Воспитательный процесс – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса.
Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов.
Цели воспитания – это ожидаемыеизменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий.
Цель воспитания в гуманистической педагогике – наиболее полное культуроемкое развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Содержанием воспитания – является культура личности: внутренняя культура, ядром которой является духовность, и внешняя культура (общения, поведения, внешнего вида), способности каждого человека, его самоопределение, саморазвитие, самореализация.
Цель и содержание воспитания – определяются объективными потребностями общества, интересами государства, социально-культурными и этническими нормами и традициями.
В качестве критериев воспитанности человека принимают:
· «добро» как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, общества в целом):
· «истину» как руководство при оценке действий и поступков;
· «красоту» во всех формах ее проявления и созидания.
Рис. 4. Воспитание как система
О воспитанности человека можно судить по различным показателям: облику, речи, манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению к деятельности и стилю общения и т.д.
Направление воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое (новые: гражданское, правовое, патриотическое, экономическое, экологическое и т.д.)
Все стороны воспитания взаимосвязаны, поэтому педагогический процесс создает предпосылки для реализации их гармонического единства.
Это позволяет систематизировать задачи по направлениям, специфичным для каждой из сторон воспитания:
· овладение необходимыми знаниями и формирование на этой основе убеждений и мировоззрения;
· формирование умений, навыков, привычек, черт характера;
· формирование чувств, переживаний, душевных свойств человека, эмоционально окрашивающих его деятельность;
· обеспечение качественного проявления интеллектуальных, двигательных, моральных, эмоционально-волевых, трудовых, эстетических свойств личности.
Умственное воспитание – формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности.
Задачи:
1. Вооружение занимающихся систематическими, сознательно и прочно усвоенными знаниями основ наук.
2. Формирование умений использовать полученные знания и самостоятельно применять их.
3. Развитие познавательных сил и способностей (внимания, памяти, мышления и др.), а также некоторых свойств личности, обеспечивающих успешное протекание познавательных процессов (любознательности, настойчивости, целеустремленности и др.).
4. Пробуждения чувства удовлетворения от интеллектуальной деятельности, радости от приобретения знаний и воспитание на этой основе стремления к познанию нового.
В процессе спортивных занятий с юными спортсменами основными задачами интеллектуального воспитания являются: овладение учащимися специальными знаниями в области теории и методики тренировки, гигиены, аутотренинга; воспитание умения объективно анализировать приобретаемый опыт тренировки, выступлений в соревнованиях; развитие познавательной активности, творческих проявлений в спортивной и бытовой деятельности.
Средства и методы: специальные средства обучения и воспитания, специальные психологические тренинги и упражнения, беседы об ученых, викторины и олимпиады, вовлечение в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента, а также совместная работа с тренером по разработке и уточнению перспективных, годичных и других планов спортивной подготовки.
Нравственное воспитание – формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения. Этика составляет теоретическую основу нравственного воспитания.
Задачи:
1. Формирование нравственного сознания (понятий, убеждений, элементов мировоззрения, определяющих нравственные позиции человека).
2. Выработка навыков и привычек общественного поведения и сознательной дисциплины.
3. Развитие нравственных чувств и воспитание морально-волевых качеств и черт личности (целенаправленности, инициативности, активности, смелости, стойкости и др.).
Задача спортивно-этического воспитания заключается в конкретизации применительно к спортивной деятельности этических норм, чтобы сделать общие принципы нравственного поведения практическим руководством к действию в области спорта.
Средства и методы: убеждение и личный пример, совет, пожелания и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека.
Эстетическое воспитание – целенаправленная и планомерная деятельность по приобщению людей к прекрасному в природе и обществе. Способствует выработке и совершенствованию в подрастающем поколении способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты.
Задачи:
1. Воспитание эстетических чувств, понятий и суждений (необходимо стремиться к глубине понимания и эмоциональности переживания прекрасного).
2. Формирование стремлений и навыков организовать жизнь и быт по законам красоты.
Необходимо также развитие эстетических чувств и способностей, умение видеть прекрасное и создавать его в процессе занятий спортом, а также воспитание потребности создавать прекрасное в процессе спортивной деятельности и в жизни.
Средства и методы: использование литературных и художественных произведений, искусство, кино, театр, народный фольклор. Организация лекций, бесед, встреч и др. Эстетическая организация труда, привлекательное оформление классных комнат, аудиторий. Чистота подъездов, озеленение улиц, оригинальный дизайн магазинов, офисов и т.д.
Специфические, присущие спорту методы - спортивная атрибутика, символика, ритуалы, средства наглядной агитации и пропаганды, музыкальные сопровождения, внешнее оформление мест занятий, содержание физических упражнений и т.д.
Трудовое воспитание – совместная деятельность воспитателей и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду.
Задачи:
1. Формирование убеждений в необходимости труда и сознательный выбор профессии.
2. Формирование умений и навыков в области самообслуживания и общественно полезной деятельности.
3. Воспитание положительного отношения к труду и его результатам.
4. Формирование интереса к трудовой деятельности, воспитание трудолюбия и морально-волевых качеств, необходимых для частной трудовой деятельности.
Трудовое воспитание в спортивной школе также предусматривает: приобретение двигательных умений и навыков, имеющих прикладное значение в различных видах деятельности человека; развитие необходимого уровня развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости для полноценного участия в трудовых операциях и т.д.
Средства и методы: организация совместного труда, материальное и моральное поощрение, знакомство с трудовыми традициями, систематическое участие в общественно-полезном труде и др.
Особенности трудового воспитания в ДЮСШ должны ориентировать тренеров на проведение работы по трудовому воспитанию непосредственно во время учебно-тренировочных занятий, а также во внетренировочное время при проведении и подготовке спортивных соревнований.
Специфика физического воспитания отражена в содержании общей задачи: содействовать гармоническому развитию форм и функций организма, укреплению здоровья и творческому долголетию человека.
Гражданское воспитание – предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству.
Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны.
Гражданственность как качество личности включает в себя:
· уважение к конституции, органам государственной власти, символам государственности: герб, флаг, гимн;
· чувство долга перед страной и обществом;
· готовность выполнять гражданские обязанности;
· соблюдение демократических принципов;
· уважение прав и свобод других людей;
· общественная активность, дисциплинированность и культура общежития и др.
Патриотическое воспитание – предполагает у воспитанников формирование любви к своему отечеству, преданности и готовности служить своей Родине.
Патриотизм как качество личности включает:
· активный, сознательный труд на благо Родины;
· интерес и бережное отношение к истории Отечества;
· любовь к малой Родине, к родным местам, соотечественникам;
· готовность защищать Родину;
· чувство национальной гордости;
· стремление укреплять честь и достоинство своей страны.
Все стороны воспитания взаимосвязаны. Связи между ними образует общая направленность задач воспитания. Дополняя друг друга, разнообразные стороны воспитательного процесса гарантируют интеллектуальное развитие, физическое здоровье, готовность к труду каждого члена общества.
Планирование и учет показателей эффективности воспитательной работы важная составная часть деятельности тренера спортивной школы. Составление планов учебно-воспитательного процесса в спортивной школе - сложное и ответственное дело, так как план определяют действия тренеров и спортсменов на значительный период времени.
Для осуществления рационального планирования и построения учебно-воспитательной работы необходимо:
· определить цель работы и избрать комплекс средств, ведущих к его достижению;
· рассчитать время, необходимое для использования избранных средств воспитания и определить порядок их применения;
· разработать тематическую последовательность воспитательных воздействий на спортсменов в отдельных тренировочных занятиях, соревнованиях, режиме жизни юного спортсмена, определить методическую последовательность воспитательных воздействий на спортсменов (содержание бесед, требования, указания, подбор упражнений и т.д.)
Планирование воспитательной работы в спортивной школе должно осуществляться в трех основных формах: годовой план воспитательной работы, календарный (помесячный), план воспитательной работы тренера.
Годовой план воспитательной работы составляется завучем спортивной школы и утверждается на педагогическом совете. При разработке плана учитываются требования к учебно-воспитательной работе, определенные положения о спортивной школе и учебных программ по видам спорта. Воспитательную работу следует планировать с учетом возраста, пола, спортивной подготовленности спортсмена, реальных условий спортивной школы.
Годовой план воспитательной работы содержит следующие разделы:
1. Общая характеристика состояния воспитательной работы в спортивном коллективе.
2. Воспитательные задачи.
3. Основное содержание работы по реализации поставленных задач (примерные формы деятельности и занятий учащихся):
· организационно-педагогическая работа (определятся сроки выборов ученического самоуправления, планируется организационно-методическая работа с активом, намечаются меры по контролю за соблюдением режима дня учащимися и др.);
· формирование основ мировоззрения (определяется тематика бесед с учащимися, намечаются мероприятия по проведению общественной работы вне спортивной школы);
· воспитание сознательного отношения к учению, культура умственного труда (предусматриваются меры по овладению учащимися умениями и навыками самостоятельной работы, осуществляется контроль за успеваемостью по общеобразовательным предметам);
· воспитание сознательного отношения к труду, общественно-полезной работе и бережного отношения к общественному достоянию (определяется система мероприятий по участию учащихся в общественно-полезном труде в спортшколах, планируются доклады и беседы о труде, экскурсии на предприятия);
· нравственное воспитание и воспитание в духе спортивной этики (планируются беседы о принципах и нормах морали и спортивной этики, намечаются формы, методы и средства воспитания нравственного поведения юных спортсменов);
· эстетическое воспитание (намечаются мероприятия по расширению знаний об искусстве и его роли в формировании эстетических идеалов);
· физическое воспитание (предусматриваются мероприятия по дальнейшему расширению знаний в области физической культуры и спорта, формированию потребностей в занятиях физической культурой и спортом)
4. Работа с родителями и связь с общественностью.
Календарный план воспитательной работы составляется на основе годового плана и предусматривает последовательное осуществление воспитательных задач.
План воспитательной работы тренера должен обеспечить последовательную реализацию годового плана воспитательной работы с определенной группой юных спортсменов. Решая воспитательные задачи в отдельных занятиях, важно предусматривать индивидуальный подход к спортсменам при проведении бесед, подборе упражнений и дозировке нагрузки.
Следует учитывать, что эффективность воспитательного воздействия будет достигнута лишь в том случае, если мероприятия, включенные в планы вспомогательной работы, будут интересны для учащихся, когда они будут убеждены в необходимости принимать активное участие в том, что предлагает тренер.
Важное значение имеет учет эффективности воспитательной работы в спортивном коллективе, которая оценивается прежде всего по уровню воспитанности учащихся. С позиций комплексного подхода под уровнем воспитанности понимается степень сформированности у юных спортсменов важнейших качеств личности. Уровень воспитанности определяется совокупностью основных признаков, раскрывающих норму идейно-политических, нравственных, трудовых, эстетических качеств личности юного спортсмена у четом его возраста и спортивной квалификации.
С позиций комплексного подхода необходимо выявлять следующие стороны воспитанности юных спортсменов:
1. Активность в общественной жизни.
2. Нравственную воспитанность: отношение к окружающей действительности в соответствии с моральными нормами общества и нормами спортивной этики.
1. Активную жизненную позицию.
2. Эстетическую воспитанность: умение чувствовать, понимать и создавать прекрасное в спорте и жизни.
3. Трудовое воспитание является стержнем всей системы воспитания юного спортсмена. Критерием трудовой воспитанности являются трудовая активность и высокая сознательность при выполнении любой работы, стремление сделать результаты своей работы достоянием общества, эффективность и качество выполненной работы.
Учет эффективности воспитательной работы в спортивной школе осуществляется путем педагогических наблюдений, измерений, специально разработанных диагностических карт, изучения письменных материалов и записей данных учета. Полученные данные группируются, обобщаются и сопоставляются с запланированными показателями воспитательной работы, на основе чего делаются выводы об уровне воспитанности спортсмена. Эти выводы используются при дальнейшем планировании воспитательного процесса, проведении конкретных воспитательных мероприятий, а затем обобщаются спортсменами для активизации процесса самовоспитания.
Различают три формы учета эффективности воспитательной работы: предварительный, текущий и итоговый контроль.
Вопросы для самоконтроля и размышления
1. Назовите основные структурные компоненты воспитательного процесса, дайте им характеристику.
2. Каково на Ваш взгляд влияние эстетических взглядов и убеждений спортсменов на их нравственное поведение?
3. Обозначьте особенности гражданского и патриотического воспитания в спорте в современных условиях?
4. Какие новые направления воспитания Вы можете выделить в связи с изменившимися требованиями общества к личности?
5. Попробуйте составить план воспитательной работы тренера-преподавателя на примере своей специализации.