Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраст
Одним из центральных понятий в нашей работе является понятие творчества, которое раскрывается в контексте способностей.
В современной психологической науке не существует однозначной интерпретации понятия «творчество». Все определения понятия «творчество» были условно разделены на четыре группы, каждая из которых отражает специфику подхода к пониманию творческой деятельности:
1. Творчество – это высшее проявление активности человеческой деятельности.
2. Творчество – это целенаправленная преобразующая деятельность по разрешению противоречий.
3. Творчество – это способ самоутверждения, самовыражения, самореализации.
4. Творчество – это целенаправленная деятельность по созиданию новых, общественно значимых ценностей.
Творчество понимается как специфический вид продуктивной неадаптивной активности, приводящей к созданию нового за счет преобразования прошлого опыта субъекта.
По мнению Гилфорда Дж. способность к творчеству – многомерна и включает в себя способность рисковать, дивергентное мышление, гибкость мышления, быстроту мышления, богатое воображение, восприятие неоднозначных вещей, высокие эстетические ценности, развитая интуиции.Гилфорд выделил 4 основных параметра креативности:1) оригинальность – способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;
2) семантическая гибкость – способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования;
3) образная адаптивная гибкость – способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;
4) семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации.(42)
Л.Б. Ермолаева-Томина, обобщая опыт зарубежных исследователей творчества, определяет творчество как совокупность разнообразных способностей, каждая их которых может быть представлена в той или иной степени у той или иной индивидуальности, и выделяет следующие ее признаки:
1) открытость опыту – чувствительность к новым проблемам;
2) широта категоризации – отдаленность ассоциаций, широта ассоциативного ряда;
3) беглость мышления – способность переходить достаточно быстро от одной категории к другой, от одного способа решения к другому;
4) оригинальность мышления – самостоятельность, необычность, остроумность решения.
В многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных психологов отмечается, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для творческого развития. Исследуя психические новообразования дошкольного возраста, Е.Е.Кравцова заключает:
«Творческие способности являются скорее особенностью психического развития детей дошкольного возраста, нежели их индивидуальной характеристикой».
В.Н. Дружинин следующим образом описывает фазы творческого развития:
1. Дошкольный возраст (3–5 лет): развитие репродуктивных творческих способностей, неспециализированной по отношению к определенной области человеческой жизнедеятельности.
2. Подростковый и юношеский возраст (13 – 20 лет): формируется "специализированная" креативность: способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности, как ее "обратная сторона", дополнение и альтернатива.
Большинство исследователей связывают развитие творческих способностей в дошкольном детстве с появлением символов, развитием способности замещения (Н.Е. Веракса, Ю.Дери; О.М.Дьяченко, Е.С. Ермакова, Н.Н Поддьяков, И.В. Смолярчук, И.С. Якиманская и др.). Замещение формируется в различных видах деятельности ребенка – игре, конструировании, рисовании и др.(20)
Н.Е. Веракса, исследуя творческое мышление дошкольников замечает, что постановка ребенка в проблемную ситуацию еще не гарантирует развитие мышления. Она может вести к отказу от познавательной активности и пассивному ожиданию помощи от взрослого. Исследователь рассматривает средства творческого мышления дошкольников – действия объединения и опосредования. По мнению Н.Е. Вераксы эти действия составляют основу формирования диалектического мышления основы творчества, способности к преобразованию.
Другой аспект проблемы творческого развития в дошкольном детстве выявляется авторами исследований творческого воображения дошкольников. Воображение в качестве основного новообразования дошкольного возраста рассматривает В.В.Давыдов. Автор отмечает, что основную роль в развитии воображения и творческого характера деятельности у дошкольников выполняет игра.
Как основное новообразование дошкольного периода развитие воображения выступает также в исследовании Е.Е.Кравцовой. Автор выдвигает предположение о том, что психологический механизм творчества в дошкольном возрасте заключается в формировании воображения детей и рассматривает развитие воображения дошкольников в игровой, художественной, музыкальной, конструктивной деятельности.
Многочисленные исследования отечественных и зарубежных психологов и педагогов рассматривают основные механизмы становления творческого мышления и воображения дошкольников, обращают внимание на специфику дошкольной творческой одаренности. В центре большинства из этих исследований находятся такие виды творчества, как изобразительная и музыкальная способность.(23)
Т. Комарова указывает на становление и развитие в данный возрастной период таких базовых для творческой деятельности психических качеств, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к художественной деятельности. Эмоциональное отношение, к художественной деятельности - это важнейший фактор формирования у детей художественно-творческих способностей и эстетического воспитания вообще. Эмоциональное положительное отношение - основа любой деятельности, тем более художественно-речевой, музыкальной, игровой - обеспечивается удовлетворением в деятельности тех или иных потребностей ребенка. Одна из наиболее актуальных - интеллектуальная (стремление научиться самому что-то создавать, исполнять, делать). Другая - коммуникативная: потребность содержательного общения со сверстниками и взрослыми. Значимо для дошкольника и потребность в самоутверждении, реализуемая при успешной деятельности.
Учитывая все сказанное выше, можно выделить наиболее значимые задачи, стоящие перед педагогом:
Увлечь искусством, сформировать потребность общения с ним, так как вне этого увлечения не может происходить подлинного общения с искусством.
Художественное развитие
Дать общее понимание сути, содержания искусства. Познакомить с «языком» музыкального искусства, с его образным строем, через который композитор выражает, а зритель воспринимает содержание произведения.
Приобщить к музыкальному искусству, а также темам (жанрам), к которым обращается композитор.
Развить творческие способности ребенка, которые необходимы и при созидании произведения искусства и при его восприятии.
Нам представляется, что решение этих задач связано с особой организацией занятий и с необходимостью:
специального подбора музыкального репертуара и методов работы с ним;
использования на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной деятельности;
«включения» в занятие синтеза искусств, прежде всего изобразительного искусства и художественного слова.
Таким образом, старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для творческого развития.
30. Функции музыкального руководителя.
Функции музыкального руководителя и воспитателя могут быть рассмотрены в опоре на общепедагогические функции. Педагог, ученый А.И. Щербаков называет восемь функций: информационную, развивающую, мобилизационную, ориентационную, конструктивную, организаторскую, коммуникативную, исследовательскую, разделяя их па две группы. Первые четыре функции педагогические, остальные общетрудовые (относятся к любым видам квалифицированного труда). Выполняя педагогические функции, учитель передает ученикам знания, развивает их способности, мобилизует внимание, формирует систему ценностных ориентаций. Общетрудовые функции направлены на создание материальных и дидактических условий для творческого решения педагогических задач.
Чтобы успешно выполнять информационную функцию, педагог должен иметь глубокие знания своего предмета, уметь преподнести их детям, обладать культурой речи.
В деятельности музыкального руководителя содержание этой функции специфично. Музыкальную информацию педагог передает, прежде всего исполняя музыкальные произведения. Слушатель воспринимает музыку, созданную композитором, только через исполнителя. Поэтому исполнение музыкальных произведений для детей — основное умение педагога —должно быть профессиональным, ярким. Грамзапись не всегда способна полностью заменить живое звучание инструмента.
Развивающая функция. В деятельности музыкального руководителя эта функция предполагает обогащение детей музыкальными впечатлениями, развитие их музыкальных способностей, творчества. Для ее выполнения необходимо знать диагностику музыкальных способностей детей, проблемные методы обучения, уметь применять их с учетом возраста детей, индивидуальных качеств личности.
Создание проблемных ситуаций, побуждающих детей к активному проявлению (сравнивать, обобщать, придумывать варианты), стимулирует их творческую самостоятельную деятельность. Исполняя произведения с различной степенью контрастности, педагог предлагает ребятам сравнить их, высказать свое отношение, «порассуждать» о музыке. Музыкальный руководитель должен владеть творческими умениями в различных видах музыкальной деятельности (показать несколько вариантов танцевальных движений, песенных импровизаций, сочинить попевки на музыкальных инструментах).
Мобилизационная функция. Музыкальный руководитель должен быть сам увлечен музыкой, которую он исполняет, о которой рассказывает. Педагог должен знать разнообразный репертуар, уметь отбирать яркие фрагменты музыкальных произведений, доступные детям по содержанию и продолжительности, находить интересные для сравнения музыкальные пьесы (или их фрагменты), создавая проблемную ситуацию уже при восприятии музыки. Важно, чтобы музыкальный руководитель умел выразительно, ярко исполнять произведения, образно пояснять их, использовать игровые методические приемы, творческие задания, разнообразные увлекательные формы организации музыкальной деятельности — варианты построения занятий и разные их виды, досуги, развлечения. Педагог должен уметь гибко переключать внимание детей (смена музыкальной деятельности, применение игрового приема, увлекательные сведения о музыке и т. д.), учитывая их реакции. Важную владеть индивидуально-дифференцированным подходом, учитывать качества личности, уровень развития способностей, интересы детей. Для этого на музыкальных занятиях следует предлагать задания различной степени трудности, проводить индивидуальные занятия и занятия по подгруппам. Для выполнения мобилизационной функции музыкальному руководителю необходимы такие качества личности, как артистизм, изобретательность, находчивость, способность к творчеству.
Ориентационная функция. Музыкальный руководитель должен обладать высокой культурой, эрудицией, уметь передать воспитанникам свою увлеченность музыкой, сформировать в них начала музыкального вкуса и музыкальной культуры. Дети под руководством педагога накапливают разнообразные музыкальные впечатления, воспитываются па высокохудожественных образцах музыкального искусства, воспринимают «интонационный словарь» разных эпох и стилей, слушают музыку в профессиональном исполнении (на фортепиано или в грамзаписи). Получить полноценные музыкальные впечатления дошкольники могут лишь в том случае, если музыкальный руководитель хорошо знает репертуар, умеет отобрать музыкальные произведения (или их фрагменты), доступные детям по эмоционально-образному содержанию, увлекательно преподнести их (ярко исполнить и пояснить, применить приемы контрастных сопоставлений разных видов, проблемные задания и т. д.).