Занятия индивидуальные и по подгруппам

Детей принимают в дошкольные учреждения с полутора лет. В этом возрасте ребенок нуждается в особом внимании взросло­го. Он еще не способен согласовывать свои действия с действия­ми окружающих; поэтому музыкальные занятия проводятся в ин­дивидуальной форме два раза в неделю, продолжительность за­нятия 5—10 минут.
В 1,5—2 года малыши уже свободно ходят, бегают, начинают овладевать речью, но у них еще нет опыта общения с другими детьми.

Педагог следит за проявлениями каждого ребенка, стремится вызвать у него эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера, сосредоточение на ее звучании, желание подпевать, двигаться.
Особенностью типового занятия в группах раннего воз­раста является слитность всех разделов, объединение различных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально- ритмические движения).
Ребенок слушает музыку и реагирует на ее характер движени­ями, одновременно он может подпевать взрослому без слов, пома­хивая в такт музыке игрушкой.

Репертуар содержит народные песенные и плясовые мелодии, произведения современных композиторов (песни, игры, пляски).

Нужно всегда помнить, что уже в этом возрасте следует разнооб­разить музыкальные впечатления дошкольников. Они должны накапливать опыт слушания и классических произведений, как созданных композиторами специально для детей, так и коротких произведений или небольших фрагментов классической музыки разных времен, близкой детям по эмоционально-образному содер­жанию.

Важно вызвать у ребенка радость общения с музыкой, соот­ветствующие ее характеру эмоциональные проявления, внима­ние, интерес. Повторяемость репертуара помогает этому, так как знакомые мелодии воспринимаются с большим удовольствием. Чтобы усилить эмоциональную реакцию детей, применяется со­поставление контрастных произведений (например, колыбель­ная —-плясовая).

Для формирования устойчивого положительного отношения к музыке в этом возрасте широко используются игровые приемы, игрушки, атрибутика.

Ведущий вид музыкальной деятельности, объедшшощий заня­тие, —восприятие музыки, которое включает простейшие движе­ния, игровые действия детей, подпевание.

Педагог должен поощрять малейшие музыкальные проявления малышей, одобрять их действия, согласующиеся с музыкой, так­тично поправлять ошибки. Большое значение имеют тон общения взрослого с детьми, внимательное, заботливое отношение к ним.

Как уже говорилось, индивидуальные занятия проводятся не только с детьми раннего возраста, но также во всех возрастных группах. Это вызвано, с одной стороны, тем, что дети развивают­ся неодинаково, их музыкальные проявления индивидуальны; с другой стороны, спецификой обучения некоторым видам музы­кальной деятельности, предполагающим контакт с каждым ре­бенком в отдельности (игра на музыкальных инструментах, неко­торые виды музыкально-ритмических движений).

По содержанию индивидуальные занятия бывают преимуще­ственно доминантными. Преобладать может не только один из видов деятельности (чтобы подтянуть ребенка или развить его склонности). Занятие может быть направлено на развитие ка­кой-либо музыкальной способности. В этом случае оно включает различные виды музыкальной деятельности. Например, для совер­шенствования чувства ритма педагог использует не только музыкально-ритмические движения, но и другие виды деятельности де­тей (пение, воспроизведение ритмического рисунка на музыкаль­ных инструментах), которые тоже развивают эту способность.

Если занятие обьединено темой, взятой из жизни, или собстве! шо музыкальной темой, оно носит тематический характер.
В индивидуальных занятиях нуждаются не только отстающие дети, но и опережающие в развитии своих сверстников. Педагог должен помнить: ориентир на «подравнивание» к среднему уров­ню отрицательно сказывается на развитии способных и одарен­ных детей. Усреднение требований снижает и уровень развития всех остальных детей, так как лишает их возможности догнать опережающих сверстников.

Индивидуальные занятия полнее выявляют возможности ре­бят, раскрывают музыкальные способности. Занятия с отстаю­щими детьми позволяют найти причину задержки в развитии. Ча­сто она сокрыта в личностных качествах ребенка — излишняя застенчивость, отсутствие веры в свои силы. Иногда ребенок от­стает в развитии каких-либо навыков в отдельном виде деятель­ности. Доминантные занятия с преобладанием именно этого вида помогут ребенку преодолеть трудности.

Индивидуальные качества некоторых детей порой являются причиной неудач совместной деятельности, например низкий ди­апазон голоса не позволяет им петь чисто в более высоком реги­стре. В таких случаях на индивидуальных доминантных занятиях педагог транспонирует песни в удобный для ребенка диапазон и постепенно расширяет его.
Причиной нечистого интонирования в пении может быть не­развитость одной из музыкальных способностей — звуковысотного слуха. Педагог подбирает специальные музыкально-дидактические игры и упражнения, использует те виды деятельности, с помощью которых эта способность развивается наиболее успеш­но. Игра на звуковысотных музыкальных инструментах помога­ет различить и правильно воспроизвести высоту звуков, обостря­ет слуховое внимание. Совмещая пение и игру на музыкальных инструментах, можно быстрее добиться слуховокалыюй коорди­нации.
Индивидуальные доминантные занятия необходимы при обу­чении игре на музыкальных инструментах (начиная со средней группы). Сведения об инструментах, некоторые способы игры на них, подготовительные упражнения на различение высоты зву­ков даются всей группе детей начиная с младшего возраста.

При обучении игре на музыкальных инструментах педагог должен находиться рядом, так как освоить приемы игры, прокон­тролировать себя без посторонней помощи, самостоятельно ре­бенку еще очень трудно.

Выявив склонности детей к отдельным видам музыкальной деятельности, педагог советует родителям, чему предпочтитель­нее обучать ребенка дополнительно в кружке, студии или музы­кальной школе: хореографии, пению, игре на музыкальных инструментах. С одаренными детьми он проводит особые индивиду­альные занятия, консультирует родителей.

Занятия по подгруппам проводятся в тех же случаях, что и индивидуальные, разновидности их такие же.
В раннем и младшем дошкольном возрасте некоторые дети способны выполнять задания, объединившись в небольшие под­группы, с остальными занятия проводятся индивидуально. По­степенно все дети начинают заниматься по под группам два раза в неделю. Продолжительность типовых занятий в младших груп­пах 10—15 минут.
В более старшем возрасте занятия по подгруппам могут быть доминантными или тематическими, их продолжительность в зависимости от возраста детей 10—20 минут, проводятся они один — три раза в неделю.
Доминантные занятия по подгруппам помогают выявить похо­жие недостатки в музыкальном развитии у нескольких детей. За­нятия по подгруппам облегчают дальнейшее совершенствование умений или способностей в присутствии всех детей группы.

Дошкольников, проявляющих склонности к отдельным видам музыкальной деятельности, тоже объединяют в подгруппы. Это позволяет педагогу уделять больше внимания одаренным детям. На таких занятиях готовят коллективные номера (ансамбли, танцы), чтобы показать их потом остальным детям на празднич­ном утреннике.
Обучать игре на музыкальных инструментах также можно в подгруппах. Когда дети овладели первоначальными навыками игры на индивидуальных занятиях, их учат играть в ансамбле, в оркестре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: