Физическая рекреация как наука и учебный предмет

Несмотря на то, что физическая рекреация имеет глубокую предысторию, внимание ученых она привлекла лишь в 50-х гг. XX века. С этого времени она постепенно становится предметом исследований таких научных дисциплин, как история, социология, психология, педагогика, биология, экология, экономическая география и др. С позиций этих наук предпринимаются попытки дать ей соответствующее определение. Очевидно, что теория физической рекреации должна быть сформирована на стыке различных научных дисциплин, поскольку она призвана исследовать двигательную деятельность в свободное время с учетом интересов, потребностей, мотивов человека и того, что он живет и действует в социуме. Кроме того, физическая рекреация является одним из видов физической культуры, методологическую и теоретическую основу которой, по мнению Л.П. Матвеева (1983, 1984, 1991), составляет комплекс разнообразных современных научных дисциплин, изучающих человека в целом и его деятельность. Адаптируя взгляд Л.П. Матвеева в целом на основы физической культуры, Ю.Е. Рыжкин предложил свои представления об источниках знаний о физической рекреации.

Физическая рекреация, согласно В.М.Выдрину с сотрудниками (1983-1991), представляет собой органическую часть физической культуры, нерегламентированную двигательную активность, которая направлена, в конечном счете, на оптимизацию физического состояния человека, нормализацию функционирования его организма в конкретных условиях жизни. Он отмечает, что формирование этого состояния обеспечивается специализированной двигательной деятельностью за счет: 1) удовлетворения физиологических потребностей в движении; 2) активизации функций организма с помощью движений; 3) профилактики неблагоприятных воздействий на организм человека; 4) компенсации сниженных или временно утраченных функций организма; 5) удовлетворения потребности в развлечении, удовольствии, наслаждении; 6) переключения с одного вида деятельности на другой вид.

Направленность физической рекреации на компенсацию сниженных или временно утраченных функций организма совпадает с аналогичной функцией двигательная реабилитация (Е.П. Ильин, 1987; С.П. Евсеев и др., 1996; Ю.Ф. Курамшин и др., 1999, 2003). Однако это совпадение носит скорее семантический характер, поскольку в случае с физической рекреацией речь идет о функциональной компенсации после перенапряжений, переутомления, перетренировки человека, а применительно к двигательной реабилитации нужно, очевидно, говорить о компенсации функций после каких-то увечий, патологий. В связи с этим возникает необходимость выделения специфических признаков каждого вида физической культуры, что весьма важно для решения проблемы их социально направленного использования.

Социальная суть физической рекреации пока недостаточно изучена, а потому, соответствующим образом не обоснована, не обобщен в должной мере и опыт ее использования россиянами. Кроме того, не бесполезно обратиться к европейскому и американскому опыту.

Отметим, что процесс создания теории физической рекреации еще далек от завершения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: