Показатели экономической власти фирм

Большинство показателей экономической власти фирм в той или иной мере исследователи связывают с оценкой прибыльности деятельности фирмы, так как целью и результатом осуществления рыночной власти фирмы является получение прибыли, являющейся основным свидетельством рыночного влияния. Кроме того, предполагается сравнение реальных рынков с рынком совершенной конкуренции и оценка величины экономической прибыли.

Для оценки рыночной власти используются следующие показатели:

· Коэффициент Бейна (норма экономической прибыли)

Коэффициент Бейна показывает экономическую прибыль на один рубль собственного инвестиционного капитала.

Коэффициент Бейна = ;

В условиях совершенной конкуренции экономическая прибыль фирмы в долгосрочном периоде должна быть равна нулю. Если норма прибыли на рынке превосходит конкурентную норму, то этот вид инвестирования является предпочтительным, рынок несвободно конкурентным, а, следовательно, подразумевается в силу ряда причин наличие у такой фирмы определенной рыночной власти.

При вычислении и использовании показателя нормы экономической прибыли возникает ряд трудностей, связанные с такими факторами как оценка стоимости капитала и величины амортизации. В расчетах используются бухгалтерские величины, причем бухгалтерское определение капитала исходит из исторической стоимости активов за вычетом амортизации, а действительная стоимость капитала может отличаться от этой величины. Кроме того, на начисление амортизации влияет и принцип расчета (линейный, ускоренный, замедленный), влияющий на размер бухгалтерской прибыли.

Необходимо учитывать расходы и на нематериальные активы: рекламу, научно-исследовательские разработки. Затраты осуществляются в один год, а эффект от этих затрат наблюдается в течение определенного периода. Кроме того, необходимо эти затраты учитывать как инвестиции и их стоимость переносить посредством амортизации.

Адекватное сравнение норм доходности требует учета и рискованности вложений капитала, поскольку различия в нормах могут вызываться не столько конкурентными причинами, сколько разной степенью рискованности проектов в разных отраслях.

· Индекс Аббы Лернера [46]

Данный способ определения монопольной власти был предложен в 1934г. экономистом Аббом Лернером и стал называться показателем монопольной власти Лернера , где LÎ[0;1]. Для совершенно-конкурентной фирмы L=0, для монополиста L=1, следовательно, чем ближе L к 1, тем больше монопольная власть.

На величину рыночной власти влияет чувствительность потребителей к изменению цены. Чем не эластичнее спрос, чем меньше потребители реагируют на изменение цены, тем выше рыночная власть.

Сложность вычисления коэффициента Лернера связана с тем, что информацию о предельных издержках довольно сложно получить. В эмпирических исследованиях часто используется формула для определения предельных издержек на основе данных о средних переменных затратах:

;

где r- норма нормальной прибыли,

d- норма амортизации,

K- величина капитальных активов,

Q – объем выпуска.

Однако прямое использование средних переменных издержек вместо предельных издержек для определения значения коэффициента Лернера ведет к довольно существенным ошибкам. Отклонение величины от коэффициента Лернера тем выше, чем выше норма амортизации, нормальная прибыль и стоимость используемого капитала, и чем ниже общая выручка. Заметим, что с развитием экономики отраслевых рынков индексы власти трансформируются и видоизменяются[47].

Значение индекса Лернера можно прямо связать с показателем концентрации продавцов на рынке олигополии, предположив, что он описывается моделью Курно[48].

Предельный доход каждого олигополиста, исходя из максимизации его прибыли, будет равен: ; где qi- уровень выпуска i- го олигополиста, а Q – рыночный спрос. После определенных преобразований формула принимает вид ; где si- доля фирмы - олигополиста, а ED- ценовая эластичность спроса. Приравняв предельный доход предельным издержкам, получим соответствующее значение индекса Лернера для фирмы:

Таким образом, можно сделать вывод, что показатель индекса Лернера, а соответственно и рыночная власть фирмы находится в прямой зависимости от доли фирмы на рынке и в обратной от показателя эластичности спроса. Чем выше доля фирмы и ниже показатель эластичности спроса, тем выше рыночная власть фирмы.

Средний для отрасли индекс Лернера (когда весами служат доли фирм на рынке) будет вычисляться по формуле: .

Кларк, Дэвис и Уотерсон[49] предложили следующую интерпретацию зависимости индекса Лернера от уровня концентрации с учетом согласованности ценовой политики фирм:

- для фирмы;

- для отраслевого рынка;

где - показатель согласованности ценовой политики фирм, принимающий значение от 0 (что соответствует независимому поведению фирм – взаимодействию фирм по Курно) до 1 (что соответствует заключению картельного соглашения, то есть абсолютной рыночной власти).

Чем выше показатель согласованности ценовой политики, тем меньше зависимость индекса Лернера для фирмы от ее доли на рынке, а для отрасли в целом – от концентрации продавцов.

Сам показатель сговора оценивается исследователями на основании построения линейной регрессии, показывающей зависимость индекса Лернера для фирмы от ее доли на рынке . Показатель = , что приводит к выводу, что при некооперативном поведении продавцов в модели Курно значение индекса Лернера линейно зависит от доли фирмы на рынке (показатель=0). Напротив, в рамках картельного соглашения, максимальной рыночной власти, индекс Лернера не зависит от доли фирмы на рынке.

По оценкам этих исследователей, в 104 рассмотренных ими отраслях показатель согласованности ценового поведения изменялся от 0,039 до 0,536, причем полученные результаты подкреплялись другими данными о наличии или отсутствии согласованности в ценообразовании.

· Коэффициент Тобина

Коэффициент Тобина связывает рыночную стоимость фирмы, измеряемую рыночной ценой ее акций с восстановительной стоимостью ее активов и является также показателем капитализации фирмы:

;

где Р – рыночная стоимость активов фирмы,

С – восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме расходов, необходимых для приобретения активов фирмы по текущим ценам.

Если q>1, то это расценивается как свидетельство полученной или ожидаемой положительной экономической прибыли. А, следовательно, доказательством наличия определенной рыночной власти.

Использование индекса Тобина в качестве информации о положении фирмы базируется на гипотезе эффективного финансового рынка. К преимуществам использования этого показателя относится то, что он позволяет избежать проблемы оценки нормы доходности и предельных издержек.

Многочисленные исследования[50] установили, что коэффициент q в среднем довольно устойчив во времени, а фирмы с высоким его значением обычно обладают уникальными факторами производства или выпускают уникальные товары, то есть для этих фирм характерно наличие рыночной власти и вследствие этого положительной экономической прибыли. Фирмы с небольшими значениями q действуют в конкурентных или регулируемых отраслях, а, следовательно, они обладают незначительной рыночной властью.

· Коэффициент Папандреу

Коэффициент рыночной власти Папандреу основывается на концепции перекрестной эластичности остаточного спроса на товар фирмы. Необходимым условием осуществления рыночной власти служит низкое влияние на объем продаж фирмы цены продавцов на взаимосвязанных рынках или сегментах одного и того же рынка.

Однако сам по себе показатель перекрестной эластичности остаточного спроса не может служить показателем рыночной власти, так как его величина зависит от двух факторов, оказывающих противоположное влияние на рыночную власть: от числа фирм на рынке и от уровня заменяемости товара рассматриваемого продавца и товаров других фирм. Увеличение числа фирм на рынке приводит к снижению их взаимозависимости и соответствующему снижению показателя перекрестной эластичности остаточного спроса. На рынке совершенной конкуренции эластичность остаточного спроса на товар фирмы стремится к нулю.

Снижение взаимозаменяемости товара фирмы и товаров других продавцов в результате углубления дифференциации продукта приводит к снижению эластичности остаточного спроса. Но точно так же и уход крупных продавцов с рынка, где действует рассматриваемая нами фирма, будет приводить к снижению ее зависимости от ценовых решений других фирм, к снижению эластичности остаточного спроса. По определению чистой монополии, фирма не должна иметь близких заменителей, следовательно, для монополии показатель эластичности остаточного спроса (совпадающего с рыночным спросом) также будет стремиться к нулю.

Кроме того, влияние ценовой политики других фирм на рынке на объем продаж рассматриваемой фирмы зависит от ограниченности мощности других фирм, от того, насколько они смогут в действительности увеличить объем собственных продаж и тем самым снизить долю рынка нашей фирмы.

Для преодоления этой проблемы Папандреу в 1949 г. предложил так называемый коэффициент проникновения, показывающий, на сколько процентов изменится объем продаж фирмы при изменении цены конкурента на один процент. Формула показателя рыночной власти Папаннреу выглядит так:

;

где QDi - объем спроса на товар фирмы, обладающей монопольной властью;

Pjцена конкурента (конкурентов);

λj – коэффициент ограниченности мощности конкурентов, измеряемый как отношение потенциального увеличения выпуска к росту объема спроса на их товар, вызванного понижением цены ().

Индекс Папандреу практически не используется в прикладных исследованиях, однако он весьма любопытно отражает две грани рыночной власти: наличие товаров – заменителей на рынке и ограниченность мощности конкурентов (или возможность их проникновения в отрасль).

Величина перекрестной эластичности спроса свидетельствует о возможности переключения спроса потребителей на товар конкурентов. Сомножитель λj характеризует, в сою очередь, способность конкурентов воспользоваться увеличением спроса на их продукцию. Чем ниже любой из сомножителей, тем выше рыночная власть фирмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: