Педагогическая деятельность предполагает наблюдение за личностью дошкольника, школьника в том или другом виде деятельности, разных ситуациях общения и поведения. Метод наблюдения в исследовании личности имеет большие возможности. Использование схем наблюдения позволяет структурировать и формализовать информацию, полученную в ходе наблюдения.
Карта наблюдения Д. Стотта предназначена для изучения особенностей учеников, дезадаптированных к условиям школы. К дезадаптированным относятся два типа учеников: а) которые сами испытывают трудности и создают множество трудностей для окружающих (педагогов, родителей, других детей) ‑ это так называемые «трудные дети»; б) которым самим в школе трудно, но окружающим они не доставляют особых неприятностей.
Карта наблюдения состоит из 16 комплексов симптомов — особенностей поведения, их называют «симптомокомплексами» (СК) или синдромами. СК пронумерованы и имеют собственное название. Каждый симптомокомплекс включает определенный перечень симптомов (фрагментов) поведения ребенка.
Как заполнять карту.
В регистрационном бланке зачеркиваются те цифры, которые соответствуют тем или иным фрагментам поведения, характерным для данного ребенка. В бланке номера симптомов не всегда идут по порядку, их расположение зависит от значимости того или иного симптома. Центральная вертикальная черта отделяет более тяжелые нарушения (справа – «неприспособленность») от менее тяжелых (слева – «нарушения»).