| Уровни детерми-нации | Внутриличностная сфера |
| Нейро-физиологический | · общая ослабленность организма, · слабый тип ВНД, · неврозы, · нарушения слуха, зрения, артикуляции, · микропоражения в коре головного мозга, · скрытые недуги, физические недостатки |
| Психологический | · несформированность положительной мотивации учения; · неадекватная самооценка; · низкий уровень познавательных способностей: o малый объем оперативной и механической памяти, o неустойчивое внимание, o неразвитое мышление. · нарушения в эмоционально-волевой сфере: o ослабленная волевая регуляция, o тревожность (семейная, школьная, самооценочная) |
| Педаго-гический | Низкая интенсивность и низкая эффективность учебной деятельности, пробелы в знаниях, пропуск большого количества учебного времени, несформированность учебных умений и навыков, низкая техника чтения, счета, недисциплинированность |
| Уровни детерми-нации | Внеличностная сфера |
| родители | учителя | сверстники и “значимые” взрослые |
| Нейро-физиоло-гический | Ребенок нежеланный, случайный, недоношенный, с родовыми травмами, с отягощенной наследственностью, сокрытие информации | Отсутствие информации, нежелание ею овладевать, с нею считаться | Пассивность, обреченность |
| Психоло-гический | Бедность сенсорной и речевой стимуляции, недостаток родительской любви, заботы, ласки, тепла или гиперопека: “перекормленные”, избалованные дети, нищета- малый материальный достаток, пониженное настроение | Неумение изучать и учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка, неумение определять “зону ближайшего развития”, выявлять резервы и творческие способности | Отсутствие чувства защищенности, причастности к общему делу, эмпатии |
продолжение на след.стр.
продолжение таблицы
| Уровни детерми-нации | Внеличностная сфера |
| родители | учителя | сверстники и “значимые” взрослые |
| Педагогический | Низкий уровень психолого-педагогической культуры, самоустранение от обязанностей воспитателя, аморальность поведения, отсутствие желания контактировать со школой, медицинскими работниками, учреждениями дополнительного образования, социально-психологической службы | Стереотипность авторитарного стиля общения, отсутствие дифференцированного подхода, щадящего режима. Нетворческое мышление, низкий уровень мастерства, неумение создать ситуацию успеха, положительную мотивацию учебной и общественно-полезной деятельности | “Выпадение” из детского коллектива, “отверженный”, отсутствие перспектив личностного и профессионального роста, неумение включить в коллективную, групповую, индивидуальную деятельность в соответствии с интересами и возможностями |
Причины и способы коррекции негативных проявлений
в поведении учащихся
| Причины | Способ коррекции Рекомендации и мероприятия |
| I группа. Отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы, чрезмерно выраженные индивидуально - типологические особенности, вплоть до акцентуаций характера, психопатий. | Направить к патопсихологу или психоневрологу. Организовать комплекс медико-педагогических воздействий |
| II группа. Педагогически неверные формы и методы воздействия. | Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Педагогический такт в общении с ребенком. Пересмотр позиции и поиск выхода из создавшейся ситуации. |
| III группа. Значительные пробелы в овладении этическими знаниями. Несформированность нравственных представлений, навыков поведения. | Помощь в избавлении от недостатков посредством внешних стимулов. Кропотливая работа по восполнению пробелов в воспитании. Систематический контроль, постоянная поддержка ребенка в его стремлении овладеть своим поведением |
| IV группа. Изменение личности связаны с искажением ее представлений о взаимоотношениях с окружающими. Уверенность в своей правоте, не видит своих отрицательных качеств. Ищет причину своих недостатков во внешних обстоятельствах. | Перевоспитание личности. Налаживание взаимоотношений со школьником, начиная с корректировки своего собственного отношения к нему. Создание условий, благоприятных для такой работы. |