double arrow

Проектирование интерфейса пользователя. Текстовые и графические интерфейсы. Элементы графических интерфейсов пользователя. Преимущества графических интерфейсов

Проектирование вычислительных систем охватывает широкий спектр проектных действий — от проектирования аппаратных средств до проектирования интерфейса пользователя. Организации-разработчики часто занимают специалистов для проектирования аппаратных средств и очень редко для проектирования интерфейсов. Таким образом, специалистам по разработке ПО зачастую приходится проектировать и интерфейс пользователя. Если в больших компаниях в этот процесс вовлекаются специалисты по инженерной психологии, то в небольших компаниях услугами таких специалистов практически не пользуются.

Грамотно спроектированный интерфейс пользователя крайне важен для успешной работы системы. Сложный в применении интерфейс, как минимум, приводит к ошибкам пользователя. Иногда они просто отказываются работать с программной системой, несмотря на ее функциональные возможности. Если информация представляется сбивчиво или непоследовательно, пользователи могут понять не неправильно, в результате чего их последующие действия могут провести к повреждению или даже к сбою в работе системы.

Сейчас почти все пользователи работают на персональных компьютерах. Все современные персональные компьютеры поддерживают графический интерфейс пользователя (graphical user interface — GUI), который подразумевает использование цветного графического экрана с высоким разрешением и позволяет работать с мышью и с клавиатурой.

Хотя текстовые интерфейсы еще достаточно широко применяются, особенно в наследуемых системах, в наше время пользователи предпочитают работать с графическим интерфейсом.

Основные элементы:

Окна Позволяют отображать па экране информацию разного рода
Пиктограммы Представляют различные типы данных. В одних системах пиктограммы представляют файлы, в других — процессы
Меню Ввод команд заменяется выбором команд из меню
Указатели Мышь используется как устройство указания для выбора команд из меню и для выделения отдельных элементов в окне
Графические элементы Могут использоваться совместно с текстовыми

Графические интерфейсы обладают рядом преимуществ.

1. Их относительно просто изучить и использовать. Пользователи, не имеющие опыта работы с компьютером, могут легко и быстро научиться работать с графическим интерфейсом.

2. Каждая программа выполняется в своем окне (экране). Можно переключаться из одной программы в другую, не теряя при этом данные, полученные в ходе выполнения программ.

3. Режим полноэкранного отображения окон дает возможность прямого доступа к любому месту экрана.


Процесс проектирования интерфейса пользователя. Принципы проектирования интерфейсов: учет знаний пользователя, согласованность, минимум неожиданностей, способность к восстановлению, руководство пользователя, учет разнородности пользователей.

Разработчики интерфейсов всегда должны учитывать физические и умственные способности людей, которые будут работать с программным обеспечением. Люди па короткое время могут запомнить весьма ограниченный объем информации и совершают ошибки, если приходится вводить вручную большие объемы данных или работать в напряженных условиях. Физические возможности людей могут существенно различаться, поэтому при проектировании интерфейсов пользователя необходимо постоянно помнить об этом. Основой принципов проектирования интерфейсов пользователя являются человеческие возможности.

Основные принципы проектирования интерфейса:

Учет знаний пользователя В интерфейсе необходимо использовать термины и понятия, взятые из опыта будущих пользователей системы
Согласованность Интерфейс должен быть согласованным в том смысле, что однотипные (но различные) операции должны выполняться одним и тем же способом
Минимум неожиданностей Поведение системы должно быть прогнозируемым
Способность к восстановлению Интерфейс должны иметь средства, позволяющие пользователям восстановить данные после ошибочных действий
Руководство пользователя Интерфейс должен предоставлять необходимую информацию в случае ошибок пользователя и поддерживать средства контекстно-зависимой справки
Учет разнородности пользователей В интерфейсе должны быть средства для удобного взаимодействия с пользователями, имеющими разный уровень квалификации и различные возможности

Взаимодействие с пользователем. Непосредственное манипулирование. Выбор из меню. Командный язык. Естественный язык. Преимущества и недостатки стилей взаимодействия пользователя с системой.

Все виды взаимодействия с пользователем можно разделить на пять стилей:

1. Прямое манипулирование. Пользователь взаимодействует с объектами на экране. Например, для удаления файла пользователь просто перетаскивает его в корзину.

2. Выбор из меню. Пользователь выбирает команду из списка пунктов меню. Очень часто выбранная команда воздействует только на тот объект, который выделен (выбран) на экране. При таком подходе для удаления файла пользователь сначала выбирает файл, а затем команду на удаление.

3. Заполнение форм. Пользователь заполняет поля экранной формы. Некоторые поля могут иметь свое меню (выпадающие меню или списки). В форме могут быть командные кнопки, при щелчке мышью на которых инициируют некоторое действие. Чтобы удалить файл с помощью интерфейса. Основанного па форме, надо ввести в поле формы имя файла и затем щелкнуть на кнопку удаления, присутствующих в форме.

4. Командный язык. Пользователь вводит конкретную команду с параметрами, чтобы указать системе, что она должна дальше делать. Чтобы удалить файл, пользователь вводит команду удаления с именем файла в качестве параметра этой команды.

5. Естественный язык. Пользователь вводит команду па естественном языке. Чтобы удалить файл, пользователь может ввести команду "удалить файл с именем ХХХ".

Стиль взаимодействия Основные преимущества Основные недостатки Примеры приложений
Прямое манипулирование Быстрое и интуитивно понятное взаимодействие. Легок в изучении Сложная реализация. Подходит только там, где есть зрительный образ задачи объектов Видеоигры, системы автоматизированного проектирования
Выбор из меню Сокращение количества ошибок пользователя. Ввод с клавиатуры минимальный Медленный вариант для опытных пользователей. Может быть сложным, если меню состоит из большого количества вложенных пунктов. Системы общего назначения
Заполнение форм Простой ввод данных. Легок в изучении Занимаст пространство на экране Системы управления запасами, финансовые системы
Командный язык Мощный и гибкий Труден в изучении. Сложно предотвратить ошибки ввода Операционные системы, библиотечные системы
Естественный язык Подходит неопытным пользователям. Легко настраивается Трсбует большого ручного набора Системы хранения данных WWW


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: