Причины общего отставания в учении, развитии, воспитании
Уровни
детерми-нации
| Внутриличностная сфера
|
Нейро-физиологический
| · общая ослабленность организма,
· слабый тип ВНД,
· неврозы,
· нарушения слуха, зрения, артикуляции,
· микропоражения в коре головного мозга,
· скрытые недуги, физические недостатки
|
Психологический
| · несформированность положительной мотивации учения;
· неадекватная самооценка;
· низкий уровень познавательных способностей:
o малый объем оперативной и механической памяти,
o неустойчивое внимание,
o неразвитое мышление.
· нарушения в эмоционально-волевой сфере:
o ослабленная волевая регуляция,
o тревожность (семейная, школьная, самооценочная)
|
Педаго-гический
| Низкая интенсивность и низкая эффективность учебной деятельности, пробелы в знаниях, пропуск большого количества учебного времени, несформированность учебных умений и навыков, низкая техника чтения, счета, недисциплинированность
|
Уровни
детерми-нации
| Внеличностная сфера
|
родители
| учителя
| сверстники и “значимые” взрослые
|
Нейро-физиоло-гический
| Ребенок нежеланный, случайный, недоношенный, с родовыми травмами, с отягощенной наследственностью, сокрытие информации
| Отсутствие информации, нежелание ею овладевать, с нею считаться
| Пассивность, обреченность
|
Психоло-гический
| Бедность сенсорной и речевой стимуляции, недостаток родительской любви, заботы, ласки, тепла или гиперопека: “перекормленные”, избалованные дети, нищета- малый материальный достаток, пониженное настроение
| Неумение изучать и учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка, неумение определять “зону ближайшего развития”, выявлять резервы и творческие способности
| Отсутствие чувства защищенности, причастности к общему делу, эмпатии
|
продолжение на след.стр.
продолжение таблицы
Уровни
детерми-нации
| Внеличностная сфера
|
родители
| учителя
| сверстники и “значимые” взрослые
|
Педагогический
| Низкий уровень психолого-педагогической культуры, самоустранение от обязанностей воспитателя, аморальность поведения, отсутствие желания контактировать со школой, медицинскими работниками, учреждениями дополнительного образования, социально-психологической службы
| Стереотипность авторитарного стиля общения, отсутствие дифференцированного подхода, щадящего режима. Нетворческое мышление, низкий уровень мастерства, неумение создать ситуацию успеха, положительную мотивацию учебной и общественно-полезной деятельности
| “Выпадение” из детского коллектива, “отверженный”, отсутствие перспектив личностного и профессионального роста, неумение включить в коллективную, групповую, индивидуальную деятельность в соответствии с интересами и возможностями
|
Причины и способы коррекции негативных проявлений
в поведении учащихся
Причины
| Способ коррекции
Рекомендации и мероприятия
|
I группа. Отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы, чрезмерно выраженные индивидуально - типологические особенности, вплоть до акцентуаций характера, психопатий.
| Направить к патопсихологу или психоневрологу.
Организовать комплекс медико-педагогических воздействий
|
II группа. Педагогически неверные формы и методы воздействия.
| Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Педагогический такт в общении с ребенком.
Пересмотр позиции и поиск выхода из создавшейся ситуации.
|
III группа. Значительные пробелы в овладении этическими знаниями. Несформированность нравственных представлений, навыков поведения.
| Помощь в избавлении от недостатков посредством внешних стимулов.
Кропотливая работа по восполнению пробелов в воспитании.
Систематический контроль, постоянная поддержка ребенка в его стремлении овладеть своим поведением
|
IV группа. Изменение личности связаны с искажением ее представлений о взаимоотношениях с окружающими. Уверенность в своей правоте, не видит своих отрицательных качеств. Ищет причину своих недостатков во внешних обстоятельствах.
| Перевоспитание личности.
Налаживание взаимоотношений со школьником, начиная с корректировки своего собственного отношения к нему.
Создание условий, благоприятных для такой работы.
|