Сущность, функции, формы и методы конкуренции

Конкуренция – форма экономических отношений между субъектами рыночного хозяйства, в которой выражается соперничество за наиболее выгодные условия производства, продажи, купли товара. Функции: 1)регулирования – чтобы устоять в борьбе предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель, отсюда факторы производства под влиянием цены направляются в отрасли, где в них существует наибольшая потребность, 2)мотивации – для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно. Предприятие предлагающее лучшую по качеству продукцию или производят её с меньшими затратами получают прибыль, предприятие которое не реагирует на пожелание клиентов и т.п. получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка, 3)распределения – конкуренция включает стимулы более высокой продуктивности и позволяет распределить доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам, 4)контроля – конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначить цену, но в тоже время конкуренция представляет покупателю возможность выбора среди некоторых продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена. Формы конкуренции: 1)в зависимости от участвующих субъектов: продавцов – господствует на рынке покупатель, т.е. на характеризующемся повышением предложения над спросом. Характерна для рыночной экономики; покупателей – господствует на рынке продавца. Превышает спрос над предложением. Характерна для командной экономики, 2)в зависимости от степени конкуренции субъектов: индивидуальная – имеет место, когда конкурентами являются отдельные предприниматели фирмы; групповая – между объединениями предпринимателей, такими как: не коммерческие ассоциации (союзы), синдикаты, финансово – промышленные группы, холдинги и т.д., 3)в зависимости от используемых методов: ценовая – осуществляется путем изменения (как правило снижения) цен на предлагаемые товары и услуги. Существует открытая и скрытая ценовая конкуренция. Открытая – фирмы широко оповещают потребителя о снижении цен на свои товары и услуги (сезонные распродажи и т.д.). скрытая – фирмы выпускают новый товар, с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало; неценовая – основана на улучшении качественных характеристик товара и проведении целенаправленной политики дифференциации продукта. Дифференциация продукта – это индивидуализация продукта, придание ему характеристик, отличающих его от аналогичной продукции других фирм. В результате однотипные товары не являются полностью взаимозаменяемыми (совершенными субститутами не являются), 4)в зависимости от отраслевой принадлежности: а)внутриотраслевая – между предприятиями одной отрасли, производящими аналогичные товары и услуги, которые удовлетворяют одну и туже потребность, но различаются по цене, качеству, ассортименту: предметная – конкурируют фирмы, выпускающие идентичные товары, отличаются качеством изготовления или не отличаются; видовая – конкурируют фирмы, выпускающие товары одного вида, т.е. для одной и той же цели, но различаются каким-то существенно важным параметром, б)межотраслевая – между представителями различных отраслей: по средствам перелива капитала – возникает при смене предприятия профиля своей деятельности; функциональная конкуренция (субститутами) – между продавцами взаимозаменяемых товаров. Конкуренцию можно условно разделить на: 1)добросовестная – методы: повышение качества продукции, снижение цен, реклама, развитие до и после продажного обслуживания, 2)недобросовестная – методы: промышленный шпионаж, подкуп и шантаж, обман потребителя, валютные махинации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: