Радикальный конструктивизм в эпистемологии

Направление – радикальный конструктивизм (70-е гг.). Создатель – Эрнст фон Глазерфельд. 1978 г. – вводится термин РК. Стремятся максимально подчеркнуть активность организма и человека, который конструирует мир, в котором живет. РК - начиная с 80-х. Уже не проблема обоснования знания, а исследование самого процесса создания конструкций, которые оказываются последней реальностью.

Основные идеи:

1. Познание = активный процесс конструктивной деятельности субъекта. (Это не репрезентация! Как мы познаем определяет, что мы познаем). Мы можем познать лишь то, что сами сделали.

2. Познание имеет адаптивное значение (чтобы приспособиться и выжить).

3. Познание служит организации внутр. мира субъекта, а не задачам описания объект. реальности. (Не описать реальность, а произвести «адаптивные» способы поведения). Это не означает, что любую конструкцию может создать произвольно: нужна конструкция, которая не уничтожается сопротивляемостью мира, жизнеспособна, функционирует.

4. Наука должна служить практическим целям.

З. Шмидт: «Если идея познаваемости абсолютной действительности теряет свой смысл, стремление к абсолютному познанию истины не может служить легитимацией научной деятельности. Скорее любая исследовательская деятельность… должна доказывать свою полезность».

Равновесие (критерий «когерентной истинности»): «конструктивисты довольны тогда, когда ученым ничего не надо делать».

Есть только та действительность, которую мы сконструировали сами.

Эрнст фон Глазерсфельд: «РК является попыткой построения теории знания, которая не выдвигает онтологических притязаний, а поэтому не исходит из предпосылки о реальности, независимой от познающего субъекта».

· знание не обретается пассивным образом, оно активно конструируется познающим субъектом;

· функция познания носит адаптивный характер и служит для организации опытного мира, а не для открытия онтологической реальности.

Невозможность познания объективного мира (установлено еще досократиками). Даже если бы человек познал мир таким, каков он есть, то он никогда не узнал бы об этом. («Ко всему, что рассматривается через аппарат познания, нет иного доступа, как через данные аппарат познания» - т.е. мы лишены возможности сравнить картину мира, которую создаем, с реальностью, независимой от наших переживаний). Бессмысленно даже говорить о «приближении» к реальности: «если нет доступа к реальности, к которой хотелось бы приблизиться, то нельзя измерить и расстояние до нее». ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ СТРОИТСЯ НА ОСНОВЕ СУБЪЕКТИВНОГО ОПЫТА. (ребенок учит слова, изменяя их субъективное значение до тех пор, пока они не «сравняются» со значением слов у взрослых. Но не совпадут!) Если это так, то язык не сообщает, а ориентирует, ведет в желаемом направлении понятийные конструкции слушателей. «Но с помощью слов никак невозможно им предписать, чтобы они думали так, как нам хотелось бы».

На основе нашего опыта конструируются вещи, которые затем рассматриваются как знание. Знание строится каждым отдельным человек (от Пиаже). Связано с биолог. приспособлением не прямо, а через понятие равновесия. Разум возникает как рез-т саморегулирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: