Период после 2 мировой ойны

Вторая мировая война дала несколько выдающихся романов о военной жизни, в т.ч. романы Обнаженные и мертвые (1948) Н.Мейлера и Отныне и вовек (1951) Дж.Джонса. В Поправке-22 (1961) Дж.Хеллера страстные обличения органично сочетаются с изображением неотразимо смешных нелепостей казарменного быта.

4) С 50г Современные авторы часто обращаются к жизни интеллигенции в городской и университетской среде. + Депрессия Над пропастью во ржи (1951) Дж.Д.Сэлинджера, создавшего тип «городского Гека Финна», – модель новейшего романа, блистательное глубокое исследование ограниченной области жизненного опыта. Рассказы о семействе Глассов тоже свидетельствуют о тонком восприятии Сэлинджером оттенков разговорного языка. Романы Д.Апдайка Кролик, беги (1960), Кентавр (1963), Ферма (1965), Бех: Книга (1970), Удача (1971) и С (1988) – образцы отточенного искусного стиля.

Проза ряда авторов представляет собой эксцентричную смесь сатиры, «черного» юмора и фантастики. К их числу относятся Дж.Парди, Д.Бартелм, Т.Пинчон (V, 1963; Радуга тяготения, 1973) и Курт Воннегут – рассказы Добро пожаловать в обезьяний вольер (1968), романы Бойня №5 (1969) и Балаган (1976).

Вопрос 53. «МАССОВАЯ КУЛЬТУРА»
«Массовая культура» США показала себя весьма искусной в осуществлении своей охранительной функции по отношению к устоям буржуазного общества, в стремлении ослабить протест против социальной несправедливости и создать настроения эскапизма, ухода от действительности погружения в мечту, в иллюзорный, фальсифицированный мир. Эти задачи «массовая культура» выполняла и выполняет отнюдь не прямолинейно. Она делает это изощренно, учитывая веяния времени. Однако идейный ее субстрат всегда неизменен. Суть его выражается триадой: основы американской социально-экономической системы функционируют «правильно», они незыблемы, «американская система» способна всегда справиться и справляется со своими недугами.
«Массовая культура» получила мощный толчок в годы маккартизма. Ее творцы и представители настойчиво внушали американцам, что у них есть «все»: автомобиль, туризм, профессиональный спорт, развлекательная музыка, наконец, самое последнее новшество — телевизор, и, стало быть, они должны быть довольны. Все это отразилось в американской литературе разных периодов. Миллионными тиражами издавались книги Г. Вука — «военного романиста», прославлявшего внешнюю политику США. Однако зачастую такая политика вызывала протест. С середины 50-х и в течение 60-х годов в силу подъема демократического движения «массовая культура» в значительной мере утратила свою привлекательность в глазах американцев. Приспосабливаясь к новой ситуации, она овладевала стилем и художественными приемами контркультуры. Намеренно ставя рядом серьезное и несерьезное, критическое и развлекательное, «массовая культура» превращала конфронтацию с истэблишментом в развлечение, фарс, штамп. На рубеже 60—70-х годов и в 70-е годы стали нарастать консервативные настроения в высших эшелонах власти и в среде обывателей, был усилен нажим не только на леворадикальные группировки, но и на либералов. В этой связи правящими кругами были предприняты энергичные меры, призванные затруднить духовные контакты между рабочей средой и демократической интеллигенцией. Этот маневр поддержала «массовая культура». Теперь героем является простой рабочий, который шлет проклятия в адрес либералов, хиппи, черных, атеистов — всех тех, кто стоит за расширение социальных программ. В 7О-х — начале 80-х годов в литературе становится модной тема, в которой «одиночка», обычно мирный человек, берется за выполнение функции «наведения порядка», выступая в роли спасителя общества от бунтарей и смутьянов.
Одновременно «массовая культура» стала разрабатывать линию «примирения» молодого поколения с поколением отцов. Был создан жанр сентиментально-ностальгического романа, с помощью которого старались вернуть американцев к «былым идеалам». В 80-е годы писатели вновь выводят «традиционного» американского героя — предприимчивого и практичного, добродетельного и, главное, награждаемого успехом. По-прежнему во всех изделиях «массовой культуры» фигурирует американский «супермен».
Отражая в примитивном варианте возросшее влияние мистицизма, «массовая культура» наводнила рынок потоком книг и фильмов о колдунах, вампирах, призраках «с того света», о людях (в том числе и детях), одержимых нечистой силой («демонология»). «Массовая культура» обращается и к политическим сюжетам. Она стремится при этом пробудить и утвердить веру в то, что американская общественная система не имеет серьезных изъянов и способна преодолеть любые трудности.
Примечательно отношение «массовой культуры» к агрессивной войне во Вьетнаме. Долгое время, почти десятилетие, «массовая культура» не осмеливалась затрагивать этого сюжета. С начала 80-х годов снова резко возросло число поделок «массовой культуры», настойчиво внушавших американской публике враждебность к странам социализма, страх перед мифической «советской военной угрозой».
Примечательна позиция «массовой культуры» по отношению к негритянскому движению. В конце 60-появились угрюмые черные герои, отвергавшие идеи «расовой гармонии». Но «массовая культура» придала особый колорит этим героям (Чаще всего они изображались склонными к жестокости и садистским проявлениям, например, произведение Тони Моррисон «Любимица»). В то же время появляются образы преуспевающих черных — обладателей шикарных машин, особняков и роскошных женщин. Таким образом, формула «секс и насилие», супергерой и успех повторялась теперь в «черном варианте». Белого американца запугивали образом «воинствующего черного», а черного — соблазняли материальным преуспеванием.
Одна из важных целей, преследуемой «массовой культурой» США путем насыщения ее продукции насилием и глумлением над достоинством,— воспитать людей, воспринимающих бесчеловечность как норму. К тому же это стало после второй мировой войны важной коммерческой отраслью. Насилие помогает завладевать сознанием потребителей «массовой культуры», ослабляя и убивая их стремление глубже вглядеться в окружающий мир, в обостряющиеся социальные проблемы. Все это отражает наличие тенденций упадка в буржуазной культуре, застойного духовного нездоровья общества. Опасность американской «массовой культуры» кроется в ее существе, а также в том, что во второй половине XX в. определенно выявилось стремление правящих кругов США придать ей высокий ранг. Широко используя технические средства, «массовая культура» оказывает все более сильное противодействие демократическим традициям и стремлениям к высоким эстетическим критериям. (вряд ли этот конец стОит озвучивать, учитывая, что Михайлова - американистка)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: