Мотивация на получение отмети: ответы «а» на вопросы 1 – 9, ответы «б» на вопросы 10 – 12. Сумма баллов (от 0 до 12) свидетельствует о степени выраженности мотивации на приобретение знаний.
При анализе результатов исследования необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Какой тип направленности преобладает у учащихся данного класса? Чем это можно объяснить?
2. Как Вы считаете, соответствуют ли полученные результаты действительности? Обоснуйте свой вывод.
3. Проанализируйте, кто из учащихся в большей степени ориентирован на приобретение знаний, а кто на получение отметки:
4. А) мальчики или девочки;
5. Б) слабоуспевающие, хорошисты или отличники.
6. Сформулируйте психологические рекомендации по формированию мотивации учения у данной группы испытуемых.
Методика 5. «Несуществующее животное»
Для проведения необходим простой карандаш средней твердости, неостро отточенный, лист белой бумаги, ориентированный вертикально по отношению к ребенку.
Инструкция: «Придумай и нарисуй несуществующее животное и назови его несуществующим именем».
|
|
Можно уточнить, что нежелательно рисовать животное из мультфильма, т.к. оно уже кем-то придумано, вымершие животные тоже не подходят.
По ходу рисования или сразу после него желательно задавать вопросы: где живет это животное? Что оно ест? Есть ли у него враги? Друзья? Кто они? Есть ли у него родители?
Обработка и анализ результатов
Показатели состояния тревожности.
Расположение рисунка в левой нижней части листа; маленькие рисунки в левом верхнем углу; колеблющиеся, прерывистые линии, несоединенные углы; линии с нажимом, видимые с обратной стороны листа, наличие штриховки внутри контура фигуры и её деталей.
Показатели психологической защиты.
Элементы агрессивной формы защиты ‑ шипы, выступы, иглы, острые углы, когти, зубы.
Опасение и подозрительность ‑ «щиты», заслоны, удвоение линии.
Элементы тревожной формы защиты ‑ затемнение, «запачкивание» линии контура.
Направленность защиты определяется соответственно её пространственному расположению. Верхний контур – против старших по возрасту, имеющих реальные возможности принуждать к чему-либо. Нижний контур – против насмешек младших, сверстников. Боковые контуры – недифференцированная опасливость, готовность к постоянной самозащите.
Показатели низкой энергетики, депрессивности.
Слабая, паутинообразная линия, преимущественное направление линий сверху вниз. Мелкие рисунки, малый объем деталей, заполнение контура.