Общий обзор параметров распределений

Измерительная шкала Меры положения или меры центральной тенденции Меры изменчивости или меры рассеивания
Шкала наименований (номинальная, номинативная)   Мо — мода fi— абсолютная частота pi— относительная частота, или частость, или вероятность р% i— процентная частота
  Шкала порядка (ординальная) Мо — мода Различные квантили: Ме — медиана Q1, Q2=Ме, Q3— квартили D1 ……… D9— децили Р1 ………. Р99 — процентили fi— абсолютная частота Fi— накопленная абсолютная частота pi— относительная частота, или частость, или вероятность р% i— процентная частота Pi — накопленная относительная частота Q— междуквартильный размах или полуинтерквартильное отклонение AsQ — квартильный коэффициент асимметрии
В случае «длинных» шкал и/или большого объема выборки
М= — среднее арифметическое s— среднеквадратическое или стандартное отклонение
Интервальная шкала (шкала равных интервалов) Мо — мода Различные квантили: Ме — медиана Q1, Q2=Ме, Q3— квартили D1 ……… D9— децили Р1 ………. Р99 — процентили М= — среднее арифметическое Все виды частот: fi pi р% i Fi Pi Q— междуквартильный размах или полуинтерквартильное отклонение D — дисперсия s— среднеквадратическое или стандартное отклонение As— коэффициент асимметрии Ex— коэффициент эксцесса V— коэффициент вариации
Пропорциональная шкала (шкала равных отношений) Мо — мода Различные квантили: Ме — медиана Q1, Q2=Ме, Q3— квартили D1 ……… D9— децили Р1 ………. Р99 — процентили М= — среднее арифметическое G —среднее геометрическое (средний прирост признака) Н— среднее гармоническое (средняя скорость изменения признака) Все виды частот: fi pi р% i Fi Pi Q— междуквартильный размах или полуинтерквартильное отклонение D — дисперсия s— среднеквадратическое или стандартное отклонение As— коэффициент асимметрии Ex— коэффициент эксцесса V— коэффициент вариации

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Приведите определение случайного события.

2. Почему результаты психологических исследований считаются случайными событиями?

3. Какие могут появляться ошибки при построении графиков, приводящие в ложной интерпретации результатов исследования?

4. В каких случаях предпочтительнее пользоваться относительными частотами?

5. В каких случаях чаще всего пользуются процентными частотами?

6. Что такое вариационный ряд?

7. В каких случаях результаты целесообразно представлять в виде сгруппированного распределения?

8. Что отражают меры положения?

9. Что отражают меры изменчивости?

Материалы для изучения темы:

а) основная литература:

1. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов [Текст]: учебник / О. Ю. Ермолаев. - 5-е изд. - М.: МПСИ: Флинта, 2011. - 336 с. - С. 36-42.

2. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования: Анализ и интерпретация данных [Текст]: учебное пособие / А. Д. Наследов. - 3-е изд., стереотип. - СПб.: Речь, 2007. - 392 с. - Гл. 3 (С. 30-38).

б) дополнительная литература:

1. Гласс Дж. Статистические методы в педагогике и психологии [Текст]. / Дж. Гласс, Дж. Стенли— М., 1976. – 494 с. - С. 30-36; 42-55.

2. Кутейников А.Н. Математические методы в психологии [Текст]: учебно-методический комплекс / А. Н. Кутейников. - СПб.: Речь, 2008. - 172 с.: табл. - С. 21-28.

3. Резник А. Д. Книга для тех, кто не любит статистику, но вынужден ею пользоваться. Непараметрическая статистика в примерах, упражнениях и рисунках. [Текст]. / А.Д. Резник. — СПб.: Речь, 2008. – 265 с.; илл.— Гл. 1 (С. 17-23).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: