Общее понятие о психологической подготовке и её виды

Психологическая подготовка в спортивной деятельности – этосистема психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них (Ж.К. Холодов, В.С Кузнецов, 2001).

Психологическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, с другой – позволяет противостоять различным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх, скованность, эмоциональное напряжение и др.).

Психологическая подготовка в спортивной деятельности заключается в том, чтобы:

- способствовать совершенствованию психических процессов - специализированных восприятий, представлений, внимания, памяти, мышления и т.д., важных для достижения результата в спортивной деятельности;

- формировать психические свойства личности, оказывающих влияние на оптимальное стабильное проявление упомянутых психических процессов, сохранения и повышения уровня работоспособности и эффективности двигательных действий в условиях тренировочной и соревновательной деятельности, специфичной для данного вида спорта;

- создавать оптимальные психические состояния в процессе тренировки и соревнований;

- развивать умения управлять своими психическими состояниями в различных экстремальных условиях деятельности;

- создавать положительную «психологическую атмосферу» в коллективах спортсменов.

Обычно принято выделять общую и специальную (к конкретным соревнованиям) психологическую подготовку. Каждый раздел психологической подготовки имеет свои специфичные задачи, решение которых нередко бывает неотделимо друг от друга.

Основными принципами психологической подготовки являются:

- принцип сознательности – определяет необходимость осознания тренирующимся, значения психических качеств для успешного тренировочного и соревновательного процессов;

- принцип активности – определяет необходимость формирования у спортсменов целенаправленности в совершенствовании своих психических свойств, в оптимизации психических состояний;

- принцип всесторонности – заключается в том, что: 1) психолого-педагогическому воздействию должны быть подвергнуты все психические проявления от которых зависит надежное и совершенное выполнение действий в процессе тренировочной и соревновательной деятельности; 2) психологическая подготовка может осуществляться только в неразрывной связи со всеми другими сторонами подготовки: физической, технической и тактической;

- принципы повторности и постепенности проявляются в том, что средства и приемы психолого-педагогического воздействия дают наибольший эффект, если они применяются неоднократно и их дозировка постепенно увеличивается.

Содержание конкретных средств и методов, применяемых в процессе психологической подготовки занимающихся различными видами спорта, раскрывает следующая классификация:

По цели применения средства и методы психологической подготовки делятся на:

- мобилизующие;

- коррегирующие (поправляющие);

- релаксирующие (расслабляющие).

По содержанию средства и методы психологической подготовки делятся на следующие группы:

- психолого-педагогические (убеждающие, направляющие, двигательные, поведенческо-организующие, социально-организующие, комбинированные);

- преимущественно психологические (суггестивные; ментальные, сочетающие воздействие словом и образом; социально-игровые; комбинированные);

- преимущественно психофизиологические (аппаратные, психофармакологические, дыхательные, комбинированные).

По сфере воздействия средства и методы психологической подготовки делятся на:

- средства, направленные на коррекцию перцептивно-психомоторной сферы;

- средства воздействия на интеллектуальную сферу;

- средства воздействия на волевую сферу;

- средства воздействия на эмоциональную сферу;

- средства воздействия на нравственную сферу.

По времени применениясредства и методы делятся на:

- предупреждающие;

- предсоревновательные;

- соревновательные;

- постсоревновательные.

По характеру применения средства и методы психологической подготовки подразделяют на саморегуляцию (аутовоздействие) и гетерорегуляцию (воздействия других участников педагогического процесса – тренера, психолога, врача и т.д.)

На выбор конкретных средств и методов существенное влияние оказывают фактор времени, место проведения психологической подготовки, социально-психологический климат в команде (группе), индивидуальные особенности занимающихся.

2. Особенности специальной психологической подготовки в спортивно-оздоровительном туризме

Как было указано выше, психологическую подготовку, в спортивно-оздоровительном туризме также принято делить на две составляющие: общую и специальную.

Общая психологическая подготовка направлена на формирование необходимых морально-волевых и психических качеств туриста.

Специальная (подготовка к преодолению конкретных естественных препятствий) в каждом конкретном случае включает в себя: определенную установку на преодоление препятствий (безопасность, скорость и др.); мотивацию действий; осознание сложности препятствия и возможности его преодоления; формирование твердой уверенности в своих силах и возможностях для решения поставленных задач; преодоление отрицательных эмоций, вызванных предстоящими действиями; создание состояния психологической готовности к максимальным волевым и физическим напряжениям и к тесному взаимодействию с другими членами группы.

В каждом виде спорта для спортсменов характерны свои специализированные психические процессы и качества, уровень развития которых влияет на результат деятельности. К наиболее важным из них для туристов можно отнести: скорость реакции, чувство времени, ориентирование в пространстве, чувство положения тела, чувство свободы движений, внимание, технико-тактическое мышление.

Скорость реакции проявляется в быстроте противодействия ожидаемому или неожиданному событию снегативными, как правило, последствиями. Это может быть самозадержание при срыве, действия одного партнера при срыве другого.

Реакция человека на внешний раздражитель может быть простой или сложной. Простая - это реакция, вызванная заранее обусловленным или ожидаемым фактором. Например, турист знает, что сверху ему сбрасывают веревку или другой какой-либо предмет, от которого следует не только увернуться, но и удержать его от дальнейшего падения. Внезапный срыв партнера требует сложной скоростной реакции.

Для развития скорости реакции следует:

- вырабатывать у туристов максимально быстрое и точное реагирование на предлагаемые различные раздражители-сигналы (зрительные и звуковые), умение восстановливать равновесие при неожиданном выведении из него действиями других, увертываться от летящих предметов (надувного, набивного, теннисного мяча);

- во время упражнения внезапно менять условия, на которые турист мгновенно должен реагировать быстрыми действиями, в том числе и силовыми;

- работать над ликвидацией скованности движений, напряженности, которые вызва­ны неправильной координацией движений или эмоциональным состоянием;

- учить туристов контролировать свои реакции по времени и управлять их быстротой;

- создавать у туристов четкое представление о длительности реакции.

Восприятие. В туризме особенно важны пространственно-временные факторы, без которых немыслим анализ движений и специализированные мышечно-двигательные восприятия. Это - чувство времени, которое определяется особенностями протекания физиологических и психических процессов в организме. Уравновешенность процессов возбуждения и торможения создают предпосылки для удержания от несвоевременного движения. Турист должен обладать развитым чувством времени при пребывании в пространстве на одной точке опоры, при восстановлении равновесия, при срыве с самозадержанием. Основным упражнением в развитии чувства времени в пространстве могут служить упражнения на гимнастических снарядах, на учебных скальных участках и тренажерах. Хорошим средством служат подвижные и спортивные игры, бег с препятствиями и др.

Ориентирование в пространстве. Под этим термином следует понимать ориентирование в пространстве во время преодоления туристами участков пути разного характера и разной трудности. В этих условиях, например на скалах, турист должен определить сложность пути, зрительно представить окружающие объекты рельефа местности, рассчитать возможности их использования, мысленно определить, в каком положении окажется тело при движении, какие точки опоры можно использовать.

Ориентирование включает в себя целый ряд психических процессов, связанных с мышлением, чувством уверенности или страха, с активными действиями, предположениями, представлениями. Туристы, у которых недостаточно развито чувство ориентирования, как правило, часто ошибаются в выборе простого и безопасного пути.

Чувство положения тела связано с чувством ориентирования. В практике туризма встречаются технически сложные участки пути, когда тело принимает необычное положение. При преодолении скального рельефа можно оказаться в положении лежа, сидя, в наклоне, в висах, упорах и даже вниз головой. Эти положения часто оказываются исходными для перемещения тела в разных направлениях активными последующими действиями, при которых положение тела тоже меняется. Чувство положения тела в разных сложных условиях с применением технико-тактических действий надо тренировать. Для этого, прежде всего, используются гимнастические снаряды с упражнениями на изменение положения тела, упражнения на брусьях, вертикальной и горизонтальной лестницах, на кольцах, шведской лестнице, перекладине и др.

Чувство свободы движений. Одно из отличительных черт мастерства туриста - умение излишне не напрягаться, при длительных действиях в сложных условиях держаться свободно и непринужденно. Свобода движений, прежде всего, зависит от умения туриста расслабляться после моментов напряжения. Скованность всегда приводит к неточности движений, быстрой утомляемости и разрушению навыков. Основой для развития чувства свободы движений является овладение координацией и правильными техническими действиями. Каждому туристу следует научиться контролировать свои движения, чередовать напряжение и расслабление отдельных групп мышц.

Внимание - это направленность или сосредоточенность на одном или нескольких объектах. Наиболее важные свойства внимания - интенсивность и устойчивость. Турист во время передвижения по любому рельефу должен быть предельно внимателен. Потеря внимательности может привести к несчастному случаю. Без обостренного внимания трудно воспринимать и перерабатывать информацию, продуктивно мыслить и контролировать свою деятельность. Поддержание высокого уровня внимания требует большого расхода физической и нервной энергии. При утомлении организма внимание снижается вследствие охранительного торможения. Устойчивость внимания определяется тем, что направленность психической деятельности не переключается на объекты, отвлекающие от решения основной задачи. Туристу весьма трудно сосредоточить внимание на каком-нибудь одном факторе, так как если не множество, то хотя бы несколько факторов, связанных друг с другом, действуют одновременно и выделить для сосредоточения внимания только один невозможно. Например, при одновременном движении с партнером по сложному рельефу надо очень внимательно следить за своими техническими действиями, проявлять осторожность, чтобы не сбрасывать камни на идущего ниже, предвидеть ситуацию, обеспечивать самостраховку и быть готовым страховать товарища. В отдельных случаях, возможно сосредоточить внимание на двух или трех объектах. При страховке партнера, например, когда тот преодолевает сложный участок пути при попеременном движении, необходимо сосредоточить внимание на его действиях и своей страховке. Следует отметить, что все упражнения для развития скорости реакции одновременно улучшают внимание туриста, так как требуют распределения внимания на двух практически почти одновременных моментах: появление раздражителя и ответного действия. В практике туризма приходится постоянно переключать внимание, чтобы реагировать на изменение обстановки.

Технико-тактическое мышление - процесс обобщенного отражения действительности - протекает в сложной форме и характеризуется тесной связью с восприятиями и представлениями. Необходимым условием развития технико-тактического мышления являются наблюдательность, зрительная память, воображение. Мышление туриста развивается главным образом в процессе технической и тактической подготовки в условиях учебно-тренировочных занятий и походов.

Немаловажное значение в психологической подготовке туриста является развитие волевых качеств, в различных их проявлениях.

Воспитание волевых качеств туристов осуществляется в процессе предпоходных тренировок и в походных условиях. Преодоление препятствий, считал А.Ц. Пуни, - необходимый фактор проявления и развития воли. К основным волевым качествам, которые необходимы туристам, относятся: целеустремленность, смелость, решительность, настойчивость, инициативность, выдержка и терпение.

Целеустремленность - главное волевое свойство, определяющее направление и уровень развития личности. В воспитании целеустремленности необходимо ставить перед туристами доступные цели и добиваться их достижения. В спортивном туризме такой целью может быть успешное проведение туристского похода в заранее выб­ранном районе или успешное выступление в соревнованиях по туристскому многоборью. И то, и другое должно сопровождаться повышением спортивного мастерства.

Смелость - умение противостоять страху и действовать в опасных ситуациях с опре­деленным обеспечением безопасности. Многие технические приемы в туризме, относящиеся к преодолению естественных препятствий, требуют смелости и воспитывают ее в процессе их выполнения.

Решительность - умение достаточно быстро и обоснованно принимать решения и приступать к их осуществлению в условиях многовариантности и неоднозначности последствий того или иного решения. Особенно часто требуется проявлять решительность руководителю туристской группы при выборе вариантов пути.

Настойчивость - умение постоянно стремиться к достижению цели, несмотря на определенные трудности и неудачи. Настойчивость туристов проявляется в регулярных занятиях туризмом в любых условиях внешней среды.

Инициативность - умение по собственному почину предпринимать определенные действия, направленные на решение частных и общих проблем. Особенно важна инициативность в решении задач обеспечения безопасности и других ситуационных задач в туризме.

Выдержка - умение не спешить с действиями, выводами, проявлениями чувств, мешающими осуществлению принятого решения; не поддаваться влиянию лиц, проявля­ющих неуверенность, малодушие, трусость, и т.п. В туризме осуществление даже неверного решения в выборе пути часто предпочтительнее изменению решения в поисках верного варианта пути, если это не связано с безопасностью.

Терпение - умение в тяжелых условиях противостоять утомлению, отрицательным эмоциям, определенное время выдерживать сравнительно высокие нагрузки, используя дополнительные волевые усилия. В туризме тяжелый рюкзак и многие километры пути - основные испытания, также, как у стайера -марафонская дистанция.

Практической основой методики волевой подготовки служат следующие факторы:

- регулярная обязательная реализация тренировочной программы;

- системное введение дополнительных трудностей;

- последовательное усиление функций самовоспитания.

В целом психологическая подготовка туриста основана на решении разнообразных психологических задач, теоретических и практических, в специально созданных и естественных ситуациях, реально существующих в спортивном туризме.

Вопросы для самоконтроля и размышления над прочитанным материалом

1. Дайте определение понятию «психологическая подготовка»?

2. Обозначьте целевую направленность психологической подготовки в спортивной деятельности?

3. Назовите основные принципы психологической подготовки?

4. Какие выделяют средства и методы психологической подготовки по сфере воздействия на личность спортсмена?

5. Каковы основные виды психологической подготовки в туризме?

6. Обозначьте наиболее важные психические процессы и качества спортсмена, оказывающие существенное влияние на результат туристской деятельности?

7. Назовите основные волевые качества спортсмена туриста?

8. Какие факторы положены в основу методики волевой подготовки в туризме?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: