Музыка и физкультура

Музыка, сопровождающая физические упражнения, создает определенный эмоциональный настрой, активизирует внимание детей, повышает выразительность движений. Влияя на физиоло­гические процессы детского организма, она увеличивает ампли­туду дыхания, легочную вентиляцию. Поднятие эмоционального тонуса и улучшение работоспособности организма облегчает выполнение движений. Вместе с тем разнообразное музыкальное сопровождение упражнений обогащает музыкальный опыт ребен­ка, содействует воспитанию эмоциональной отзывчивости на музыку, развитию слуховых представлений, чувства ритма.

Физические упражнения под музыку проводятся в детском саду на утренней гимнастике, физкультминутке, физкультурных заня­тиях. Если первые две формы относятся к повседневной жизни детского сада, то физкультурные занятия—основная форма обу­чения физическим упражнениям — не входят в нее. Но независи­мо от этого требования к музыкальному сопровождению едины.

В отличие от занятий по ритмике, где ведущими являются за­дачи музыкального развития ребенка, в данном случае на первый план выступают задачи физического воспитания: охрана и ук­репление здоровья детей, развитие физических качеств, формиро- нание двигательных навыков и т. д. Вместе с тем эффективность физических упражнений под музыку, их значение для полноцен­ного развития детей во многом определяются органической свя- н.ю музыки и движений (на основе общей временной природы). Яркие, динамичные художественные музыкальные произведения, соответствующие характеру и содержанию физических упражне­ний, способствуют физическому совершенствованию ребенка, выработке красивой осанки, правильной координации движений.
Из всех физических упражнений, выполняемых под музыкаль­ное сопровождение, наиболее целесообразны основные движения (ходьба, бег, поскоки), общеразвивающие и строевые упражне­ния, а также подвижные игры типа «Воробышки и кот», «Лошад­ки», «Ловишки» и т. д. Также и разучивание упражнения с мячом (отбивание и ведение) более успешно проходит под задорную, энергичную польку.

Каждый вид физических упражнений требует тщательного подбора музыкальных произведений. Например, ходьба в различ- I тых построениях и перестроениях обыч! ю проводится под марше­вую музыку бодрого, четкого, иногда стремительного характе­ра. Однако физическую нагрузку рекомендуется чередовать с медленной ходьбой, для музыкального сопровождения которой берут не только спокойного характера марш, но также вальс и гавот. Кстати, эти произведения могут быть использованы и при разучивании ходьбы широким шагом или с выпадами. Аналогич­но подбирают музыкальное сопровождение к бегу, поскокам. Бег грациозный, мягкий, «стелющийся» требует музыки такого же характера, например вальса, а «острый», «мелкий», с выбрасы­ванием ног—стремительного, задорного галопа или польки.

Прыжки-поскоки тоже бывают и быстрыми, и широкими, за­медленными. В первом случае подходит динамичная, легкая му­зыка, желательно с подчеркнутой сильной долей такта, во вто­ром — плавная.
Общеразвивающие упражнения разделяют обычно на две ос­новные группы: без предметов и с предметами. Существует класси­фикация по анатомическому признаку: для верхних конечностей и плечевого пояса, нижних конечностей, брюшного пресса и т. д. По характеру их также можно разбить на несколько основных групп и соответственно выделить виды музыкального сопровождения.

Первая группа объединяет упражнения с движения­ми плавными, с большой амплитудой, круговыми, маховыми, «мельница». К этой группе можно отнести упражнения с обруча­ми, шарфами, лентами и др. Их основное музыкальное сопровож­дение— вальс умеренного темпа (или медленный) и спокойного характера.
Вторую группу составляют упражнения четкого, ди­намичного характера -— это наклоны вперед и в сторону, взмахи руками и ногами, выпады, передвижение шагами, поскоками, а также упражнения с палкой. Музыкальным сопровождением мо­жет служить умеренного темпа бодрый марш или жизнерадост­ный гавот.
Третья группа включает упражнения с четкими, энер­гичными, с короткой амплитудой движениями: сгибание и разги­бание ног и рук, повороты ладоней, вращение руками, пружиня­щие приседания, быстрые шаги, поскоки, наклоны. Обычно к этой группе относятся упражнения со скакалкой (вращения вперед и назад), построенные из разнообразных прыжков. Музыкальное сопровождение отличается быстрым темпом и большой динамич­ностью, преимущественно звучит полька.

Музыкальное сопровождение применяется в зависимости от этапа разучивания физических упражнений. При ознакомлении с движением, его показе музыка облегчает восприятие. Разучива­ние сложных элементов упражнения проводится без музыки, так как она не способствует сознательному управлению двигатель­ным навыком. Когда упражнение освоено, его вновь проводят с музыкальным сопровождением, чтобы придать ему большую вы­разительность. Те физические упражнения, которые требуют ин­дивидуального темпа выполнения, силового напряжения (прыж­ки в длину, в высоту, лазанье и т. д.), не следует проводить под музыку.
Исполнение музыкальных произведений всегда должно быть художественным, главное — не допускать искажения замысла композитора. Так, нельзя менять темп произведения, произволь­но акцентировать сильные доли такта, повторять музыкальные фразы, вводить паузы и т. д. Все эти «вольности» нарушают цело­стность произведения, его характер и содержание, снижают ху­дожественные качества. Грамзапись можно применять, если пе­дагог умело пользуется техникой и придерживается нормального хода работы с детьми без лишних пауз и суеты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: