Данную методику необходимо использовать в комплексе с методикой изучения направленности на отметку. Сопоставление результатов по данной методике и методике изучения направленности на получение отметки показывает преобладание той или иной тенденции у данного ученика.
Инструкция: «Ниже вам предлагаются вопросы-утверждения с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать только один и рядом с номером вопроса написать букву (а или б), соответствующую выбранному варианту ответа».
Текст опросника
1. Получив плохую отметку, ты, придя домой,:
а) сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил;
б) садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что следующий урок по этому предмету будет еще через день.
2. После получения хорошей отметки ты:
а) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку;
б) не готовишься тщательно, т.к. знаешь, что все равно не спросят.
3. Бывает ли, что ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой:
а) да;
б) нет.
4. Учеба для тебя – это:
а) познание нового;
б) обременительное занятие.
5. Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку:
а) да;
б) нет.
6. Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал неправильно:
а) да;
б) нет.
7. Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него отметки:
а) да;
б) нет.
8. Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул:
а) да;
б) нет.
9. Жалеешь ли ты, когда урок отменяют из-за болезни учителя:
а) да;
б) нет.
10. Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о чем в них идет речь:
а) да;
б) нет.
11. Что, по-твоему, лучше – учиться или болеть:
а) учиться;
б) болеть.
12. Что для тебя важнее – отметки или знания:
а) отметки;
б) знания.
Обработка и анализ результатов
За каждый ответ, совпадающий с ключом, начисляется один балл.
Ключ к опроснику
Мотивация на приобретение знаний: ответы «а» на вопросы 1 – 6, 8 – 11. Ответы «б» на вопросы 7 и 12. Сумма баллов (от 0 до 12) свидетельствует о степени выраженности мотивации на приобретение знаний.
Методика 4. Методика изучения направленности на отметку (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова)
Данную методику необходимо использовать в комплексе с методикой изучения направленности на приобретение знаний. Сопоставление результатов по данной методике и методике изучения направленности на приобретение знаний показывает преобладание той или иной тенденции у данного ученика.