Ответственность за нарушения Федерального закона

1. Члены избирательных комиссий, комиссий референдума, работники аппаратов избирательных комиссий, комиссий референдума, в том числе работники информационных центров избирательных комиссий субъектов РФ, другие работники, принимающие участие в технологических процессах обработки информации, содержащейся в ГАС «Выборы», и имеющие право доступа к информационным ресурсам ГАС «Выборы», иные лица, неправомерно вмешивающиеся или предпринявшие попытку вмешательства в работу ГАС «Выборы», несут дисциплинарную, административную, уголовную или материальную ответственность в соответствии с федеральными законами.

2. Лица, имеющие право доступа к информационным ресурсам ГАС «Выборы», в том числе к персональным данным, получающие и использующие их, несут ответственность в соответствии с федеральными законами за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации.

3. Решения и действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также решения и действия или бездействие избирательных комиссий, комиссий референдума и их должностных лиц, системных администраторов, повлекшие за собой нарушения прав и законных интересов граждан, могут быть обжалованы в суд.

Финансирование использования, эксплуатации и развития ГАС «Выборы» предусматривается в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законе субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год, нормативном правовом акте органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год. Расходы, связанные с использованием, эксплуатацией и развитием ГАС «Выборы» для информационного обеспечения подготовки и проведения выборов и референдума соответствующего уровня, финансируются за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета. Расходы, связанные с совместным использованием, эксплуатацией и развитием ГАС «Выборы», в том числе содержание системных администраторов, финансируются за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией РФ, и за счет средств бюджета субъекта РФ. Расходы на использование имущества, входящего в состав ГАС «Выборы», и других ресурсов ГАС «Выборы» для решения задач, не связанных с выборами и референдумом, оплачиваются пользователями на основании договоров, заключаемых между Федеральным центром информатизации и пользователями.

§ 3. Ответственность за нарушение законодательства
о выборах депутатов Государственной Думы

Обжалование решений и действий или бездействия, нарушающих избирательные права граждан, осуществляется в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ФЗ № 67 от 12.06.2002 г.

Избирательные комиссии в пределах своей компетенции рассматривают поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушениях Федерального закона, осуществляют проверки по этим обращениям и дают лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, немедленно. Если требуется дополнительная проверка фактов, содержащихся в указанных обращениях, то решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если в обращении указывается на факты нарушения Федерального закона в части, касающейся подготовки и проведения выборов политической партией, выдвинувшей федеральный список кандидатов, то кандидаты, представители этой политической партии, или кандидат должны быть незамедлительно оповещены о поступлении такого обращения. Указанные лица вправе давать объяснения по существу обращения.

В случае нарушения политической партией или кандидатом Федерального закона ЦИК РФ избирательная комиссия субъекта РФ в пределах своей компетенции вправе вынести этой политической партии, кандидату предупреждение, которое доводится до сведения избирателей через средства массовой информации.

Регистрация федерального списка кандидатов аннулируется решением ЦИК РФ на основании решения политической партии об отзыве федерального списка кандидатов, представленного в ЦИК РФ в соответствии со статьей 49 Федерального закона.[18] Регистрация федерального списка кандидатов аннулируется, если число кандидатов, выбывших из этого списка по заявлениям кандидатов об отказе от участия в выборах депутатов Государственной Думы, по решению политической партии об исключении кандидатов из федерального списка кандидатов (за исключением выбытия по вынуждающим обстоятельствам), а также в связи с исключением из федерального списка кандидатов региональных групп кандидатов, превышает 25 % от числа кандидатов в заверенном федеральном списке кандидатов.

Регистрация федерального списка кандидатов аннулируется в случае выбытия из него кандидатов, исключения из него региональных групп кандидатов, в результате которых в указанном списке оказалось менее 80 региональных групп кандидатов.

Если в результате исключения региональных групп кандидатов, их осталось в федеральном списке кандидатов менее 80 и при этом было исключено не более 10 региональных групп кандидатов, то регистрация федерального списка кандидатов аннулируется при условии выбытия из него кандидатов, поэтому в указанном списке окажется менее 75 региональных групп кандидатов.

Регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, аннулируется ЦИК РФ в случае утраты им пассивного избирательного права. Регистрация федерального списка кандидатов аннулируется ЦИК РФ на основании вступившего в законную силу решения суда о приостановлении деятельности политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, либо в случае ее ликвидации.

Решение ЦИК РФ о регистрации федерального списка кандидатов, об отказе в регистрации федерального списка кандидатов может быть отменено Верховным Судом РФ по заявлению ЦИК РФ, политической партии, в отношении которой вынесено такое решение, иной политической партии, федеральный список кандидатов которой зарегистрирован, если будет установлено, что решение было принято ЦИК РФ с нарушением требований.

Регистрация федерального списка кандидатов, выдвинутого политической партией, может быть отменена Верховным Судом РФ по заявлению ЦИК РФ, иной политической партии, федеральный список кандидатов которой зарегистрирован не позднее чем за пять дней до дня голосования в следующих случаях:

1) при вновь открывшихся обстоятельствах, являющихся основанием для отказа в регистрации федерального списка кандидатов (предусмотрены пунктами 1, 4.1, 4.2, 7, 8 или 10 части 3 статьи 44 Федерального
закона)[19]. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации
федерального списка кандидатов, но не были и не могли быть известны ЦИК РФ;

2) неоднократном использовании руководителем политической партии преимуществ своего должностного или служебного положения;

3) установлении факта подкупа избирателей политической партией, ее доверенным лицом, уполномоченным представителем, в том числе по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией;

4) использовании политической партией, ее уполномоченным представителем по финансовым вопросам в целях получения определенного результата на выборах, помимо средств своего избирательного фонда и избирательных фондов ее региональных отделений, иных денежных средств, составляющих более 5 % от установленной Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии;

5) превышении политической партией, ее уполномоченным представителем по финансовым вопросам расходов из средств избирательного фонда более чем на 5 % от установленной в соответствии с Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии;

6) несоблюдении политической партией ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также несоблюдении кандидатом, включенным в зарегистрированный федеральный список кандидатов, ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 указанного Федерального закона, если политическая партия, выдвинувшая этот список, не исключит такого кандидата из списка;

7) неоднократном несоблюдении политической партией, федеральный список кандидатов которой зарегистрирован, ограничений, предусмотренных частью 5.2 статьи 62 Федерального закона;[20]

8) установлении в отношении политической партии факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в пункте 4 части 4.2 статьи 5 Федерального закона (но до выдвижения федерального списка кандидатов), эта политическая партия осуществляла деятельность, указанную в подпункте «ж» пункта 8 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также установлении такого факта в отношении кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов в течение указанного периода (но до приобретения гражданином статуса кандидата), если политическая партия, выдвинувшая этот список, не исключит такого кандидата из списка.

Регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, может быть отменена Верховным Судом РФ по заявлению ЦИК РФ, иной политической партии, федеральный список кандидатов которой зарегистрирован, в случаях:

1) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для исключения кандидата из федерального списка кандидатов (предусмотрено пунктами 1, 2, 3, 4 или 6 части 4 статьи 44 указанного ФЗ). При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации списка кандидатов, но не были и не могли быть известны ЦИК РФ;

2) неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;

3) несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

4) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости;

5) установления факта подкупа избирателей кандидатом, а также действующими по его поручению иным лицом или организацией.

Региональная группа кандидатов может быть исключена из федерального списка кандидатов на основании решения Верховного Суда РФ, вынесенного по заявлению ЦИК РФ, в случае превышения региональной группой кандидатов расходов из средств избирательного фонда соответствующего регионального отделения политической партии более чем на 5 % от установленной в соответствии с федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств указанного избирательного фонда.

Политическая партия, в отношении которой возбуждено дело о защите избирательных прав граждан, вправе исключить из выдвинутого ею федерального списка кандидатов кандидата, действия которого послужили поводом для обращения в суд. Исключение избирательным объединением такого кандидата из федерального списка кандидатов до принятия судом решения по делу является основанием для прекращения производства по делу.

Заявление об отмене регистрации кандидата, федерального списка кандидатов, об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования.

Возможна отмена решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов депутатов Государственной Думы. Законодатель предусматривает, что если при проведении голосования или установлении его итогов были допущены нарушения Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», то вышестоящая избирательная комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов депутатов Государственной Думы может отменить решение нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования и принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, то – о признании итогов голосования и результатов выборов недействительными.

После установления итогов голосования, определения результатов выборов депутатов Государственной Думы вышестоящей избирательной комиссией решение нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол избирательной комиссии и (или) сводную таблицу. О принятом избирательной комиссией решении об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, о внесении изменений в протокол и (или) сводную таблицу комиссия информирует ЦИК РФ. В случае принятия судом решения о внесении изменений в протокол избирательной комиссии и (или) сводную таблицу избирательная комиссия, составившая этот протокол и (или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования с отметкой: «Повторный» и (или) новую сводную таблицу с отметкой: «Повторная».

Суд соответствующего уровня, отменив решение избирательной комиссии об итогах голосования, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, если при проведении голосования или установлении его итогов были допущены нарушения Федерального закона «О выборах депутатов в Государственную Думу…» [1], Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В случае если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, то суд может признать итоги голосования недействительными.

Основанием для отмены судом решения ЦИК РФ о результатах выборов депутатов Государственной Думы после их определения является одно из следующих установленных судом обстоятельств:

1) политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов, израсходовала на проведение избирательной кампании, помимо средств своего избирательного фонда и избирательных фондов своих региональных отделений, иные средства, составляющие более 10 % от установленной Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии;

2) политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов, осуществляла подкуп избирателей, поэтому указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

3) политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов, при проведении предвыборной агитации вышла за рамки ограничений, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;

4) руководитель политической партии, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов, использовал преимущества своего должностного или служебного положения, а указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.

Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов депутатов Государственной Думы в случаях нарушения порядка составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, незаконного отказа в регистрации федерального списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, установления судом других нарушений законодательства РФ о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей. Отмена судом решения о результатах выборов депутатов Государственной Думы в случае если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей влечет за собой признание результатов выборов недействительными.

Не могут служить основанием для отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов депутатов Государственной Думы, признания итогов голосования, результатов выборов недействительными нарушения Федерального закона, способствовавшие избранию кандидатов либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за федеральные списки кандидатов, которые по результатам голосования не были допущены к распределению депутатских мандатов.

Допущенные отдельными политическими партиями нарушения могут повлечь за собой отмену судом решения о допуске федеральных списков кандидатов, выдвинутых этими политическими партиями к распределению депутатских мандатов и перераспределении депутатских мандатов. Нарушения, допущенные политической партией, федеральному списку кандидатов которой передан депутатский мандат, могут повлечь за собой отмену судом решения о передаче федеральному списку кандидатов этой политической партии депутатского мандата. В этом случае депутатский мандат остается вакантным до следующих выборов депутатов Государственной Думы.[21]

Нарушение региональной группой кандидатов требований, выразившееся в превышении расходов из средств избирательного фонда соответствующего регионального отделения политической партии более чем на 10 % от установленной предельной суммы всех расходов из средств указанного избирательного фонда, влечет за собой отмену судом решения о передаче депутатских мандатов этой региональной группе кандидатов и перераспределении депутатских мандатов внутри федерального списка кандидатов.

В случае признания итогов голосования на избирательном участке, территории, в субъекте РФ недействительными после составления соответствующей непосредственно вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, о результатах выборов эта избирательная комиссия обязана составить новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов с отметкой: «Повторный».

На основании протоколов об итогах голосования с отметками: «Повторный» или «Повторный подсчет голосов», составленных после составления вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, о результатах выборов и сводной таблицы, в протокол и сводную таблицу вышестоящей избирательной комиссии вносятся соответствующие изменения.

Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

§ 4. Регламент – основной источник деятельности
Государственной Думы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: