Общие положения о Регламенте Государственной Думы

Изменения в Регламент Государственной Думы принимаются постановлением Государственной Думы. Проект постановления Государственной Думы о внесении изменений в Регламент Государственной Думы может быть внесен депутатами Государственной Думы, фракциями, комитетами и комиссиями Государственной Думы.[22] Регламент, а также постановления палаты о внесении изменений в Регламент Государственной Думы вступают в силу со дня их принятия, если палата не примет иное решение.

Процедуры проведения заседаний Государственной Думы, рассмотрение иных вопросов деятельности Государственной Думы, не предусмотренных настоящим Регламентом, принимаются на заседании палаты большинством голосов от числа депутатов Государственной Думы, принявших участие в голосовании, оформляются протокольно и действуют со дня их принятия.

Разъяснение положений Регламента во время заседания палаты может осуществляться присутствующим на заседании палаты специально уполномоченным представителем Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, который избирается большинством голосов от общего числа членов данного комитета. При наличии у депутатов Государственной Думы либо у председательствующего возражений против приведенных разъяснений данный вопрос рассматривается на специальном заседании Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, с обязательным приглашением на заседание депутатов Государственной Думы, имевших возражения против приведенных разъяснений. Решение комитета по указанному вопросу должно быть доведено до сведения депутатов Государственной Думы.

Законопроекты, не принятые Государственной Думой в окончательной редакции, а также принятые ею, но отклоненные Советом Федерации или Президентом РФ, рассматриваются Государственной Думой следующего созыва в порядке, установленном Конституцией РФ, на той стадии законодательной процедуры, на которой было прервано их рассмотрение Государственной Думой предыдущего созыва, если иное решение не будет принято Государственной Думой нового созыва.

В случаях, установленных федеральными законами, могут быть образованы комиссии Федерального Собрания Российской Федерации. Сопредседатели комиссий Федерального Собрания РФ от Государственной Думы и другие депутаты Государственной Думы, избранные в составы соответствующих комиссий, образуют депутации Государственной Думы в данных комиссиях Федерального Собрания РФ.

Решения об утверждении численного и персонального составов депутаций Государственной Думы в комиссиях Федерального Собрания РФ и положений о порядке участия депутаций Государственной Думы в деятельности комиссий Федерального Собрания РФ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и оформляются постановлением палаты.

Информация о результатах работы депутаций Государственной Думы в комиссиях Федерального Собрания РФ направляется в письменной форме Председателю Государственной Думы в порядке, устанавливаемом положениями о порядке участия депутаций Государственной Думы в деятельности соответствующих комиссий Федерального Собрания РФ.[23]

В соответствии с утверждаемыми Правительством РФ сроками разработки прогноза социально-экономического развития РФ и проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период», подготовленного Аппаратом Государственной Думы, проект бюджетной сметы Государственной Думы на очередной финансовый год согласовывается с Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы и Комитетом Государственной Думы по бюджету и налогам. В случае несогласования проекта бюджетной сметы Государственной Думы на очередной финансовый год с одним из указанных комитетов может создаваться рабочая группа из представителей Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы в Аппарате Государственной Думы, и работников Аппарата Государственной Думы для разработки и согласования проекта бюджетной сметы Государственной Думы на очередной финансовый год, который рассматривается указанными комитетами. Согласованный проект бюджетной сметы Государственной Думы на очередной финансовый год направляется Аппаратом Государственной Думы в орган, ответственный за составление проекта федерального бюджета.

В течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного федерального бюджета осуществляется следующее:

а) руководитель Аппарата Государственной Думы представляет проект бюджетной сметы Государственной Думы на текущий финансовый год на согласование в Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы и Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам;[24]

б) согласованный комитетами проект бюджетной сметы Государственной Думы вносится Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы на рассмотрение Совета Государственной Думы;

в) одобренный Советом Государственной Думы проект бюджетной сметы Государственной Думы на текущий финансовый год утверждается распоряжением Руководителя Аппарата Государственной Думы;

г) утвержденная бюджетная смета Государственной Думы на текущий финансовый год направляется Руководителем Аппарата Государственной Думы в орган, ответственный за исполнение федерального бюджета.

В ходе исполнения бюджетной сметы Государственной Думы на текущий финансовый год предложения о перераспределении расходов по отдельным статьям экономической классификации расходов бюджетов РФ в пределах общей суммы расходов на содержание Государственной Думы, утвержденной Федеральным законом «О федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период», вносятся Аппаратом Государственной Думы в орган, ответственный за исполнение федерального бюджета, по согласованию с Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы.

Правила предоставления Государственной Думой в текущем финансовом году субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета разрабатываются Аппаратом Государственной Думы по согласованию с Министерством финансов РФ, согласовываются с Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы и утверждаются распоряжением Руководителя Аппарата Государственной Думы в I квартале текущего финансового года.[25]

В течение 14 дней со дня представления годовой бухгалтерской отчетности об исполнении бюджетной сметы Государственной Думы за истекший финансовый год в орган, ответственный за исполнение федерального бюджета, Руководитель Аппарата Государственной Думы представляет отчет об исполнении бюджетной сметы Государственной Думой за истекший финансовый год на заключение в Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы и Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам. Отчет Руководителя Аппарата Государственной Думы об исполнении бюджетной сметы Государственной Думы за истекший финансовый год и заключения по нему указанных комитетов рассматриваются Советом Государственной Думы по представлению Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы. По итогам рассмотрения Совет Государственной Думы принимает решение.

Так, Регламент устанавливает правила работы депутатов с избирателями. Действительно, депутат Государственной Думы поддерживает связь с избирателями на соответствующей территории или в субъекте РФ, рассматривает обращения избирателей, лично ведет их прием в порядке и сроки, установленные Регламентом, но не реже чем один раз в два месяца, проводит встречи с избирателями не реже чем один раз в полгода, осуществляет иные предусмотренные законодательством РФ меры, обеспечивающие связь с избирателями[26].

Депутат Государственной Думы может осуществлять прием избирателей в приемной Государственной Думы.

В период заседаний Государственной Думы формой работы депутатов Государственной Думы с избирателями является прежде всего рассмотрение поступивших предложений, заявлений и жалоб избирателей, по которым депутаты обязаны принимать меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Граждане вправе обратиться в Государственную Думу, тогда рассмотрение обращений граждан, поступивших в Государственную Думу, и проведение личного приема граждан в Государственной Думе согласовывается с Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы и утверждается Председателем Государственной Думы по представлению Руководителя Аппарата Государственной Думы[27]. Регистрация обращений граждан, обеспечение рассмотрения обращений граждан и организация личного приема граждан в Государственной Думе осуществляются Аппаратом ГД.

Ратификация, прекращение и приостановление действия
международных договоров РФ,
принятых в форме федерального закона

Проект Федерального закона «О ратификации, прекращении или приостановлении действия международного договора РФ», согласие на обязательность которого для РФ выражено в форме федерального закона, вносится в Государственную Думу Президентом РФ или Правительством РФ вместе с заверенной копией официального текста этого договора и документами, содержащими:

а) обоснование целесообразности его ратификации, прекращения или приостановления;

б) определение соответствия этого договора законодательству РФ;

в) оценку возможных финансово-экономических и иных последствий ратификации договора, включая заключение Правительства РФ[28]

В случае внесения в Государственную Думу на основании ст. 104 Конституции РФ проекта Федерального закона «О ратификации, прекращении или приостановлении действия международного договора» Российской Федерации иным субъектом права законодательной инициативы, чем Президент РФ или Правительство РФ, Государственная Дума принимает постановление о направлении внесенного законопроекта Президенту РФ для предложений по данному законопроекту.

Исходя из содержания международного договора Совет Государственной Думы определяет ответственный комитет по подготовке международного договора к ратификации, прекращению или приостановлению и направляет проект федерального закона с сопроводительными материалами на заключение в ответственный комитет, в Комитет Государственной Думы по международным делам или в Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками в соответствии с вопросами их ведения. Решением Совета Государственной Думы к участию в подготовке заключений по международному договору привлекаются другие комитеты палаты.

Ответственный комитет, Комитет Государственной Думы по международным делам или Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками могут запрашивать у соответствующих государственных органов дополнительную информацию о представлении на ратификацию, прекращении или приостановлении действия международного договора, привлекать к оценке этой информации и текста международного договора независимых экспертов. Ответственный комитет оказывает содействие другим комитетам Государственной Думы в подготовке заключений по международному договору в соответствии с вопросами их ведения, создает подготовительные комиссии. Ответственный комитет по решению Государственной Думы может проводить парламентские слушания по вопросу о ратификации, прекращении или приостановлении действия международного договора.

Правовое управление Аппарата Государственной Думы по поручению Совета Государственной Думы или ответственного комитета осуществляет правовую экспертизу представленного на ратификацию, прекращение или приостановление действия международного договора на его соответствие Конституции РФ, международным обязательствам Российской Федерации.

На заседании ответственного комитета по международному договору, представленному на ратификацию, прекращение или приостановление действия могут быть заслушаны полномочным представителем Президента РФ в Государственной Думе, полномочным представителем Правительства РФ в Государственной Думе или иными лицами, уполномоченными Президентом РФ, Правительством РФ. В обсуждении вопроса о международном договоре могут принимать участие приглашенные члены других комитетов, депутаты Государственной Думы, эксперты и иные лица. По итогам обсуждения, с учетом поступивших предложений и на основе результатов парламентских слушаний, ответственный комитет представляет заключение и проект федерального закона о ратификации, прекращении или приостановлении действия международного договора.

Заключение ответственного комитета содержит рекомендации о ратификации или о нератификации международного договора, предложения о необходимости сопроводить ратификацию, прекращение или приостановление действия данного международного договора заявлениями и (или) оговорками, допускаемыми нормами международного права, а также рекомендациями, принимаемыми Государственной Думой.

В случае если заключение ответственного комитета содержит предложение сопроводить ратификацию, прекращение или приостановление действия международного договора заявлениями или оговорками, предварительно не согласованными с Президентом РФ или с Правительством РФ, то ответственный комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект с такими заявлениями или оговорками в первом чтении.

Ответственный комитет по согласованию с Комитетом Государственной Думы по международным делам или Комитетом Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками может рекомендовать Совету Государственной Думы наиболее удобный срок внесения международного договора на рассмотрение палаты.

Заключение на представленный на ратификацию (прекращение, приостановление) международный договор принимается большинством голосов от общего числа членов ответственного комитета.

Ответственный комитет представляет Государственной Думе свое заключение, проект федерального закона о ратификации, прекращении или приостановлении действия международного договора, другие необходимые сопроводительные материалы. В обязательном порядке в соответствии с вопросами их ведения представляются заключения Комитета Государственной Думы по международным делам или Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками, а также заключения других комитетов, если указанные заключения содержат предложения воздержаться от ратификации, прекращения или приостановления действия международного договора, внести изменения в проект федерального закона о ратификации (прекращении, приостановлении) или сопроводить его заявлениями или оговорками.

Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы на представленный на ратификацию, прекращение или приостановление действия международный договор и на соответствующий законопроект включается в число обязательных документов, рассылаемых депутатам. Совет Государственной Думы включает вопрос о международном договоре в проект работы Государственной Думы вне очереди. Государственная Дума рассматривает вопросы и принимает решения о ратификации, прекращении или приостановлении международных договоров в таком же порядке, как и по другим законопроектам, если иное не предусмотрено Регламентом.

В случае если Государственная Дума сопровождает ратификацию, прекращение или приостановление действия международного договора заявлениями или оговорками, не согласованными предварительно с Президентом РФ или с Правительством РФ, то проект Федерального закона «О ратификации, прекращении или приостановлении действия международного договора» принимается в первом чтении. К такому законопроекту применяются общие правила, предусмотренные Регламентом для законопроектов, принятых в первом чтении.

На заседании Государственной Думы при рассмотрении вопроса о ратификации, прекращении или приостановлении действия международного договора с докладом выступает полномочный представитель Президента РФ в Государственной Думе, полномочный представитель Правительства РФ в Государственной Думе или иные лица, уполномоченные Президентом РФ или Правительством РФ. С содокладами могут также выступить председатель ответственного комитета, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам или председатель Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками. Государственная Дума принимает Федеральный закон «О ратификации, прекращении или приостановлении действия международного договора» большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый Государственной Думой Федеральный закон «О ратификации, прекращении или приостановлении действия международного договора» направляется Председателем Государственной Думы в Совет Федерации.

Если проект Федерального закона «О ратификации, прекращении или приостановлении действия международного договора» не набрал необходимое число голосов депутатов и в ходе этого же заседания не было принято решение о необходимости внесения законопроекта на повторное рассмотрение Государственной Думой, то международный договор считается не прошедшим процедуру ратификации, прекращения или приостановления, а законопроект возвращается в ответственный комитет.[29]

В случае если Государственная Дума принимает решение об отсрочке рассмотрения вопроса о ратификации, прекращении или приостановлении действия международного договора, такое решение должно быть мотивировано и оформляется постановлением Государственной Думы. Если, согласно ст. 125 Конституции РФ, в Конституционный Суд РФ был направлен запрос о соответствии Конституции РФ внесенного на ратификацию международного договора, то до вынесения Конституционным Судом РФ решения по этому вопросу Государственная Дума не рассматривает проект федерального закона о ратификации международного договора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: