Совершенная и несовершенная конкуренция

В зависимости от степени монополизации и свободы конкуренции: 1)совершенная, 2)несовершенная: монополистическая, олигополия, чистая монополия. Совершенная – ничем не ограниченная, конкуренция складывается в условиях, когда на рынке действует очень большое число мелких фирм, продающих идентичную продукцию, находящаяся с точки зрения конкуренции в равных условиях и конкурирующих ценовыми методами. Черты: очень большое число участников, стандартизированная продукция, носит ценовой характер, входные и выходные барьеры низки, каждая фирма не может повлиять на уровень цен. Несовершенная – ограничиваемая вследствие того, что 1 или несколько субъектов рыночных отношений занимают господствующее положение на рынке и тем самым имеет место неравенство условий конкуренции. Монополистическая – между большим числом продавцов, дифференцированной продукции, каждый из которых занимает положение в отдельном рыночном секторе и уделяет основное внимание неценовой конкуренции. Черты: большое число фирм, дифференциация товара, внимание уделяется неценовой конкуренции, вступить легко, фирмы обладают ограниченной возможностью воздействия на цену. Олигополия – она возникает на отраслевом рынке, когда нём действует относительно небольшое количество продавцов, но не 1 имеющих возможность согласование своей рыночной политики. Черты: относительно малое число фирм на рынке (2-7), продаваемые товары могут быть однородными (стандартизированные), разнородными, в зависимости от того, какой характер имеет продукция (дифференцированная или однородная) большее или меньшее распределение имеет неценовая конкуренция, высокие входные барьеры, в той или иной степени возможен контроль над ценами со стороны олигополистов. Пример? Чистая монополия – означает, что в отрасли есть только 1 продавец, который контролирует объём предложения и цену на товар, не имеющих близких субститутов. Черты: единственный продавец, уникальность продукции (отсутствие хороших или близких заменителей), конкуренция по определению отсутствует, вступление на рынок затруднено или заблокировано, значительный контроль над ценой. Монопсония – рынок, на котором действует только 1 покупатель. Пример? Достичь монопольного предложения нелегко. Поэтому она создаёт высокие входные барьеры: экономия на масштабах производства, дифференциация продукта, потребность в значительном капитале, недоступность каналов сбыта, ограниченность ресурсов, недостаток опыта, высокий уровень используемых технологий, лицензионное (патентное) ограничение. Выходные барьеры: необходимость списания крупных инвестиций, большие затраты по ликвидации или конверсии производства, нежелание испортить свой имидж, чистолюбие менеджеров, противодействие правительства, профсоюзов, клиентов. Виды монополий: 1)естественная, 2)административная (закрытая), 3)экономическая (открытая). Естественная – возникает вследствие объективных причин, она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар удовлетворяет одной или несколькими формами. В её основе особенности технологии производства и обслуживание потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. В таких отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие. Поэтому они занимают монопольное положение на рынке. Пример? Административная – возникает вследствие действия государственных органов, с одной стороны это предоставление отдельными фирмам исключительного права на выполнение определённого рода деятельности, с другой – это организационные структуры для государственных предприятий 1 отрасли. Они выступают на рынке как 1 хозяйствующий субъект и между ними не существует конкуренции. Пример? Экономическая – является наиболее распространённой. Её появление обусловлено экономическими причинами. Она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идёт о предпринимателях, которые смогли завоевать монопольное положение на рынке. К нему идут 2 пути: 1)заключается в успешном развитии предприятия. Увеличении его масштабов путём концентрации капитала, 2)более быстрый – основывается на процессах централизации капитала – добровольное объединение победителей банкротов. Тем или иным путем предприятие достигает масштабов, когда начинает доминировать на рынке. Выделяют 5 форм монополистических объединений: 1)картель – объединение нескольких предприятий 1 сферы производства, участники сохраняют собственность на средства производства и производственный продукт. Производственную и коммерческую самостоятельность, договаривая о доле каждого в общем объёме производства, ценах, рынка сбыта. 2)синдикат – объединение ряда предпринимателей 1 отрасли промышленности. Участники сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на производственный продукт, а значит сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. Сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой. 3)трест – объединение ряда предприятий 1 или нескольких отраслей промышленности. Участники теряют собственность на средства производства. И производственный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, т.е. объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму выложенных средств, собственники отдельных предприятий получают акции, которые дают право принимать участие в управлении и присваивать часть прибыли треста. 4)многоотраслевой концерн – объединение десятков или сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли. Участники теряют собственность на средства производства и производственный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками финансовый контроль. 5)с 1960х годов в США и других странах появились и начали развиваться конгломераты, т.е. монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства. Примеры?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: