Культура. Развитие народного образования было обусловлено прежде всего нарастающей потребностью в квалифицированных кадрах для растущей промышленности

Развитие народного образования было обусловлено прежде всего нарастающей потребностью в квалифицированных кадрах для растущей промышленности. Но эпоха контрреформ Александра III знаменовала собой некоторые регрессивные тенденции в сфере просвещения. Была повышена плата за обучение. В 1884 г. новый университетский устав («чугунный устав») ликвидировал автономию университетов и отдал все вузы во власть министра просвещения и попечителей учебных округов. В 1883 г. началась новая реформа в сфере образования: самыми массовыми начальными учебными заведениями стали церковноприходские школы. (в 1885 г. в них обучалось 52,5 тыс. школьников). В 1887 г. министр просвещения издал печально известный циркуляр о "кухаркиных детях", запрещавший поступление в гимназии детям из низших сословий.

Антидемократические тенденции в сфере просвещения усиливались деятельностью Святейшего Синода во главе с К. П. Победоносцевым. Синод санкционировал усиление религиозного компонента в образовании в ущерб светскому компоненту. Тем не менее, успехи народного образования были заметны. В начале 80-х гг. в стране было около 70 тыс. учащихся гимназий. По данным переписи 1897 г. доля грамотных в России составила 22,9% всего населения.

Общественный подъем в эти годы дал значительный толчок научной деятельности. Обмен опытом между русской и зарубежной наукой становился все более оживленным, принося возрастающую пользу обеим сторонам. Заметную роль в развитии наук в это время сыграли научные общества (Вольное экономическое, Минералогическое, Русское географическое и др.).

В 1882 г. была отменена государственная монополия на театры. В связи с этим быстро стали возникать частные театры и театральные кружки. Быстро развивалась деятельность меценатов из среды крупных капиталистов.

В то же время усилились гонения в сфере литературы и издательского дела. В 1882 г. был введен новый закон о печати, ужесточивший требования цензуры. В результате в начале 80-х гг. было закрыто большое количество либеральных изданий.

В целом в русской культуре конца XIX в. наблюдается рост патриотических настроений. Во многом он был связан с тем, что европейские державы негативно относились к участию России в европейских делах. Этот рост интереса ко всему национальному проявился в расцвете национальной тематики в искусстве и литературе, в открытии памятников и музеев, в создании «русского стиля» в архитектуре и даже в моде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: