Структура воспитательного процесса

Воспитательный процесс – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса.

Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов.

Цели воспитания – это ожидаемыеизменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий.

Цель воспитания в гуманистической педагогике – наиболее полное культуроемкое развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Содержанием воспитания – является культура личности: внутренняя культура, ядром которой является духовность, и внешняя культура (общения, поведения, внешнего вида), способности каждого человека, его самоопределение, саморазвитие, самореализация.

Цель и содержание воспитания – определяются объективными потребностями общества, интересами государства, социально-культурными и этническими нормами и традициями.

В качестве критериев воспитанности человека принимают:

· «добро» как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, общества в целом):

· «истину» как руководство при оценке действий и поступков;

· «красоту» во всех формах ее проявления и созидания.

Рис. 4. Воспитание как система

О воспитанности человека можно судить по различным показателям: облику, речи, манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению к деятельности и стилю общения и т.д.

Направление воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое (новые: гражданское, правовое, патриотическое, экономическое, экологическое и т.д.)

Все стороны воспитания взаимосвязаны, поэтому педагогический процесс создает предпосылки для реализации их гармонического единства.

Это позволяет систематизировать задачи по направлениям, специфичным для каждой из сторон воспитания:

· овладение необходимыми знаниями и формирование на этой основе убеждений и мировоззрения;

· формирование умений, навыков, привычек, черт характера;

· формирование чувств, переживаний, душевных свойств человека, эмоционально окрашивающих его деятельность;

· обеспечение качественного проявления интеллектуальных, двигательных, моральных, эмоционально-волевых, трудовых, эстетических свойств личности.

Умственное воспитание – формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности.

Задачи:

1. Вооружение занимающихся систематическими, сознательно и прочно усвоенными знаниями основ наук.

2. Формирование умений использовать полученные знания и самостоятельно применять их.

3. Развитие познавательных сил и способностей (внимания, памяти, мышления и др.), а также некоторых свойств личности, обеспечивающих успешное протекание познавательных процессов (любознательности, настойчивости, целеустремленности и др.).

4. Пробуждения чувства удовлетворения от интеллектуальной деятельности, радости от приобретения знаний и воспитание на этой основе стремления к познанию нового.

В процессе спортивных занятий с юными спортсменами основными задачами интеллектуального воспитания являются: овладение учащимися специальными знаниями в области теории и методики тренировки, гигиены, аутотренинга; воспитание умения объективно анализировать приобретаемый опыт тренировки, выступлений в соревнованиях; развитие познавательной активности, творческих проявлений в спортивной и бытовой деятельности.

Средства и методы: специальные средства обучения и воспитания, специальные психологические тренинги и упражнения, беседы об ученых, викторины и олимпиады, вовлечение в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента, а также совместная работа с тренером по разработке и уточнению перспективных, годичных и других планов спортивной подготовки.

Нравственное воспитание – формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения. Этика составляет теоретическую основу нравственного воспитания.

Задачи:

1. Формирование нравственного сознания (понятий, убеждений, элементов мировоззрения, определяющих нравственные позиции человека).

2. Выработка навыков и привычек общественного поведения и сознательной дисциплины.

3. Развитие нравственных чувств и воспитание морально-волевых качеств и черт личности (целенаправленности, инициативности, активности, смелости, стойкости и др.).

Задача спортивно-этического воспитания заключается в конкретизации применительно к спортивной деятельности этических норм, чтобы сделать общие принципы нравственного поведения практическим руководством к действию в области спорта.

Средства и методы: убеждение и личный пример, совет, пожелания и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека.

Эстетическое воспитание – целенаправленная и планомерная деятельность по приобщению людей к прекрасному в природе и обществе. Способствует выработке и совершенствованию в подрастающем поколении способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты.

Задачи:

1. Воспитание эстетических чувств, понятий и суждений (необходимо стремиться к глубине понимания и эмоциональности переживания прекрасного).

2. Формирование стремлений и навыков организовать жизнь и быт по законам красоты.

Необходимо также развитие эстетических чувств и способностей, умение видеть прекрасное и создавать его в процессе занятий спортом, а также воспитание потребности создавать прекрасное в процессе спортивной деятельности и в жизни.

Средства и методы: использование литературных и художественных произведений, искусство, кино, театр, народный фольклор. Организация лекций, бесед, встреч и др. Эстетическая организация труда, привлекательное оформление классных комнат, аудиторий. Чистота подъездов, озеленение улиц, оригинальный дизайн магазинов, офисов и т.д.

Специфические, присущие спорту методы - спортивная атрибутика, символика, ритуалы, средства наглядной агитации и пропаганды, музыкальные сопровождения, внешнее оформление мест занятий, содержание физических упражнений и т.д.

Трудовое воспитание – совместная деятельность воспитателей и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду.

Задачи:

1. Формирование убеждений в необходимости труда и сознательный выбор профессии.

2. Формирование умений и навыков в области самообслуживания и общественно полезной деятельности.

3. Воспитание положительного отношения к труду и его результатам.

4. Формирование интереса к трудовой деятельности, воспитание трудолюбия и морально-волевых качеств, необходимых для частной трудовой деятельности.

Трудовое воспитание в спортивной школе также предусматривает: приобретение двигательных умений и навыков, имеющих прикладное значение в различных видах деятельности человека; развитие необходимого уровня развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости для полноценного участия в трудовых операциях и т.д.

Средства и методы: организация совместного труда, материальное и моральное поощрение, знакомство с трудовыми традициями, систематическое участие в общественно-полезном труде и др.

Особенности трудового воспитания в ДЮСШ должны ориентировать тренеров на проведение работы по трудовому воспитанию непосредственно во время учебно-тренировочных занятий, а также во внетренировочное время при проведении и подготовке спортивных соревнований.

Специфика физического воспитания отражена в содержании общей задачи: содействовать гармоническому развитию форм и функций организма, укреплению здоровья и творческому долголетию человека.

Гражданское воспитание – предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству.

Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны.

Гражданственность как качество личности включает в себя:

· уважение к конституции, органам государственной власти, символам государственности: герб, флаг, гимн;

· чувство долга перед страной и обществом;

· готовность выполнять гражданские обязанности;

· соблюдение демократических принципов;

· уважение прав и свобод других людей;

· общественная активность, дисциплинированность и культура общежития и др.

Патриотическое воспитание – предполагает у воспитанников формирование любви к своему отечеству, преданности и готовности служить своей Родине.

Патриотизм как качество личности включает:

· активный, сознательный труд на благо Родины;

· интерес и бережное отношение к истории Отечества;

· любовь к малой Родине, к родным местам, соотечественникам;

· готовность защищать Родину;

· чувство национальной гордости;

· стремление укреплять честь и достоинство своей страны.

Все стороны воспитания взаимосвязаны. Связи между ними образует общая направленность задач воспитания. Дополняя друг друга, разнообразные стороны воспитательного процесса гарантируют интеллектуальное развитие, физическое здоровье, готовность к труду каждого члена общества.

Планирование и учет показателей эффективности воспитательной работы важная составная часть деятельности тренера спортивной школы. Составление планов учебно-воспитательного процесса в спортивной школе - сложное и ответственное дело, так как план определяют действия тренеров и спортсменов на значительный период времени.

Для осуществления рационального планирования и построения учебно-воспитательной работы необходимо:

· определить цель работы и избрать комплекс средств, ведущих к его достижению;

· рассчитать время, необходимое для использования избранных средств воспитания и определить порядок их применения;

· разработать тематическую последовательность воспитательных воздействий на спортсменов в отдельных тренировочных занятиях, соревнованиях, режиме жизни юного спортсмена, определить методическую последовательность воспитательных воздействий на спортсменов (содержание бесед, требования, указания, подбор упражнений и т.д.)

Планирование воспитательной работы в спортивной школе должно осуществляться в трех основных формах: годовой план воспитательной работы, календарный (помесячный), план воспитательной работы тренера.

Годовой план воспитательной работы составляется завучем спортивной школы и утверждается на педагогическом совете. При разработке плана учитываются требования к учебно-воспитательной работе, определенные положения о спортивной школе и учебных программ по видам спорта. Воспитательную работу следует планировать с учетом возраста, пола, спортивной подготовленности спортсмена, реальных условий спортивной школы.

Годовой план воспитательной работы содержит следующие разделы:

1. Общая характеристика состояния воспитательной работы в спортивном коллективе.

2. Воспитательные задачи.

3. Основное содержание работы по реализации поставленных задач (примерные формы деятельности и занятий учащихся):

· организационно-педагогическая работа (определятся сроки выборов ученического самоуправления, планируется организационно-методическая работа с активом, намечаются меры по контролю за соблюдением режима дня учащимися и др.);

· формирование основ мировоззрения (определяется тематика бесед с учащимися, намечаются мероприятия по проведению общественной работы вне спортивной школы);

· воспитание сознательного отношения к учению, культура умственного труда (предусматриваются меры по овладению учащимися умениями и навыками самостоятельной работы, осуществляется контроль за успеваемостью по общеобразовательным предметам);

· воспитание сознательного отношения к труду, общественно-полезной работе и бережного отношения к общественному достоянию (определяется система мероприятий по участию учащихся в общественно-полезном труде в спортшколах, планируются доклады и беседы о труде, экскурсии на предприятия);

· нравственное воспитание и воспитание в духе спортивной этики (планируются беседы о принципах и нормах морали и спортивной этики, намечаются формы, методы и средства воспитания нравственного поведения юных спортсменов);

· эстетическое воспитание (намечаются мероприятия по расширению знаний об искусстве и его роли в формировании эстетических идеалов);

· физическое воспитание (предусматриваются мероприятия по дальнейшему расширению знаний в области физической культуры и спорта, формированию потребностей в занятиях физической культурой и спортом)

4. Работа с родителями и связь с общественностью.

Календарный план воспитательной работы составляется на основе годового плана и предусматривает последовательное осуществление воспитательных задач.

План воспитательной работы тренера должен обеспечить последовательную реализацию годового плана воспитательной работы с определенной группой юных спортсменов. Решая воспитательные задачи в отдельных занятиях, важно предусматривать индивидуальный подход к спортсменам при проведении бесед, подборе упражнений и дозировке нагрузки.

Следует учитывать, что эффективность воспитательного воздействия будет достигнута лишь в том случае, если мероприятия, включенные в планы вспомогательной работы, будут интересны для учащихся, когда они будут убеждены в необходимости принимать активное участие в том, что предлагает тренер.

Важное значение имеет учет эффективности воспитательной работы в спортивном коллективе, которая оценивается прежде всего по уровню воспитанности учащихся. С позиций комплексного подхода под уровнем воспитанности понимается степень сформированности у юных спортсменов важнейших качеств личности. Уровень воспитанности определяется совокупностью основных признаков, раскрывающих норму идейно-политических, нравственных, трудовых, эстетических качеств личности юного спортсмена у четом его возраста и спортивной квалификации.

С позиций комплексного подхода необходимо выявлять следующие стороны воспитанности юных спортсменов:

1. Активность в общественной жизни.

2. Нравственную воспитанность: отношение к окружающей действительности в соответствии с моральными нормами общества и нормами спортивной этики.

1. Активную жизненную позицию.

2. Эстетическую воспитанность: умение чувствовать, понимать и создавать прекрасное в спорте и жизни.

3. Трудовое воспитание является стержнем всей системы воспитания юного спортсмена. Критерием трудовой воспитанности являются трудовая активность и высокая сознательность при выполнении любой работы, стремление сделать результаты своей работы достоянием общества, эффективность и качество выполненной работы.

Учет эффективности воспитательной работы в спортивной школе осуществляется путем педагогических наблюдений, измерений, специально разработанных диагностических карт, изучения письменных материалов и записей данных учета. Полученные данные группируются, обобщаются и сопоставляются с запланированными показателями воспитательной работы, на основе чего делаются выводы об уровне воспитанности спортсмена. Эти выводы используются при дальнейшем планировании воспитательного процесса, проведении конкретных воспитательных мероприятий, а затем обобщаются спортсменами для активизации процесса самовоспитания.

Различают три формы учета эффективности воспитательной работы: предварительный, текущий и итоговый контроль.

Вопросы для самоконтроля и размышления

1. Назовите основные структурные компоненты воспитательного процесса, дайте им характеристику.

2. Каково на Ваш взгляд влияние эстетических взглядов и убеждений спортсменов на их нравственное поведение?

3. Обозначьте особенности гражданского и патриотического воспитания в спорте в современных условиях?

4. Какие новые направления воспитания Вы можете выделить в связи с изменившимися требованиями общества к личности?

5. Попробуйте составить план воспитательной работы тренера-преподавателя на примере своей специализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: