Закономерности, принципы и методы воспитания

План

1. Закономерности и принципы процесса воспитания.

2. Методы и средства воспитания.

3. Формы организации внеучебной воспитательной работы.

Объективные закономерности процесса воспитания отражены в его многофакторности, противоречивости, широте охвата и длительности протекания (табл. 3). Процесс формирует убеждения, нормы, отношения, способы и правила общественного поведения людей.

Воспитание влияет на сознание, деятельность, волю и эмоции личности. У людей совершенствуются разнообразные способности, формируются черты характера, нравственные, волевые, эстетические качества, взгляды на мир, природу, общество, развиваются физические качества и укрепляется состояние здоровья.

Всестороннее развитие личности является итогом влияния объективных и субъективных факторов, в единстве составляющих сущность воспитательного процесса.

Методы воспитания – способы решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия.

Таблица 4

Классификация методов воспитания (по Ю.К. Бабанскому)

Методы формирования сознания личности Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения Методы стимулирования деятельности и поведения
· Убеждение · Внушение · Беседы, лекции · Дискуссия · Метод примера · Педагогическое требование · Общественное мнение · Приучение, упражнение · Поручение · Создание воспитывающих ситуаций · Соревнование · Поощрение · Наказание · Создание ситуации успеха

Метод упражнения представляет собой планомерно-организо­ванное педагогом выполнение воспитуемыми различных практи­ческих действий и дел в интересах накопления нравственного опы­та и формирования положительных черт личности.

Требование, как методический прием, в большей мере относится к области действия такого общего метода воспитания как принуждение. Тем не менее, процесс приучения не может быть эффективным, если он не подкреплен системой педагогических требований.

Требование - это один из важнейших методических приемов воспитания, с помощью которого педагоги организуют процесс вос­питания. Оно является действенным инструментом управления по­ведением воспитуемых. Требования содействуют возникновению полезных навыков и привычек, традиций, формируют черты харак­тера и нравственные идеалы. Педагогически целесообразное требование от нецелесообраз­ного отличает несколько характерных черт: гуманизм, разумность, подготовленность и системность.

Применение на практике метода упражнений через систему педагогических требований предполагает учет условий, организа­ции и содержания деятельности, состояние социально-психоло­гического климата в коллективе, а также степень включенности группы в воспитательный процесс. Мощный потенциал воспита­тельных воздействий заключен в поощрении.

Метод поощрения представляет собой совокупность морально­го и материального стимулирования человеческой деятельности. Поощрение выражено единством оценочной и стимулирующей функций. Положительная оценка, одобрение успехов, обществен­ное признание вырабатывает у людей правильное представление о своих качествах, поведении и, в конечном счете, объективизи­руют процесс человеческой самооценки.

Метод поощрений включает в себя широкий диапазон разнооб­разных способов и приемов от прямого денежного вознагражде­ния до одобрения взглядом. В спортивной практике применяются похвала и благодарность тренера, предоставление спортсмену по­четных прав, подъема флага соревнований, следование во главе колонны на парадах, освещение заслуг спортсмена в печати, по радио, телевидению, награждение знаками, призами, денежными суммами и т.д.

Поощрение воспитывает эффективно, если оно педагогически обоснованно, целесообразно и воздается по заслугам (табл.5).

Таблица 5

Эффективное поощрение Неэффективное поощрение
1. Осуществляется постоянно. 1. Осуществляется от случая к случаю.
2.Сопровождается объяснением, что именно достойно поощрения. 2. Делается в общих чертах
3. Педагог, тренер проявляет заинтересованность в успехах учащегося. 3. Педагог, тренер проявляет минимальное формальное внимание к успехам учащегося.
4. Педагог поощряет достижение определенных результатов. 4. Педагог отмечает участие вообще.
5. Сообщает учащемуся о значимости достигнутых результатов. 5. Дает учащемуся сведения о его достижениях, не подчеркивая их значимость.
6. Ориентирует учащегося на умение организовать работу с целью достижения хороших результатов. 6. Ориентирует учащегося на сравнение своих результатов с результатами других, на соревнование.
7. Педагог, тренер дает сравнение прошлых и настоящих достижений учащегося. 7. Достижения учащегося оцениваются в сравнении с успехами других.
8. Поощрение соразмерно затраченным этим учащимся усилиям. 8. Поощрение независимо от усилий, затраченных учащимся.
9. Учитель воздействует на мотивационную сферу личности учащегося. 9. Учитель опирается на внешние стимулы.
10. Способствует проявлению заинтересованности в новой работе, когда прежнее задание выполнено. 10. Вторгается в процесс работы, отвлекает от необходимости постоянной работы.

Метод принуждения - это воздействие на воспитуемого с це­лью побудить его к строго определенному типу поведения, заставить его что-нибудь сделать. Тот, кого принуждают, поставлен перед необходимостью, подчиняясь установленным правилам, совершать конкретные действия и поступки. Условием эффективности применения этого метода в процессе воспитания явля­ется педагогическое правило, по которому необходимо прежде убеждать воспитуемых, а уже затем применять способы и приемы принуждения.

В педагогической практике опытный воспитатель пользуется методом принуждения незаметно для воспитуемых, применяя на­казание в крайнем случае. Педа­гогическое наказание должно выступать в качестве профилакти­ческой меры и средства приучения воспитанников к этике обще­ственного поведения.

Метод примера усиливает действие всех общих методов, рас­смотренных ранее. Воспитательная сила примера основана на ес­тественном стремлении людей к подражанию образцам соци­альных норм и ролей. Умелое применение метода примера в воспитании обусловлено следующими правилами: его своевременностью и ре­альностью, новизной и соответствием примера, его близостью к объекту воспитания.

Метод соревнования (игры) - один из путей мобилизации твор­ческой трудовой активности людей, способствующий более ка­чественному и эффективному выполнению какой-либо деятель­ности.

Соревнование (состязание) - не что иное, как следствие тако­го объективного явления человеческой жизни, которое называет­ся игрой. Метод соревнования (игры) выступает в качестве важного пути воспитания, обучения, развития и психологической подготовки детей и взрослых к решению жизненных задач.

Метод критики (самокритики) представляет собой процесс об­суждения человеческих действий и деятельности с целью выявле­ния достоинств, обнаружения и исправления недостатков. Доб­рожелательность и конструктивная критика является мощным фактором улучшения учебно-воспитательного процесса. Мастер­ство педагога проявляется в тактичном применении многочислен­ных способов и приемов критики с пользой для воспитания. Не­умелая критичность педагога по отношению к воспитуемым мо­жет принести непоправимый вред.

Применение методов воспитания в условиях занятия молоде­жи спортом определяется следующими особенностями:

· видом спорта (спортивной дисциплиной);

· задачами спортивной подготовки (массовый спорт, спорт высших достижений);

· лимитом отведенного времени;

· педагогическим мастерством тренеров;

· состоянием материально-технической базы и уровнем орга­низации учебно-тренировочного процесса;

· возрастным контингентом занимающихся.

А.А. Сидоров, М.В. Прохорова, Б.Д. Синюхин под средствами воспитания понимают виды человеческой деятельности, в которых воссозданы условия для целенаправленного воспитания. Таким образом, они выделяют такие средства воспитания как: общение, труд, общественная деятельность, познание, игра, физические упражнения и спорт, воинская служба, искусство (не забывайте, что при рассмотрении средств обучения, В.И. Смирнов рассматривает их и как средство воспитания т.е. слово, образ, орудия и приспособления).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: