Назовите факторы, определяющие выбор методов и приемов воспитания в физкультурно-спортивной деятельности?

2. Как Вы считаете какова роль физической культуры и спорта как средства педагогической коррекции отклоняющегося и девиантного поведения молодежи? Попробуйте раскрыть механизм воспитательной работы на конкретном примере.

3. Назовите методы воспитания, которые Вы знаете. Обозначьте те или иные воспитательные ситуации, где применение того или иного методы было бы наиболее эффективным, обоснуйте свой выбор.

4. Как Вы считаете как будет изменяться выбор методов воспитания в связи с возрастными особенностями занимающихся?

Особенности процесса самовоспитания в спорте

План

1. Процесс самовоспитания, его этапы и структура.

2. Самопознание как компонент самовоспитания.

3. Физическое самовоспитание, его задачи и функции.

4. Педагогическое руководство самовоспитанием в процессе занятий физической культурой и спортом.

Самовоспитание – сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Самовоспитание возникает тогда, когда у человека вырабатывается способность анализировать свои поступки и ставить перед собой общественно-значимые цели.

Источником и мотивом самовоспитания, по мнению отечественных психологов, является осознание человеком противоречия, с одной стороны, между своими потребностями, интересами, целями, желаниями с другой – реальными возможностями, актуальным уровнем развития необходимых для их осуществления личностных сил, а также противоречия между «Я - реальным» и «Я - идеальным».

Понимание того, что желаемое не может быть достигнуто без приложения определенных усилий а, следовательно, имеющиеся недостатки не могут быть преодолены и побуждают человека к активным действиям, направленным на самопознание, самооценку, самоусовершенствование.


Рис. 5. Структура процесса самовоспитания

В.И. Смирнов выделяет основные этапы процесса самовоспитания:

· этап «самоисправления поступков»: мотив – стремление изменить конкретную форму своего поведения под влиянием внешних требований;

· этап ситуативного самовоспитания: мотив – стремление через изменение поступков прийти к изменению личности;

· этап осознанного самовоспитания: мотив – стремление к самосовершенствованию.

Мотивы и целенаправленность деятельности человека по самовоспитанию изменяются как правило в результате развития его самосознания.

Выделяют два основных источника самовоспитания:

· внешнее требование, переходящее во внутренний план личности и актуализирующее противоречия, которые, в свою очередь, порождают потребность в самовоспитании;

· внутреннее требование личности к себе, обусловленное осознанием противоречий между «Я - реальным» и «Я - идеальным», между целями, которые личность ставит перед собой, и возможностями их реализации.

Также, одной из важнейших предпосылок принятия решения о необходимости самовоспитания и его успешного осуществления является способность личности объективно анализировать и оценивать свое поведение и свои качества, формулировать реальные цели и программу действий, т.е. развитое самосознание.

Самосознание как осознание себя, как сознание своей самости в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные формы и проявляться как самопознание, как самооценка, как самоконтроль, как самопринятие.

Сущность самопознания - составляет нацеленность человека на познание своих физических (телесных), душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей. Самопознание является основой развития постоянного самоконтроля и саморегуляции человека. Результатом самопознания человека является выработка им системы представлений о самом себе или «образа Я».

Основными приемами самопознания являются:

· самонаблюдение (наблюдение человека над своими поступками, деятельностью, переживаниями);

· ретроспективное самопознание (самонаблюдение за поведением себя в прошедшем отрезке времени);

· опосредованное самопознание (сопоставление, сравнение с другими людьми);

· анализ собственных действий и поступков;

· самооценка (самопознание может включать в себя самооценку, но оно также может быть и чисто констатирующим, внеоценочным).

Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Установлено, что самооценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неадекватной. В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной. Каждая из них специфическим образом проявляется в жизнедеятельности человека.

Завышенные оценки и самооценки приводят к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и др. Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и др.

Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.

Под физическим самовоспитанием – понимается процесс целеустремленной, сознательной и планомерной работы над собой, направленный на формирование физической культуры личности.

Физическое самовоспитание характеризует следующее: оно отражает актуальные потребности физического образования и развития личности и одновременно выступает как условие и результат эффективной постановки процесса физического воспитания.

Функция физического самовоспитания - интенсификация физического самосовершенствования личности (закрепление и дальнейшее развитие приобретенных умений и навыков).

Движущие силы формирования потребности в физическом самовоспитании:

внутренние

· между имеющимся физическим развитием и возможностями его совершенствования;

· между самооценкой и требовательностью к себе и требованиями общества к личности;

· между опытом физического самовоспитания и необходимостью дальнейшей работы над собой;

внешние

· между личными интересами занятий и требованиями профессиональной направленности обучения.

Педагогическое руководство самовоспитанием в процессе занятий физической культурой:

· возбудить или поддержать стремление занимающихся в самовоспитании;

· формировать у занимающихся высокий уровень самосознания, обучить приемам самопознания;

· помощь занимающемуся в составлении личной программы самовоспитания;

· координация побуждающих мер по исполнению разработанной программы самовоспитания (как одна из мер рекомендации по ведению личных дневников, что способствует развитию самоконтроля занимающихся и повышает мотивацию к выполнению программы).

Программа индивидуального самовоспитания должна строиться с учетом личных достижений, уровня физической, психологической подготовленности, способности индивида.

В реализации индивидуальной программы самовоспитания целесообразно применять самообязательства. Содержание самообязательств юных спортсменов включает установки на достижение высоких спортивных результатов, обеспечение всесторонней физической подготовленности. Юные спортсмены, как правило, испытывают трудности в самостоятельном определении программы самовоспитания, поэтому они нуждаются в каждодневной помощи тренера.

Средствами и методами самовоспитания могут быть формы активности спортсмена по преодолению трудностей, связанные с внешне выраженной самомобилизацией и с внутренними самоограничениями. Прежде всего, необходимо сформулировать принципы своего поведения и воспитать привычку следовать им во всех случаях жизни.

При составлении программ по самовоспитанию внимание тренеров должно быть направлено на всестороннее развитие юных спортсменов и обеспечение высокого уровня развития их спортивных способностей.

 
 


Вопросы для самоконтроля


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: