План
1. Закономерности и принципы процесса воспитания.
2. Методы и средства воспитания.
3. Формы организации внеучебной воспитательной работы.
Объективные закономерности процесса воспитания отражены в его многофакторности, противоречивости, широте охвата и длительности протекания (табл. 3). Процесс формирует убеждения, нормы, отношения, способы и правила общественного поведения людей.
Воспитание влияет на сознание, деятельность, волю и эмоции личности. У людей совершенствуются разнообразные способности, формируются черты характера, нравственные, волевые, эстетические качества, взгляды на мир, природу, общество, развиваются физические качества и укрепляется состояние здоровья.
Всестороннее развитие личности является итогом влияния объективных и субъективных факторов, в единстве составляющих сущность воспитательного процесса.
Методы воспитания – способы решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия.
Таблица 4
Классификация методов воспитания (по Ю.К. Бабанскому)
|
|
Методы формирования сознания личности | Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения | Методы стимулирования деятельности и поведения |
· Убеждение · Внушение · Беседы, лекции · Дискуссия · Метод примера | · Педагогическое требование · Общественное мнение · Приучение, упражнение · Поручение · Создание воспитывающих ситуаций | · Соревнование · Поощрение · Наказание · Создание ситуации успеха |
Метод упражнения представляет собой планомерно-организованное педагогом выполнение воспитуемыми различных практических действий и дел в интересах накопления нравственного опыта и формирования положительных черт личности.
Требование, как методический прием, в большей мере относится к области действия такого общего метода воспитания как принуждение. Тем не менее, процесс приучения не может быть эффективным, если он не подкреплен системой педагогических требований.
Требование - это один из важнейших методических приемов воспитания, с помощью которого педагоги организуют процесс воспитания. Оно является действенным инструментом управления поведением воспитуемых. Требования содействуют возникновению полезных навыков и привычек, традиций, формируют черты характера и нравственные идеалы. Педагогически целесообразное требование от нецелесообразного отличает несколько характерных черт: гуманизм, разумность, подготовленность и системность.
Применение на практике метода упражнений через систему педагогических требований предполагает учет условий, организации и содержания деятельности, состояние социально-психологического климата в коллективе, а также степень включенности группы в воспитательный процесс. Мощный потенциал воспитательных воздействий заключен в поощрении.
|
|
Метод поощрения представляет собой совокупность морального и материального стимулирования человеческой деятельности. Поощрение выражено единством оценочной и стимулирующей функций. Положительная оценка, одобрение успехов, общественное признание вырабатывает у людей правильное представление о своих качествах, поведении и, в конечном счете, объективизируют процесс человеческой самооценки.
Метод поощрений включает в себя широкий диапазон разнообразных способов и приемов от прямого денежного вознаграждения до одобрения взглядом. В спортивной практике применяются похвала и благодарность тренера, предоставление спортсмену почетных прав, подъема флага соревнований, следование во главе колонны на парадах, освещение заслуг спортсмена в печати, по радио, телевидению, награждение знаками, призами, денежными суммами и т.д.
Поощрение воспитывает эффективно, если оно педагогически обоснованно, целесообразно и воздается по заслугам (табл.5).
Таблица 5
Эффективное поощрение | Неэффективное поощрение |
1. Осуществляется постоянно. | 1. Осуществляется от случая к случаю. |
2.Сопровождается объяснением, что именно достойно поощрения. | 2. Делается в общих чертах |
3. Педагог, тренер проявляет заинтересованность в успехах учащегося. | 3. Педагог, тренер проявляет минимальное формальное внимание к успехам учащегося. |
4. Педагог поощряет достижение определенных результатов. | 4. Педагог отмечает участие вообще. |
5. Сообщает учащемуся о значимости достигнутых результатов. | 5. Дает учащемуся сведения о его достижениях, не подчеркивая их значимость. |
6. Ориентирует учащегося на умение организовать работу с целью достижения хороших результатов. | 6. Ориентирует учащегося на сравнение своих результатов с результатами других, на соревнование. |
7. Педагог, тренер дает сравнение прошлых и настоящих достижений учащегося. | 7. Достижения учащегося оцениваются в сравнении с успехами других. |
8. Поощрение соразмерно затраченным этим учащимся усилиям. | 8. Поощрение независимо от усилий, затраченных учащимся. |
9. Учитель воздействует на мотивационную сферу личности учащегося. | 9. Учитель опирается на внешние стимулы. |
10. Способствует проявлению заинтересованности в новой работе, когда прежнее задание выполнено. | 10. Вторгается в процесс работы, отвлекает от необходимости постоянной работы. |
Метод принуждения - это воздействие на воспитуемого с целью побудить его к строго определенному типу поведения, заставить его что-нибудь сделать. Тот, кого принуждают, поставлен перед необходимостью, подчиняясь установленным правилам, совершать конкретные действия и поступки. Условием эффективности применения этого метода в процессе воспитания является педагогическое правило, по которому необходимо прежде убеждать воспитуемых, а уже затем применять способы и приемы принуждения.
В педагогической практике опытный воспитатель пользуется методом принуждения незаметно для воспитуемых, применяя наказание в крайнем случае. Педагогическое наказание должно выступать в качестве профилактической меры и средства приучения воспитанников к этике общественного поведения.
Метод примера усиливает действие всех общих методов, рассмотренных ранее. Воспитательная сила примера основана на естественном стремлении людей к подражанию образцам социальных норм и ролей. Умелое применение метода примера в воспитании обусловлено следующими правилами: его своевременностью и реальностью, новизной и соответствием примера, его близостью к объекту воспитания.
|
|
Метод соревнования (игры) - один из путей мобилизации творческой трудовой активности людей, способствующий более качественному и эффективному выполнению какой-либо деятельности.
Соревнование (состязание) - не что иное, как следствие такого объективного явления человеческой жизни, которое называется игрой. Метод соревнования (игры) выступает в качестве важного пути воспитания, обучения, развития и психологической подготовки детей и взрослых к решению жизненных задач.
Метод критики (самокритики) представляет собой процесс обсуждения человеческих действий и деятельности с целью выявления достоинств, обнаружения и исправления недостатков. Доброжелательность и конструктивная критика является мощным фактором улучшения учебно-воспитательного процесса. Мастерство педагога проявляется в тактичном применении многочисленных способов и приемов критики с пользой для воспитания. Неумелая критичность педагога по отношению к воспитуемым может принести непоправимый вред.
Применение методов воспитания в условиях занятия молодежи спортом определяется следующими особенностями:
· видом спорта (спортивной дисциплиной);
· задачами спортивной подготовки (массовый спорт, спорт высших достижений);
· лимитом отведенного времени;
· педагогическим мастерством тренеров;
· состоянием материально-технической базы и уровнем организации учебно-тренировочного процесса;
· возрастным контингентом занимающихся.
А.А. Сидоров, М.В. Прохорова, Б.Д. Синюхин под средствами воспитания понимают виды человеческой деятельности, в которых воссозданы условия для целенаправленного воспитания. Таким образом, они выделяют такие средства воспитания как: общение, труд, общественная деятельность, познание, игра, физические упражнения и спорт, воинская служба, искусство (не забывайте, что при рассмотрении средств обучения, В.И. Смирнов рассматривает их и как средство воспитания т.е. слово, образ, орудия и приспособления).
|
|