финансовый; 2) по времени проведения: перспективный (предварительный), ретроспективный (последовательный), оперативный (текущий), итоговый (заключительный), стратегический (прогнозный); 3) по периодичности: годовой, квартальный, месячный, ежедневный; 4) по содержанию и полноте: полный (комплексный), локальный, тематический; 5) по методу изучения объекта: полный, системный, сравнительный, сплошной, выборочный; 6) по степени автоматизации: с использованием ПК, без использования ПК; По способу проведения эк. анализ делится: Горизонтальный – временной анализ, Вертикальный – анализ структуры, т.е. расчет удельных весов. Анализ финансовых коэффициентов – анализ относительных показателей, характеризующих эффективность. При проведении ЭА как правило, используются виды ЭА во взаимосвязи и взаимозависимости. Например, внешний, финансовый, итоговый, общеэкономический, комплексный, горизонтальный, вертикальный и с использованием коэффициентов.
8.Методы и специальные приемы КЭАХД, их классификация и использование в процессе проведения различных видов анализа. Основной целью КЭАХД является обеспечение рентабельности использования ресурсов, активов, капитала компании и устойчивого финансового положения. Для целей комплексного анализа, необходимо получать обобщающую оценку результатов хоз. деятельности, при этом комплексная оценка выступает в роли сравнительной характеристики коммерческой деятельности и служит основной для выбора перспективных вариантов развития. По сколько для целей анализа используется большое количество разноплановых показателей, необходим выбор интегрального показателя, который обобщено, будет характеризовать результаты хоз. деятельности. Выделяют следующие методы комплексных оценок: 1. Метод сумм – при котором комплексная проверка производится путем суммирования фактических значений показателей или темпов роста. 2. Метод среднегеометрический – который базируется на определенных коэффициентах по частным показателям, а интегральная оценка рассчитывается по формуле среднегеометрической. 3. Метод коэффициентов – при котором производится перемножение соответствующих коэффициентов. 4. Метод суммы мест – при котором предварительно производятся ранжинирование объекта анализа в зависимости от уровня исследуемых показателей, при этом число мест должно соответствовать количеству п\п. Чем меньше сумма мест, тем более высокий ранг присваивается п/п. 5. Метод расстояний – при котором устанавливается близость объекта анализа к п/п-ю эталону по каждому из сравнительных показателей.
7.Системный и комплексный подход к рассматриваемым явлениям при проведении КЭАХД. Этапы проведения КЭАХД. Сложность исследования явлений и процессов предопределяют разнообразие научных подходов: системный, комплексный, маркетинговый, предметный и др. Системный подход – это направление в методологии исследования. При данном подходе производиться изучение экон. объектов, как сложных систем с учетом их составленных элементов. Системный подход позволяет разработать научные обоснованные варианты решения экономических задач, определить эффективность этих вариантов для принятия оптимальных управленческих решений. Системный анализ проводится в следующей последовательности: 1. объект анализа представляют, как определенная система, для чего выделяют отдельный элемент этого объекта. Формируется цель развития системы, задачи. 2. Подбор показателей, которые дают полную и качественную оценку всем элементам системы. 3. разработка общей схемы системы, которые чаще всего представляются в виде блочного рисунка с выделением взаимосвязей между отдельными элементами системы. 4. строиться ЭММ системы. 5. производится работа с моделью, и определяются конкретные характеристики, а так же факторы, влияющие на систему. При применении комплексного подхода учитываются технические, экономические и другие аспекты деятельности организации. Комплексный подход проходит в 6 этапов: 1. Определение цели и условий функций объекта исследования; 2. Отбор синтетических и аналитических показателей для системного экономического анализа; 3. Составление общей схемы системы, установление ее главных компонентов, взаимосвязей; 4. Анализ основных взаимосвязей и факторов; 5. Построение модели системы на основе информации полученных на предыдущих этапах; 6. Работа с моделью, получение объективной оценки результатов хоз. деятельности для выявления резервов повышения эффективности производства.
11.Системность в КЭАХД - фундаментальная база его проведения. Сложность исследования явлений и процессов предопределяют разнообразие используемых научных подходов: системный, комплексный, интеграционный, маркетинговый, предметный и др. Системный подход – это направление в методологии исследования. При данном подходе производиться изучение экономических объектов, как сложных систем с учетом их составленных элементов и, внутренних и внешних связей. Системный подход позволяет разработать научные обоснованные варианты решения экономических задач, определить эффективность этих вариантов для принятия оптимальных управленческих решений. Системный анализ проводится в следующей последовательности: 1. объект анализа представляют как определенная система для чего выделяют отдельный элемент этого объекта. Формируется цель развития системы, задачи. 2. Подбор показателей, которые дают полную и качественную оценку всем элементам системы. 3. разработка общей схемы системы, которые чаще всего представляются в виде блочного рисунка с выделением взаимосвязей между отдельными элементами системы. 4. строиться ЭММ системы. 5. производится работа с моделью и определяются конкретные характеристики, а так же факторы, влияющие на систему. Системность проявляется в определенной логике, в обоснованной последовательности рассмотрения показателей хозяйственной деятельности.
12.Использование результатов комплексного анализа в разработке различных разделов бизнес-плана. В необходимости анализа в разработке бизнес-плана заключается в детальном анализе показателей деятельности п/п и изменение тенденций их изменения. Цели бизнес-плана могут быть различными: обоснование выгодности инвестиционных проектов, обоснование реструктуризации организации, обоснование фин. оздоровления организации, подготовка эмиссии ценных бумаг, обоснование целесообразности получения и возврата кредита. При этом анализ должен производиться систематически, целенаправленно и исследовать деятельность п/п и конечный финансовый результат. Бизнес-план используется как для прогнозирования, как и выявления проблем с которыми может столкнуться п/п. В состав бизнес-плана целесообразно включать следующие разделы: 1. возможности п/п, где указываются все направления деятельности, рынки сбыта по каждому направлению, и позиции п/п на этих рынках. 2. виды продукции, работ, услуг. 3. рынки сбыта товаров, работ, услуг. 4. конкуренция на рынках сбыта. 5. план маркетинга. 6. производственный план 7. организационный план. 8. правовое обеспечение деятельности 9. страхование и оценка рисков. 10. финансовый план. 11. стратегии финансирования.
13.Сметное планирование (бюджетирование). Анализ исполнения смет, выявление факторов и причин отклонений от утвержденных смет. Основным моментом в составлении бизнес-плана является сметное планирование. Смета составляется на конкретный период и определяет детальную систему деятельности п/п. Цель составления смет заключается в: 1. организация детальности каждого структурного подразделения; 2. согласованность текущих и прогнозных планов; 3. организация и контроль за производством; 4. прогнозирование будущей деятельности; 5. создание стимулов для эффективной работы сотрудников; 6. сравнение фактических и плановых показателей деятельности; 6. сравнение фактических и плановых показателей деятельности; 7. определение целей производства и их доведения до руководства различных уровней. Сметное планирование осуществляется в 2 этапа: 1. финансовое планирование, т.е. разработка перспективных показателей деятельности. 2. контроль за выполнением планов, с целью выявления отклонений от плана. Существует 2 подхода к разработки смет: 1. разработка первоначальной сметы, т.е. для вновь созданного п/п. 2. планирование с нарастающим итогом. Выделяют 2 вида смет: 1. смета по основной деятельности, которая включает: а) смету продаж; б) смету производств; в) смету прямых материальных затрат; г) смету прямых расходов на з/плату; д) смету общепроизводственных расходов; е) смета с/с реализованной продукции; ж) смета общехозяйственных и коммерческих расходов; 8) смету прибылей и убытков. 2. вспомогательные сметы, к которым относят: а) смету капитальных затрат; 2) смета движения денежных средств; 3) сметы по статьям баланса.
10.Маркетинговый анализ, его предмет и объекты исследования, методика его проведения. Использование результатов маркетингового анализа в текущем и перспективном планировании объема производства и продаж. К принципам маркетингового анализа (МА) относят: 1. изучение рынков сбыта; 2. максимальное удовлетворение потребностей потребителей; 3. поиск и организация рынков сбыта для реализуемой продукции; 4. необходимость в разработки плана на кратко- и долгосрочной перспективе; К основным объектам МА относят – рынки сбыта, конкуренцию, ценообразование, товар. Для анализа этих объектов осуществляют следующие аналитические процедуры: а) исследуют состояние рынков; б) изучают потенциальных и существующих покупателей; в) анализируют рыночную конъюнктуру; г) изучают и анализируют рыночные цены; д) анализируют технико-экономический потенциал п/п. Маркетинговые исследования используют для формирования плана, в основе которого лежит смета продажи продукции. Данная смета должна включать: а) информацию о прогнозируемой выручки по каждому товару; б) информацию о прогнозной цене по каждой единице продукции. Плановая выручка определяется в натуральном выражении и на основе данных за прошлый год. При этом необходимо учитывать факторы: 1) рыночную конъюнктуру; 2) технико - экономический возможности п/п; 3) ценовую и сбытовую политику. При планировании цены необходимо учитывать внешние и внутренние факторы. Внешние – 1. востребованность товара на рынках сбыта; 2. существование аналогов данного товара; 3. ценовая политика конкурентов; 4. не соответствие в товаре принципа «цена – качество» по мнению потребителей. Внутренние – 1. поиск резервов к снижению с/с; 2. качество живого и общественного труда; 3. использование в производстве ресурсов, количество которого ограничено.
11.Система показателей комплексного маркетингового анализа: оценка рынков продаж; конкурентная среда и поведение цены товара. Использование результатов анализа в сметном расчете объема продаж. Для проведение маркетингового анализа большое значение играет анализ положения товаров на рынках сбыта. От результатов этого анализа зависит объем продаж, средний уровень цен на продукцию, выручка от продаж и объем полученной прибыли. В первую очередь изучают динамику о положении каждого вида продукции на рынках сбыта за последние 3-5 лет. По результатам такого анализа выделяют 4 категории товаров: 1. «звезды» - товары, которые приносят основную прибыль и способствует экономическому росту. 2. «доходные коровы» - данные товары переживают период зрелости, не значительно способствует экономическому росту. Не нуждается в инвестициях, и приносят прибыль, которая в основном используется на финансирование «трудных детей». 3. «трудные дети» - новые товары, которые нуждаются в рекламе и в продвижении на рынке, не приносящие пока прибыль. 4. «мертвый груз» - не жизнеспособные товары. После такой классификации товаров определяют, на какой стадии находится товар, на отдельных сегментах рынка. Выделяют следующие циклы: 0. (стадия) – характеризуется изучением идеи разработки нового товара; 1. – выясняется, будет ли товар иметь спрос на рынке, прибыль не значительна, по сколько существенную долю занимает реклама; 2. – товар начинает приносить прибыль, которая покрывает все расходы, но при этом нужно достаточно средств на рекламную поддержку; 3. – товар имеет стабильный рынок, пользуется спросом и приносит регулярный доход; 4. – объем продаж снижается не заметно, а затем резко возрастает. При этом необходимо во время уловить спад спроса на товар, путем его совершенствования или заменить его на другой. Маркетинговые исследования используют для формирования плана, в основе которого лежит смета продажи продукции. Данная смета должна включать в себя данные: а) информацию о прогнозируемой выручки по каждому товару; б) информацию о прогнозной цене по каждой единице продукции. Плановая выручка определяется в натуральном выражении и на основе данных за прошлый год.
16.Анализ технико-организационного уровня и других условий производства: показатели, их классификация, методика расчетов влияния факторов системы управления; технического развития; внешнеэкономических связей; социальных условий; рациональности природопользования. Техническое и организационное развитие является основными факторами развития производства. Основные задачи: 1. изучение его состояния, 2. изучение его влияния на повышение эффективности использования. Методика анализа ТОУ: 1)Состояние ТОУ, которое характеризуется: а)качеством и конкурентоспособностью продукции; б). состояние производственного процесса; в).организация труда и управления; 2)возможности совершения ТОУ, которое характеризуется производительностью труда, фондоотдачей, фондовооружением, материалоотдачей. правление эффективностью деятельности п/п затрагивает факторы интенсификации. ТОУ совершенствоваться как за счет интенсивных, так и экстенсивных факторов. Соотношение этих факторов производится путем сравнения качественных и количественных показателей. Методика анализа интенсификации включает в себя следующие расчеты: 1)расчет динамики количественных показателей производственных ресурсов (расчет темпа прироста численности, ОС, материальных затрат: Тпр=((Р1-Р0)/Р0)*100%,Тпр=(Р1/Р0)*100%-100. где Р - период; 2) расчет коэффициента экстенсивности =ТпрР/ТпрV(V-выручка, Р - ресурсы); 3) определяют влияние на объем продаж экстенсивных и интенсивных факторов: Экст.=Кэкст*100%, Инт=100-(Кэкст*100%); 4) определяют относительную экономию или перерасход ресурсов в «-» «+»=Р1-(Р0*V1/V0); 5) дается комплексная оценка всесторонней интенсификации (по методу средней арифметической). Использование данной методики анализа позволяет объективно оценить прошлую деят-ть и выявить резервы повышения эффективности.
20.Система показателей, характеризующих производительность труда, их взаимосвязь. Анализ влияющих на них факторов. Использование результатов анализа для оценки уровня управления трудовыми кадрами в организации. Производительность труда характеризует эффективность, результативность затрат труда и определяется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени, либо затратами труда на единицу произведенной продукции или выполненных работ. На п/п производительность труда определяется как эффективность затрат только живого труда и рассчитывается через показатели выработки (В) и трудоемкости (Тр) продукции, между которыми имеется обратно пропорциональная зависимость. Выработка — основной показатель производительности труда, характеризующий количество или стоимость произведенной продукции, приходящиеся на единицу времени или одного среднесписочного работника. Среднегодовая выработка = количество дней отработанным 1 рабочим за 1 год * продолжительность рабочего дня * среднечасовую выработка 1 рабочего. Среднедневная выработка = продолжительность рабочего дня * среднечасовую выработку 1 рабочего. Среднечасовая выработка = Объем продаж за год / количество отработанных человеком часов за отчетный год. Рост выработки рабочего приводит к снижению переменных расходов, увеличивая доли маржинального дохода в объеме продаж и следовательно фин. результатов. Трудоёмкость — это затраты труда, рабочего времени на производство единицы продукции (физических единиц времени на один рубль выпускаемой продукции). Трудоёмкость обратно пропорциональна производительности труда, выработке продукции на одного работника. На величину трудоемкости влияет ряд факторов: технический уровень производства (фондовооружённость труда и энерговооружённость труда, полезные свойства предметов труда, технология), квалификация работников, организация и условия труда, сложность изготовляемой продукции и другие.
18.Анализ обеспеченности организации трудовыми ресурсами в соответствии с производственной потребностью. К анализу обеспеченности трудовыми ресурсами относится анализ численности и состава работников. Он осуществляется в следующий последовательности: 1) определяют обеспеченность п/п рабочей силой; 2) изучают структуру кадров; 3) анализируют движение рабочей силы; 4) анализируют квалификацию работников. Обеспечение п/п рабочей силой устанавливается путем сопоставления фактической численности с плановой. Для анализа движения рабочей силы рассчитывают: 1. коэф. по приему = Ч (численность) принятых за период /Ч средняя; 2. коэф. по выбытию = Ч выбытия / Ч средняя; 3.Коэф. общего оборота: = К по приема + К по выбытия; 4. Коэф. текучести кадров = Количество уволенных / Ч средняя; 5. Коэф. постоянства состава кадров = Ч работников / Ч среднесписочная. Так же к анализу движения рабочей силы следует оценить качественный состав работников по уровню квалификации, образованию, стажу работы. Один из элементов анализа трудового потенциала является анализ использования рабочего времени. Показатели, которые используются для оценки рабочего времени: 1. показатель использования продолжительности рабочего периода Кчд=ЧД (человека–дней) фактическое / ЧДплановое; 2. показатель использования продолжительности рабочего времени Кчч=ЧЧ (человека – часов) фактическое/ ЧЧ плановое; 3. интегральный показатель использования рабочего времени Кинт. = Кчд*Кчч. одним из показателей, характеризующим качество живого труда служит производительность труда. Последовательность анализа производительности труда: 1. оценивают выполнение плана и динамику производительности труда; 2. изучение взаимосвязи между различными показателями производительности труда. 3. определение влияния различных факторов на изменение производительности труда. 4. выявление резервов увеличения производительности труда. Основные факторы влияющие на производительность труда: 1. количество рабочих дней; 2. продолжительность рабочих дней; 3. количество работников; 4. среднедневная, среднечасовая выработка.
19.Факторы, влияющие на динамику показателей объемов производства (продаж) продукции. Расширение области применения результатов анализа при изучении влияния факторов по видам выпускаемой продукции. К основным показателям характеризующий объем проданной продукции является выручка от продаж, которая характеризует завершение производственного цикла, возврат авансируемых на производство средств и начало нового цикла и оборота всех средств п/п. Изменение выручки от продаж существенно влияет на данные результаты деятельности п/п. К факторам, оказывающих влияние на изменение выручки от продаж относят: 1. изменение количества проданной продукции; 2. изменение отпускных цен на продукцию; 3. изменение структурных сдвигов в составе реализованной продукции. Анализ влияния факторов на изменение выручки от продаж производится в следующей последовательности: 1. изменение выручки от продаж отчетного периода по сравнению с предыдущим.
V=V1-V0=q1p1-q0p0, где v – выручка; q-количество; p-цена.2. определение влияния следующих факторов на изменение выручки от продаж: а) изменение выручки на количество от проданной продукции
V(q)=q0p0*I0-q0p0, где I0 (индекс) = Q1|Q0, где Q – общий объем. б) влияние на изменение выручки структурных сдвигов в составе продукции
V(d)=q1p0-q0p0*I0. в) влияние на выручку отпускных цен:
V(p)= q1p1-q1p0. Составляем баланс отклонений и определяем совокупное влияние расчетных факторов на изменение выручки
V=
V(q)+
V(d)+
V(p). Данные расчеты рекомендуется производить по каждой номенклатурной позиции продаваемой продукции.
15.Формирование объема продаж коммерческих организаций и способы их оптимизации. Сметный расчет объема продаж и его использование в анализе. К основным показателям производственной деятельности является объем выпущенной и проданной продукции. Они включает в себя стоимость: 1. готовой продукции – сделанной на п/п и предназначенной для продажи на сторону; 2. работы промышленного характера, выполненные на заказ со стороны, а так же работ по модернизации и реконструкции производства. 3. работ по изготовлению продукции с длительным производственным циклом, производство которых в отечном периоде не завершено. 4. полуфабрикаты собственного производства, которые отпущены на сторону или используются в собственной деятельности. Основным направлением анализа деятельности п/п является контроль за выполнением производственной программы, выпуска продукции в натуральном и стоимостном измерении. При анализе оцениваются изменения фактического объема выпуска за отчетный период с за планированным, а так же с фактическим выпуском за прошлый период, но в сопоставимых ценах. После этого сопоставляют уровни изменения планового периода по сравнению с прошлым периодом и определяют причины не соответствия этих уровней, при этом если темпы прироста выпущенной продукции по сравнению с прошлым годом опережают темпы прироста проданной продукции, это свидетельствует об увеличении остатков не реализованной продукции. Причиной может являться: 1) увеличение объема выпуска по сравнению с прошлым годом; 2) не рентабельность выпуска в отчетном году; 3) нарушение ассортимента и качества выпускаемой продукции; 4) недостатки в работе отдела сбыта.
21.Анализ выполнения плана по ассортименту и ритмичности выпуска продукции. Количественное задание по выпуску отдельных видов продукции предусмотренных номенклатурой является заданием по ассортименту. План по ассортименту является выполненным, когда по каждому изделию он выполнен не менее чем на 100%. Для расчета выполнения плана по ассортименту при небольшой номенклатуре используется метод среднего % выполнения плана. Рассчитывается: Ка.с.с.= (ОПфакт./ОП план.)*100%, где ОП – отпуск продукции. При большой номенклатуре продукции используется метод наименьшего %, при нем определяется процент не до выполнения плана по ассортименту. Кне до выпол. а.с.с. = (ОП не до выданной / ОП план.)*100%; ОП не до выданной = ОП факт.-ОП план. Ка.с.с.=100 - К не до выпол. а.с.с. В ходе анализа обращают внимание на те виды продукции, по которым выявлено не до выполнение или перевыполнение плана. Большое значение для целей производственного анализа играет анализ ритмичности производства. Ритмичность – это равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком, в объеме и ассортименте соответствующим плану. Исследование ритмичности производства на п/п серийного и массового типа рекомендуется проводить ежемесячно, путем сравнения фактического выпуска с за планированным. Показатели ритмичности: 1. коэф. ритмичности =ВП факт./ВП план., где ВП – выпуск продукции. Чем ближе коэф. ритмичности к 1, тем ритмичнее работает п/п. 2. коэф. аритмичности, который характеризует долю не до выданной продукции в срок определенного плана Каритм. = 1-Критм. 3. объем не до выпущенной продукции, в связи с не ритмичной работой п/п Кнедовыпущ. прод.=Каритм.* ВП по плану. Основными причинами не ритмичности работы п/п является: 1. низкий уровень материально – технического снабжения; 2. трудности в сбыте продукции; 3. низкий уровень организации в производстве.
16.Оценка влияния экстенсивности и интенсивности пути развития производства на основании результатов анализа использования различных видов ресурсов на прирост (снижение) объема продаж. Анализ влияния факторов на изменение объемов производства и продаж производится по следующим видам производственных ресурсов: предметы труда, средства труда, трудовой потенциал. Предметы труда: Основными задачами использования предметов труда является: 1. определение уровня обеспеченности п/п необходимыми материальными ресурсами. 2. выявление сверхнормативных и дефицитных видов материальных ценностей. 3. определение степени ритмичности поставок. К основным показателям относят показатели материалоотдачи и материалоемкости. МО = V\MЗср., МЕ=МЗср./V где МО – материалоотдача, МЕ- материалоемкость, V-выручка, MЗср – материальные затраты среднегодовые. Данные показатели целесообразно рассчитывать за 2 периода с целью определения динамики их изменения. Средства труда: Основными задачами использования средств труда на п/п является: 1. изучение состава и динамики ОС; 2. техническое состояние и темпов обновления активной их части; 3. техническое реконструкция п/п; К основным показателям относят показатели фондоотдачи и фондоемкость. ФО=V\OCcp., ФE= OCcp\V, где ФО – фондоотдача, ФЕ – фондоемкость, V-выручка, ОСср. – ОС среднегодовые. Фондоемкость зависит от объема продаж, приходящихся на 1 рубль стоимости ОС, а так же от доли активной части ОС в их общей стоимости. Трудовой потенциал: К основным задачам анализа труда на п\п относят: 1. исследование численности, ее состава, структуры и уровня квалификации по одной категории работников. 2. изучают формы, динамику и причины движения рабочей силы. 3. проводят анализ влияния численности работников на динамику объемов производства и продаж. Основным показателем является производительность труда. Bn=V\N, где V – выручка, N – численность работников.
23.Оценка влияния степени экстенсивности и интенсивности использования средств труда на прирост объема продаж. Выявление резервов роста объема продаж. Основными задачами использования средств труда является: 1. изучение состава и динамики ОС; 2. техническое состояние и темпов обновления активной их части; 3. техническое реконструкция п/п; 4. определение показателей использования производственных мощностей; 5. выявление влияния использования средств труда на объем производства и продажу продукции; 6. установление степени эффективности применения средств труда. Экономическая эффективность использования средств труда характеризуется долей амортизации в стоимости продукции. К основным показателям ОС относят показатели фондоотдачи и фондоемкость. ФО=V\OCcp., ФE= OCcp\V, где ФО – фондоотдача, ФЕ – фондоемкость, V-выручка, ОСср. – ОС среднегодовые. Фондоемкость зависит от объема продаж, приходящихся на 1 рубль стоимости ОС, а так же от доли активной части ОС в их общей стоимости. Так же для оценки эффективности использования ОС целесообразно определить относительную экономию ОС. «-» экономия, «+» перерасход = ОС1-(ОС0*(V1\V0)). Для оценки влияния факторов на изменение объема продаж первоначально составляется: 1. исходная факторная модель V=OC a cp*Pg*Kcm*Пcm*Bч, где OC a cp – активная часть ОС среднегодовая; Pg – количество дней в году в течении которых ОС находились в рабочем состоянии; Kcm – коэффициент сменности; Пcm – средняя продолжительность сены; Bч – объем продаж, приходящихся на 1 рубль стоимости активной части ОС за 1 машина/час работы оборудования Вч= V/OC a cp/Pg/Kcm/Пcm. 2. определяются изменения
V=V1-V0. 3. производится расчет влияния каждого фактора (OC a cp, Pg, Kcm, Пcm, Bч) на изменение выручки, например от OC a cp:
V(OC a cp)= OC a cp1*Pg0*Kcm0*Пcm0*Bч0- OC a cp0*Pg0*Kcm0*Пcm0*Bч0; и т.д. по каждому фактору. 4. определяется баланс отклонений.
24.Анализ и оценка влияния степени экстенсивности и интенсивности использования предметов труда на прирост объема продаж. Основными задачами использования предметов труда является: 1. определение уровня обеспеченности п/п необходимыми материальными ресурсами. 2. выявление сверхнормативных и дефицитных видов материальных ценностей. 3. определение степени ритмичности поставок. 4. выяснение своевременности, заключенных хоз. договоров на поставку материалов. 5. исчисление транспортно - заготовительных расходов. 6. изучение показателей рациональности использования материальных ценностей. 7. выявление потерь, в случаи замены или отсутствия материалов. 8. организация влияния материально – технического снабжения и использования материалов на объем выпуска. Рациональное использование материалов является основным фактором роста производства, и снижение с/с в результате чего увеличивается уровень рентабельности продукции. К основным показателям относят показатели материалоотдачи и материалоемкости. МО = V\MЗср., МЕ=МЗср./V где МО – материалоотдача, МЕ- материалоемкость, V-выручка, MЗср – материальные затраты среднегодовые. Данные показатели целесообразно рассчитывать за 2 периода с целью определения динамики их изменения. Для оценки влияния факторов на изменение объемов производств и продаж проводят анализ влияния факторов на изменение выручки. Анализ проводится в следующей последовательности: 1. составляется исходная факторная модель: V=МЗ*МО=МЗ*(V/МЗ) 2. определяется изменение выручки за анализируемый период
V=V1-V0. 3. производится расчет влияния факторов на изменение выручки: а) влияние на изменение выручки величины материальных затрат
V(МЗ)=МЗ1*МО0-МЗ0*МО0.б) влияние на изменение выручки материалоотдачи:
V(МО) = МО1*МЗ1-МЗ1*МО0 4. составляем баланс отклонений.
25.Анализ и оценка влияния степени экстенсивности и интенсивности использования трудового потенциала на прирост объема продаж. К основным задачам анализа труда на п\п относят: 1. исследование численности, ее состава, структуры и уровня квалификации по одной категории работников. 2. проверяют данные об использовании рабочего времени и разрабатывают организационно – техническое мероприятия, направленные на повышение эффективности деятельности. 3. изучают формы, динамику и причины движения рабочей силы. 4. проводят анализ влияния численности работников на динамику объемов производства и продаж. Основным показателям производительность труда. Bn=V\N, где V – выручка, N – численность работников. По мимо производительности труда для оценки трудовых ресурсов определяют: 1. темп роста производительности труда; 2. доля прироста объемов продукции за счет повышения производительности труда; 3. относительную экономию живого труда; 4. отношение темпов прироста производительности труда к приросту средней з/платы. Для оценки влияния факторов на изменение выручки от продаж первоначально определяют факторы, к которым относят: 1. численность рабочих; 2. число отработанных дней человеком; 3. число отработанных человеком часов. Анализ производится с помощью метода относительных отклонений, в следующей последовательности: 1. определяют изменения
V=V1-V0. 2. производится расчет влияния факторов: а) выявление на изменение выручки численности рабочих б) влияние на выручку число отработанных дней человеком в) влияние на выручку числа отработанных человеком часов. г) влияние на выручку числа выработки рабочих,(формулы внизу) где N-численность работников, V-выручка, Чдн – человеко-дней, Чч – человеко – часов, Bn-производительность труда. 3. составляем баланс отклонений.так же входе анализа можно определить влияние факторов на изменение от продаж Dn=(
B(n)\
V)*100, где
B(n) – производительность труда,
V-выручка.
а)
б)
в)
г)
17.Комплектный резерв увеличения объема продаж за счет интенсивного и экстенсивного использования ресурсного потенциала предприятия. Применение результатов анализа при решении управленческих задач обеспечения планируемого роста объема продаж различными видами ресурсов. Комплексный резерв увеличения выпуска и продажи продукции – это резерв, обеспеченный в равной мере всеми видами производственных ресурсов. Он представляет собой наименьшую сумму имеющихся резервов увеличения объема пр-ва и продаж по каждому виду ресурса в стоимостной оценке. Чтобы дать комплексную оценку экстенсивности и интенсивности деятельности организации, необходимо рассчитать комплексный показатель экстенсивности использования ресурсов и комплексный показатель интенсивности использования ресурсов. Сокращенная схема анализа: на объем выпуска и продаж продукции всегда влияют два фактора: по факторам труда – численность и выработка, по материалам – материальные затраты и материалоотдача, по фондам – стоимость активной части основных средств и фондоотдача. Из них отбираются экстенсивные факторы (численность, материальные затраты и стоимость активной части основных средств), по которым определяются темпы роста по сравнению с прошлым периодом и прирост экстенсивного показателя по каждому виду ресурсов на 1% прироста выручки от продаж. На основе рассчитанного коэффициента экстенсивности определяется коэффициент интенсивности, исходя из того, что в сумме они равны 100%. Например, коэффициенты экстенсивности и интенсивности использования трудовых ресурсов можно определить: Прирост трудовых ресурсов на 1% прироста продаж = темп прироста численности рабочих /Темп прироста выручки от продаж; Коэффициент экстенсивности использования трудовых ресурсов = Прирост трудовых ресурсов на 1% прироста выручки от продаж*100%; Коэффициент интенсивности использования трудовых ресурсов =100% - Коэффициент экстенсивности использования трудовых ресурсов. К омплексные коэффициент экстенсивности использования ресурсов определяется как средняя величина значений соответствующих коэффициентов по каждому виду ресурсов, а комплексных показатель интенсивности использования всех ресурсов – как разность между 100% и средней величиной коэффициента экстенсивности в процентах.
27.КЭАХД в осуществлении контроля за выпуском продукции и затратами на производство. Объем производства должен соответствовать сметному объему продаж и необходимой величине материальных и трудовых ресурсов. Для формирования объема производства формируется соответствующая смета, где учитывается производственная мощность, объем продаж и изменения остатков готовой продукции на прогнозируемый период. Плановый объем производства = Выручка от продаж + Остатки готовой продукции на конец периода – Остатки готовой продукции на начало периода. Полученную величину объема производства необходимо постоянно сравнивать с показателями сметы продаж. Для контроля за выпуском продукции и затратами необходимо знать причины изменения этих показателей. Изменения зависит от: 1) Изменения ассортимента проданной продукции = Затраты на 1 руб. продукции отчетного года при ценах и себестоимости прошлого года минус Затраты на 1 руб. продукции в прошлом году. 2) Изменение с/с единицы продукции = Затраты на 1 руб. продукции отчетного года при ценах прошлого года минус Затраты на 1 руб. продукции отчетного года при ценах и себестоимости прошлого года. 3) Изменение цен на продукцию = Затраты на 1 руб. продукции в отчетном году минус Затраты на 1 руб. продукции отчетного года при ценах прошлого года. Баланс отклонений составляется путем суммирования всех вот этих трех показателей. 1. Затраты на 1 руб. продукции в прошлом году =∑ Q0P0 /∑ Q0Z0;2. Затраты на 1 руб. продукции отчетного года при ценах и себестоимости прошлого года =∑ Q1P0 /∑ Q1Z0;3. Затраты на 1 руб. продукции отчетного года при ценах прошлого года =∑ Q1P1 /∑ Q1Z0; 4. Затраты на 1 руб. продукции в отчетном году =∑ Q1P1 /∑ Q1Z1;
17.Комплектный резерв увеличения объема продаж за счет интенсивного и экстенсивного использования ресурсного потенциала. Применение результатов анализа комплектности при решении управленческих задач обеспечения планируемого роста объема продаж различными видами ресурсов. Комплексный резерв увеличения выпуска и продажи продукции – это резерв, обеспеченный в равной мере всеми видами производственных ресурсов. Он представляет собой наименьшую сумму имеющихся резервов увеличения объема пр-ва и продаж по каждому виду ресурса в стоимостной оценке. Чтобы дать комплексную оценку экстенсивности и интенсивности деятельности организации, необходимо рассчитать комплексный показатель экстенсивности использования ресурсов и комплексный показатель интенсивности использования ресурсов. Сокращенная схема анализа: на объем выпуска и продаж продукции всегда влияют два фактора: по факторам труда – численность и выработка, по материалам – материальные затраты и материалоотдача, по фондам – стоимость активной части основных средств и фондоотдача. Из них отбираются экстенсивные факторы (численность, материальные затраты и стоимость активной части основных средств), по которым определяются темпы роста по сравнению с прошлым периодом и прирост экстенсивного показателя по каждому виду ресурсов на 1% прироста выручки от продаж. На основе рассчитанного коэффициента экстенсивности определяется коэффициент интенсивности, исходя из того, что в сумме они равны 100%. Например, коэффициенты экстенсивности и интенсивности использования трудовых ресурсов можно определить: Прирост трудовых ресурсов на 1% прироста продаж = темп прироста численности рабочих /Темп прироста выручки от продаж; Коэффициент экстенсивности использования трудовых ресурсов = Прирост трудовых ресурсов на 1% прироста выручки от продаж*100%; Коэффициент интенсивности использования трудовых ресурсов =100% - Коэффициент экстенсивности использования трудовых ресурсов. К омплексные коэффициент экстенсивности использования ресурсов определяется как средняя величина значений соответствующих коэффициентов по каждому виду ресурсов, а комплексных показатель интенсивности использования всех ресурсов – как разность между 100% и средней величиной коэффициента экстенсивности в процентах.
26.Система показателей себестоимости продукции. Сметный расчет себестоимости продаж. С/с продукции – это основной показатель экономической эффективности производства, от уровня которого зависят финансовые результаты, темпы расширенного воспроизводства и финансовое состояние п/п. Объектами анализа с/с является следующие показатели: 1) полная с/с продукции в целом и по элементам затрат; 2) затраты на 1 рубль продукции; 3) с/с отдельных видов продукции. Целью анализа управления с/с является организация системы управления поведения производственных затратах, а так же разрабатывается система мероприятий для их снижения. Система управления затратами на производство включает в себя: 1. нормирование и планирование затрат в целом по видам затрат и продукции по центрам затрат и ответственности; 2. учет затрат на производстве; 3. контроль за отклонением затрат; 4. оперативный, текущий, перспективный анализ затрат на производство; 5. регулирование затрат и принятие решений. В зависимости от того, какие затраты включают в с/с продукции, выделяют следующие виды: 1. цеховая – включает прямые затраты и общепроизводственные расходы; 2. производственная – состоит из цеховой с/с и общехозяйственных расходов; 3.полная, т.е. расходы коммерческие + производственная с/с. Анализ с/с продукции направлен на выявление возможного повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе пр-ва, снабжения сбыта продукции. Анализ с/с проводят по след схеме: 1.Рассчитываются абсолютные и относительные отклонения показателей с/с от показателей плана и прошлых периодов; 2.Дается оценка изменения структуры с/с и рассчитывается влияние этих изменений на итоговый показатель. Параллельно выделяют статьи затрат, которые занимают наибольший удельный вес в составе с/с, а так же статьи по которым произошли существенные изменения. 3.Рассчитывают уровень затрат на 1 руб проданной продукции, изучают динамику этого показателя и определяют количественное влияние факторов на этот показатель.
21.Анализ фонда заработной платы организации. З\плата занимает значительный удельный вес в с/с продукции и оказывает большое влияние на формирование ее уровня. Входе анализа фонда з/платы решают следующие задачи: 1. оценивают динамику и структуру, выявляют не производственные выплаты в его составе; 2. изучают влияние факторов на фонд з/платы; 3. изучают темпы роста з/платы в сравнении с темпами роста производительности труда; 4. осуществляют помск резервов повышения эффективности трудовых ресурсов. 5. осуществляют контроль за использованием фонда з/платы, т.е. не допущение его перерасхода или необоснованная экономия. Анализ начинают с динамики фонда з/платы, для чего сравнивают фонд з/платы за отчетный период с прошлым периодом, как по всему персоналу, так и по отдельным категориям работников. Особое внимание уделяют фонду з/платы персонала. Анализ использования фонда з/платы проводят по 2 направлениям: 1. виды выплат, 2. в разряде основных категорий персонала. На величину переменной части фонда з/платы оказывает влияние объем выпущенной продукции, структура продукции и прямые трудовые затраты в с\с отдельных видов продукции. На постоянную часть фонда з/платы влияет численность рабочих и среднегодовая з/плата. При проведении детализации анализа на фонд з/платы могут влиять: 1. продолжительность рабочего времени в днях; 2. продолжительность рабочего дня в часах; 3. средняя з/плата одного работника; 4. з/плата за 1 час работы. Расчет этих факторов на фонд з/платы можно производить методом цепных подстановок или абсолютных разниц. В заключении анализа фонда з/платы производят сопоставление между темпами роста производительности труда и средней з/платы. Для повышения уровня рентабельности необходимо, чтобы темпы роста производительности труда превышали темпы роста его оплаты. Если это не соблюдается, то происходит увеличение с\с из-за перерасхода з/платы. Для оценки рассчитывают: 1. индекс производительности труда Iпт=ПТ1:ПТ0,где ПТ – производительность труда. 2. индекс средней з/платы Iз/плата сред.= з/пл1: з/плата 0. Экономия/перерасход фонда з/платы из-за изменения производительности труда и з/платы определяется следующим образом: «+», «-»=ФЗП1*((Iз/плата- Iпт)/ *Iз/плата). Чтобы определить на сколько с/с снизилась при опережаемом темпе производительности труда рассчитывают следующий показатель:
Sфзп=(з/плата /s)*((Iпт-Iз/пл)/Iпт).(индексы написаны вверху!)
31. Анализ производительности труда и соотношения роста (снижения) производительности труда и з/пл рабочих-сдельщиков, влияния изменения трудоемкости изделия на прямую з/пл рабочих. Основным показателем, характеризующим эффективность использования трудового потенциала, является производительность труда (ПТ). ПТ – это средняя выработка продукции в единицу рабочего времени. Средняя выработка – прямая величина ПТ: она увеличивается при повышении производительности труда и уменьшается при ее снижении. Трудоемкость - обратная величина средней выработки: она уменьшается при росте ПТ и увеличивается при ее снижении, устанавливает прямую зависимость между объемом производства и трудовыми затратами. Трудоемкость = Время, затраченное на производство всей продукции, норма человеко-часов / Объем произведенной продукции в натуральном выражении. Технологическая трудоемкость (Ттехн) отражает затраты труда основных производственных рабочих-сдельщиков (Тсд) и рабочих-повременщиков (Тповр). Ттехн = Тсд + Тповр. Показатель использования продолжительности рабочего времени = Человеко-часов фактически / Человеко-часов плановый.
32. Анализ использования предметов труда и оценка их влияния на изменение объема с/с продукции. Задачи анализа использования предметов труда: определение уровня обеспеченности предприятия материальными ресурсами; выявление сверхнормативных или дефицитных видов МЦ; изучение показателей рациональности использования материальных ресурсов в производстве. Рациональное использование материалов – важный фактор роста производства и снижения с/с продукции. Эффективность использования материальных ресурсов характеризуют следующие показатели: 1. Материалоемкость – материальные затраты на 1 руб. продукции. Мемк. = Материальные затраты/Выручку. 2. Материалоотдача – выпуск продукции с 1 руб. израсходованных материалов. Мот=Выручка/Материальные затраты средние. Данные показатели целесообразно рассчитывать за два периода с целью определения динамики их изменения. Частные показатели Мемк. продукции: сырьеемкость; топливоемкость; энергоемкость. Частные показатели Мемк. отражают эффективность использования конкретных видов материалов. При анализе влияния материальных ресурсов на прирост объема продаж составляется двухфакторная мультипликативная модель: N = М(величина израсходованных материалов) * М0(материалоотдача).
27. Анализ структуры затрат организации как характеристика специфики производственного процесса. Динамика затрат и причины изменений. В с/с произведенной продукции материальные затраты (МЗ) занимают наибольший удельный вес. К основным показателям относят: 1. долю этих затрат в полной и производственной с/с; 2. величина МЗ, приходящихся на 1 рубль объема продукции (материалоемкость). Анализ прямых МЗ проводят как в целом, так и по каждой статье отдельно. К числу основных факторов, влияющих на МЗ относят: 1. изменение выпуска товарной продукции; 2. изменение структуры продукции; 3. изменение с/с отдельных изделий. Для расчета влияния данных факторов на величину МЗ рассчитывают промежуточные показатели: 1. величину МЗ по плановым нормам: ∑ МЗс=МЗпл0*q и факт.1, где q-наверно количество, r-количество изделий; 2. МЗ по плановым нормам при плановой структуре выпущенной продукции: МЗv=МЗплан. *(V1факт./V0 план.). Расчет влияния факторов: 1. влияние изменения объема выпущенной продукции
МЗ(q)=МЗv-МЗплан.; 2. влияние изменения структуры продукции:
МЗ(d)=МЗс-МЗv; 3. изменение уровня затрат по отдельным изделиям
МЗ(z)= МЗфакт. – МЗ с. Так же для анализа МЗ определяют на их изменение факторов: 1. фактор цены (цены на материальные ценности); 2. фактор норм расходов (отклонение фактического расхода от планового. 3. фактор замены (замена одних матер. ресурсов на другие). Решающее значение для понижения с/
с имеет экономия материалов в натуральном выражении. Понижение с/с может произойти за счет снижения норм расхода материалов и норм замены материалов.
28 Факторный анализ с/с продукции. Расчет влияния факторов на изменение затрат на 1 руб. продаж. Важное значение при анализе с/с имеет определение факторов, которые зависит и не зависят от деятельности п/п. К ним относят: 1. отклонение норм расходов в стороны превышающих производственных затрат. 2. потери от брака. 3. сверхплановые отходы производства и другие непроизводственные расходы. Общее изменение с/с за анализируемый период можно представить в виде влияния следующих факторов: 1. Сумма материальных затрат. 2. З/плата с отчислениями. 3. Амортизация. Общее изменение = (МЗ1-МЗ0) + (з/пл1-з/пл0) + (Амор1-Амор0). Для определения динамики с/с проданной продукции удобно использовать показатель затрат на 1 руб. продаж. Он равен Себестоимость/Выручка. Данный показатель позволяет: 1. измерить совокупный уровень затрат сравнимой, так и новой продукции 2. обеспечивает увязку резервов анализа с/с и прибыли 3. является сквозным показателем, который может быть рассчитан как по всему объему продукции, так и по ее видам. Изменение этого показателя зависит от: 1) Изменения ассортимента проданной продукции = Затраты на 1 руб. продукции отчетного года при ценах и себестоимости прошлого года минус Затраты на 1 руб. продукции в прошлом году. 2) Изменение с/с единицы продукции = Затраты на 1 руб. продукции отчетного года при ценах прошлого года минус Затраты на 1 руб. продукции отчетного года при ценах и себестоимости прошлого года. 3) Изменение цен на продукцию = Затраты на 1 руб. продукции в отчетном году минус Затраты на 1 руб. продукции отчетного года при ценах прошлого года. Баланс отклонений составляется путем суммирования всех вот этих трех показателей.
29 Методика подсчета резервов снижения себестоимости выпускаемой продукции. Резервы – это неиспользованные возможности повышения отдачи от произведенных вложений в различные виды ресурсов (материальные, трудовые, финансовые). Резервы характеризуются разницей между достигнутым уровнем использования производственных ресурсов и возможным уровнем, исходя из накопленного производственного потенциала п/п. На изменение с/с продукции оказывают влияние 3 фактора: 1. Изменение кол-ва выпускаемой продукции в натуральном выражении. Два способа расчета. Первый - основывается на определении роста общего кол-ва проданной продукции по сравнению с предыдущим периодом и применение данного коэффициента, как единого для всех видов продукции, поскольку такой расчет позволяет определить структуру фактического выпуска продукции по структуре прошлого года. Второй способ - определение выпуска и продажи продукции в прошлом году и перенесение структуры на показатели отчетного периода. 2. Влияние структуры сдвигов в выпуске и реализации. Для определения структуры сравниваются показатели отчетного периода с кол-вом по структуре прошлого года в единых ценах прошлого года. 3. Изменение цен на проданную продукцию. Стоимость фактически выпущенной или проданной продукции в ценах отчетного периода сравнивается с выпуском этой продукции в ценах прошлого года. Если какой-то из факторов увеличивает с/с, то нужно нейтрализовать его негативное влияние. Это и будет резервом снижения с/с продукции.
31. Анализ уровня операционного рычага и его эффекта – потенциальной возможности влиять на прибыль до налогообложения. Операционный рычаг (ОР) – это потенциальная возможность влиять на прибыль путем изменения структуры с/с-ти и объема продаж. ОР показывает уровень предпринимательского риска, т.е. возникновение риска не покрытия своих расходов из-за недостаточной валовой прибыли. ОР=Постоянные затраты/Переменные затраты. Эффект ОР = (Темп прироста*Валовую прибыль)/(Темп прироста*Выручку).