Постмодернистская трактовка науки и научного познания

Термин (появился еще в 60-х гг.) описывает нов. культурную ситуацию «постсовременности».

позиция по отношению к культуре:

1) принципиальная неангажированность никакой идеологией, декларируемое отсутствие единой позиции,

2) делание привычного необычным за счет изъятия из привычного контекста («остранение» - В.Шкловский, от слова «странный»),

3) культура как игра (прежде всего, стилистическая игра смыслами и интерпретациями),

4) художник – не творец, а интерпретатор, он «играет» уже созданным, «проговоренность» всех смыслов и идей и др. Цитата и комментарий.

5) абсолютная исчерпанность рационализма и рац. онтологии,

6) множественность истин.

Мир нельзя рационально описать и познать, существует «ГЛУБИННОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ВЕЩЕЙ» этому. «События всегда опережают теорию». За стирание границ между науками, искусством, религией, философией и т.п.

Каждый читает текст (=мир) по-своему. Асистемность, вариативность, плюрализм интерпретаций и подходов.

Ключевое понятие П. – деконструкция (Деррида и др.) = процесс разложения, расслоения структур, «остранение» от предмета, отказ от привычных подходов, критическое преобразование (напр., деконструкция традиционной философии).

П – это изменение правил игры в науке, лит-ре и иск-ве. «Упрощая до крайности, мы считаем постмодерном недоверие в отношении метарассказов» (т.е. недоверие к идеологиям, мировоззренческим системам и т.п.) Распадение истории на множество «историй». ЛЮБАЯ мировоззренческая система содержит в себе тоталитарный заряд, т.к. претендует на всеобщность.

Постмодернистская наука как поиск нестабильности (каждый новый аргумент – необходимость создания новых правил игры, в том числе и языковых). Именно современная наука с ее неопределенностью, неполнотой, неверифицируемостью, катастрофичностью, парадоксальностью – как раз и стала «катализатором» недоверия в метарассказы.

В совр. усл-х, когда точки роста нового знания возникают на стыках наук, любые формы регламентации отторгаются.

Соврем. наука характеризуется как антимодель стабильной системы. Это открытая система, связанная с открытым обществом и открытой культурой.

Воображение, новые идеи, разногласия, «облака» языковой материи, преобладание локального, «маленького» рассказа над «большим» метаповествованием — признаки совр. ситуации. Целью явл. стремление к непознанному в науке. Этой целью и определяется плюрализм науч. иссл. программ, свойственный мозаичной постмодернистской науке. На 1-й план – изобретение правил новых языковых игр.

Бодрияр: «исчезновение социального», т.е. исчезновение универсальной среды, опосредовавшей отношение человека к культуре в прошлом (общие нормы, представления и т.п.). Если раньше культурное событие переживалось интерсубъективно (в общении), то сейчас никакого опосредования не нужно, культурное событие происходит на экране ТВ или РС и т.п.

Исчезновение скрепляющих общество норм. Атомизация общества и фрагментирование субъекта. Человек = tabula rasa, на которую масс медиа наносят любую информацию. СИМУЛЯКР (копия предмета, которого не было). Ввёл понятие гиперреальность как развитие марксистского понятия надстройка. Основа гиперреальности — симуляция. Единицами гиперреальности являются симулякры.

Современность = эра гиперреальности, когда надстройка определяет базис, труд не производит, а социализирует, представительные органы власти никого не представляют. Современную эпоху характеризует чувство утраты реальности. Последним бастионом реальности становится смерть («смерть, пожалуй, единственное, что не имеет потребительной стоимости»). На смерти основана любая власть и экономика. Но в этом случае смерть выступает не сама по себе, а как фантазм (представление). В искусстве и науке Б. видит критическую и терапевтическую функции по возвращению реальности.

Деррида: мир м.б. рассмотрен как бесконечный текст. Сознание личности=сумма текстов, которая вступает во взаимодействие с др. текстами, образующими культуру. «Ничто не сущ. вне текста» (напр., традиция – это цитирование и т.п.) Т.к. текст имеет множество значений, то и мир м.б. проинтерпретирован как угодно = ДЕЦЕНТРАЦИЯ (нет центрального смысла, доминантных ценностей, абсолютной истины). Поэтому история лишена всякого смысла и направления.

ДЕКОНСТРУКЦИЯ – метод текстологического исследования, заключающийся в выявлении внутренней противоречивости текста, в обнаружении в нем скрытых и незамечаемых «остаточных смыслов», «следов следов», закрепленных в языке в форме неосознаваемых мыслительных стереотипов; утверждает неизбежность многосмысленности и бесконечности интерпретативного процесса.

Согласно Делёзу, вся традиционная философия устроена по принципу корневища и стебля («вертикальный» образ и представление о теле), т.е. присутствует глубинное измерение — смысл («копнуть поглубже»). Ризома — это то, что никогда не растет вертикально. Это поверхность, только кожа, чистый эпидермический плащ без внутреннего содержания. В отличие от классической «корневой» модели, которую критиковал Делёз, ризома развивается исключительно в горизонтальном направлении. Она не дает корней. Или дает корни, но произвольно и не связано с вертикальной структурой, где наличествует корень и стебель.

Постмодернистская ситуация включает в свою орбиту не только худ. культуру, но и науку. Филос. осмысление достижений квантовой физики, термодинамики, информатики, теории игр, теории катастроф привело к выводу об изменении типа рациональности.

Акад. В.С. Степин предложил:

1. классическая рациональность (осн. критерии науч. позн-я таковы, что они сосредоточивают внимание исследователя исключительно на характеристиках объекта, не принимая во внимание субъекта познания).

2. неклассическая рациональность (учитывает отнесенность характеристик объекта к средствам и операциям, используемым в процессе исследования).

3. постнеклассическая рациональность (соотносит знания об объекте не только со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: